search
main
0

Сор в избе: хранить вечно! Конфликты в школе – дело, увы, обычное

​Несколько лет назад на региональном конкурсе «Учитель года» участникам дали импровизационное задание – рассказать о педагогической ситуации, которая врезалась им в память, из которой они вынесли очень важный жизненный урок.

Один из лидеров конкурса рассказал замечательную историю. В его элитной школе, где учатся обеспеченные, но практически одинокие дети из состоятельных семей, была девочка, которая особенно остро чувствовала свое одиночество. Ее родители – крупные бизнесмены – часто и долго бывали за границей, девочка жила с няней, которой, как родителям, не могла рассказать о каких-то своих переживаниях, копила все в себе, а потому стала нервной, раздражительной, не могла наладить контакт ни с детьми, ни с педагогами, обращала на себя внимание дерзкими словами, то есть хоть и училась неплохо, слыла трудной ученицей, которую в школе терпели, не больше, тем более что ее родители были щедрыми спонсорами.В один прекрасный для девочки момент на работу в школу приходит молодой учитель, у которого нет предвзятости ни к одному ребенку – он пока никого не знает. Ему, как классному руководителю, хочется проявить себя, он предлагает детям устроить концерт для всей школы и родителей, выступить с тем, с чем им захочется. Все с энтузиазмом соглашаются, кроме той самой девочки, сидящей на последней парте. Учитель оставляет ее после классного часа, начинает расспрашивать, и в конце концов, о чудо, девочка признается, что любит петь, но знает, что никто никогда ее на сцену не выпустит за плохое поведение. Вот он, момент, когда можно доказать, что молодой педагог не зря изучал в вузе психологию! Учитель вписывает девочку в программу концерта, завуч по воспитательной работе, другие педагоги, работающие в этом классе, просмотрев список, предупреждают: во-первых, эта затея станет первым и большим провалом в его карьере – девочка никогда не сможет выйти на сцену и спеть, потому что не способна к положительным поступкам, а во-вторых, выступление на концерте перед такой большой аудиторией – поощрение, которого девочка за свое дерзкое поведение не заслужила. Но молодой учитель не сдается, уговаривает учительницу музыки позаниматься с его подопечной, та соглашается, хотя и не сразу, и подготовка начинается. Девочка не пропускает ни одного занятия, правда, и молодой учитель посещает их так усердно, как будто сам стремится выйти на сцену. Наступает торжественный момент: концерт, в зале полно родителей, на сцену выходят дети – поют, играют, танцуют, рассказывают стихи. Очередная выступающая – подопечная молодого педагога – исполняет любимую песню, причем поет лучше всех, у нее явно выдающиеся вокальные способности, все удивлены, зал рукоплещет, учитель поднимается на сцену, вручает букет, поздравляет, у девочки слезы на глазах и счастливая улыбка.С этого момента в школе больше нет трудной ученицы, есть творческая девочка, которая с удовольствием учится, участвует в общественной жизни, с ней хотят дружить ученики, ее отмечают учителя. Хеппи-энд!Рассказ замечательный, действительно поучительный, на «Учителе года» его записывают корреспонденты, конкурс заканчивается, история напечатана в газетах, все ее читают, вспоминают девочку, которая теперь живет с родителями за границей и учится пению, не забывает присылать открытки к праздникам любимому учителю. Радуются все, кроме директора школы. Прочитав материал в газете, он вызывает учителя для серьезного разговора, учитель полагает, что ему скажут спасибо, но все происходит совсем по-другому. «Вы не патриот нашей школы, – говорит директор. – Зачем вы вытащили эту давнюю историю, покрасоваться захотели? Как вы могли сказать, что родители наших детей к ним равнодушны, что кто-то из этих детей одинок при таких уважаемых родителях? А родители, между прочим, все годы учебы своих детей хорошо помогают нам материально, какие к ним могут быть претензии? Просто не знаю, как теперь смотреть им в глаза. Я предлагаю вам написать заявление об уходе по собственному желанию!» Сказать, что это прозвучало как гром среди ясного неба, не сказать ничего. Молодой педагог, правда, к тому времени уже переставший быть молодым по причине накопившегося стажа работы, пытался оправдываться, но почему-то все аргументы насчет того, что его рассказ был о замечательной школе, в которой находят подход к каждому ребенку, почему-то не имел успеха.В конце концов нарушителя пожалели, может быть, уж больно хорош был как предметник, а может быть, директор побоялся, что вдруг станут расспрашивать, куда это ушел учитель, успешно участвовавший в конкурсе, – оставили в школе, но на профсоюзных собраниях, педагогических советах не уставали пинать (словесно), бесконечно вспоминая по каждому поводу, дескать, каков подлец, опозорил весь коллектив педагогов и родителей. Он теперь вдруг понял ту самую трудную девочку, для которой стал ангелом-хранителем, осознал, что тогда для нее сделал. С тех пор учитель в конкурсах не участвует, никаких историй никому и никогда больше не рассказывает, а от классного руководства отказывается наотрез, не ровен час увидишь еще какую-нибудь одинокую ученицу, педагогическая забота о ней самому боком выйдет.Был ли тут конфликт? Конечно, был, только не совсем стандартный – без криков, осложнений, судебных исков, такой скрытый, что только очень внимательному наблюдателю удалось бы рассмотреть его в школе, которая в области на очень хорошем счету, посторонний человек даже предположить не смог бы, что тут возникла чисто педагогическая конфликтная ситуация. Конфликт тот был косвенным, но затрагивал очень многих из тех педагогов, что продолжали работать в коллективе. Это похоже на костер, который никак не догорит, а все дымится и дымится.Первая составляющая конфликта в том, что никто из учителей девочки не смог понять, почему она попала в разряд трудных, не попытался разобраться в ситуации, найти к ней подход. Вполне вероятно, что и класс был не из легких, в таком всегда бывают ученики, слывущие трудными, ведь не случайно классное руководство в нем сразу отдали только что пришедшему в школу выпускнику педвуза. Понятно, что он, польщенный доверием, хотел работать с этим классом, внимательно относился к каждому, поэтому и на девочку обратил внимание, но поддержали ли его старшие коллеги? Нет, собственное педагогическое заблуждение они попытались передать молодому коллеге: не надо привлекать ее к участию в концерте. Тут так и хочется представить умудренных опытом педагогов-ветеранов, свысока взирающих на новичка, взаимоотношения поколений в школьном коллективе могли стать еще одной составляющей общего педагогического конфликта.Дальше больше: молодой учитель долго уговаривал учительницу музыки позаниматься с его подопечной (вполне вероятно, что в этой школе не принято помогать коллегам, тут каждый за себя). Казалось бы, если девочка хочет петь, это должно сразу заинтересовать учительницу музыки (странно, что до того момента она не знала о способностях ученицы), но ее пришлось уговаривать. Почему? Можно предложить несколько версий: во-первых, скажем, она уже привыкла, что музыка в школе – предмет неглавный, и поэтому недоверчиво отнеслась к просьбе коллеги; во-вторых, вполне вероятно, могла тоже подумать, что девочка не будет заниматься, и заранее складывала руки, ведь в коллективе устойчивое мнение о ней как о трудной, и учительница уже, видимо, была готова к тому, что и у нее ничего с ученицей не получится; в-третьих, не исключено, что по нынешним меркам учительница музыки была меркантильна и дополнительно давала занятия только за деньги, а молодому учителю ей платить было нечем. Куда ни кинь, конфликт просвечивается сразу.Наконец, конфликтная ситуация должна была возникнуть в тот момент, когда девочке на сцене сопутствовал успех: какие чувства при этом испытывали все те педагоги, что поставили на ней клеймо трудной, а она оказалась талантливой? Даже если они не признались себе в этом, должны были понять, что молоденький коллега без году неделя в школе, а уже сумел справиться с тем, с чем им, умудренным педагогическим опытом, справиться, увы, не удалось.Отдельная конфликтная ситуация, конечно, связана с родителями, которые не могли или не хотели заниматься воспитанием дочери. Это сегодня очень часто встречающаяся ситуация: для родителей главное – работа (конечно, она ведь основа благосостояния семьи), дети – на втором или третьем плане. Но вполне вероятно, что родители и не подозревали о том, что происходит с их дочерью. Оценки неплохие, беспокоиться не о чем, рассказы няни – сплошной позитив, учителя о трудностях ни гу-гу (а что гу-гу, если родители – щедрые спонсоры). Вот и получилось, что одни взрослые думали исключительно о себе, трусили и не говорили правды, а другие щедро откупались от проблем, но, кто знает, во что бы маме и папе обошлась сломанная судьба дочери, не встреться той такой молодой и внимательный учитель.Ну и наконец, нельзя не сказать о позиции директора, который тоже вовлечен в этот конфликт. О чем узнал директор, но не от своих педагогов и подчиненных, а из газетной публикации? Во-первых, не все в его школе так хорошо, как ему кажется, а об этом узнала еще и широкая аудитория, то есть и на солнце есть пятна. Во-вторых, не так уж хороши в его школе некоторые учителя, ведь они не смогли решить сложную педагогическую задачу, с которой справился молодой учитель. Вероятно, директор пугал его увольнением, а вот если действительно решил уволить, то тут можно подумать о его состоятельности как руководителя.А теперь, почему же все-таки вся эта история конфликтная? Потому что закончилась она, как и подобает серьезному конфликту, педагогической трагедией. Любой конфликт в школе чреват тем, что в результате меняются, причем не в лучшую сторону, практически все его участники: пожаловавшиеся становятся сутяжниками, смелые – хамами, струсившие – подлецами, проигравшие – тихими и не способными на поступки. Жертва описанного конфликта – учитель, которому уже не очень хочется помогать своим ученикам.Советы психологов    Конфликты с сослуживцами – явление достаточно частое, оно возникает почти в каждом коллективе. На рабочем месте приходится контактировать с самыми разными людьми, в интересах каждого сотрудника научиться строить общение со всеми коллегами независимо от того, вызывают они симпатию или антипатию.    Умение разрешать возникающие конфликты – очень ценное личностное качество, которое позволит не только чувствовать себя уверенно в коллективе и иметь уважительные отношения с сослуживцами, но и добиваться больших результатов в работе.    Конфликт может возникнуть в любом коллективе, это может быть конфликт между двумя или несколькими коллегами, между начальством и подчиненными, между одним человеком и группой. Конфликты возникают в результате столкновения разных интересов, противоположных точек зрения.    Если вы имеете претензии к качеству работы одного из сотрудников, то высказывайте их конкретно этому человеку, никогда не обобщайте их на весь коллектив или его часть. Свои претензии предъявляйте только от своего имени, говорите только о том, что не нравится именно вам, а не кому-то еще или всем сразу.    Если какие-то черты в поведении ваших коллег осложняют рабочий процесс, то решать проблему нужно сразу же. Обоснованные критические замечания, сделанные в спокойной обстановке, порой бывают очень продуктивны. Если же вы будете молча терпеть, то количество прегрешений будет увеличиваться, раздражение возрастать, а это прямая дорога к возникновению конфликта. Однажды вы выскажете коллеге все и сразу, это будет вашей ошибкой.    Критика должна быть конструктивной и относиться только к работе.(«Учительская газета», №31 от 4 августа 2015 года)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте