Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сообщи туда, не знаю куда. Незнание законов мешает профилактике преступности

Учительская газета, №14 от 3 апреля 2007. Читать номер
Автор:

Школа – это зона риска. Кто-то посчитает данное утверждение спорным, но звучит оно из уст людей, каждый день имеющих дело со статистикой правонарушений несовершеннолетних. В Петербурге наблюдается официальное снижение уровня преступности несовершеннолетних: по итогам 2006 года, число малолетних участников преступлений составило 1175 человек. Однако при снижении показателя уровня преступности удельный вес той или иной категории несовершеннолетних в общем количестве участников преступлений растет. Как ни прискорбно, но за последние годы криминальная активность увеличилась именно среди учащихся: с 43 процентов в 2001 году до 48,5 в 2006-м.

По данным УВД а и Ленинградской области, сегодня каждое второе преступление, совершенное подростками в этих регионах, классифицируется как тяжкое или особо тяжкое. Высока доля групповых преступлений – 41,8 процента. Почти половина преступлений совершается на улицах и в общественных местах.

Тема профилактики правонарушений является актуальнейшей для образовательных учреждений. Проблема здесь в отсутствии информации. Например, в 2006 году по инициативе образовательных учреждений выявлено всего 11 процентов неблагополучных семей, тогда как именно школе более всего доступна информация о ребенке и его семье. В этой ситуации многое зависит от работы социального педагога.

Проблемы возникают из-за непонимания или неверного толкования норм законодательства. По замечанию старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Санкт-Петербурга Ольги Качановой, основополагающим нормативно-правовым документом, который регулирует правоотношения в этой сфере, является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сегодня большинство вопросов, связанных с социальной проблематикой, с федерального уровня перенесены на уровень субъектов РФ. Им дано право разрабатывать специальные целевые программы, принимать свои нормативные документы, подзаконные акты и т.д. Если выстраивать систему органов и учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности, то лидирующим в районе является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. За ней следуют органы социальной защиты населения, далее – образовательные учреждения. Затем – учреждения здравоохранения, органы по делам молодежи, отделы опеки и попечительства. На предпоследнем месте – органы внутренних дел, в том числе подразделения по делам несовершеннолетних, криминальная милиция и т.д. Одно из первых мест в этой системе отводится органам социальной защиты. На них возложены организация и проведение индивидуальной профилактической работы с беспризорными детьми и асоциальными семьями.

Проблемы во взаимодействии субъектов профилактики возникают тогда, когда школа, не знает, куда направлять информацию об учащемся, прогуливающем занятия.

– Когда я задаю этот вопрос руководителям отделов образования и директорам школ, ответы звучат разные, – говорит Ольга Качанова. – Однако верный ответ, подкрепленный статьей 14 частью 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», таков: сведения должны поступить в орган управления образованием. Почему? Потому что у ребенка проблемы в получении образования и в поведении. Кто-то считает, что подобная информация должна поступать в органы опеки и попечительства. Это неверно. Категория ребенка не установлена. Неясно, в какой семье он проживает. Является ли он оставшимся без попечения родителей либо безнадзорен? Надо уяснить себе, что органы опеки и попечительства занимаются только детьми, оставшимися без попечения родителей.

Каким образом в этом случае могут быть задействованы органы социальной защиты? Если социальный педагог или классный руководитель в работе с ребенком установили, что родители не должным образом занимаются его воспитанием и обучением, и ситуация в семье пограничная: то ли ребенок безнадзорен, но не совершает правонарушений, то ли совершает, но мы о них не знаем, так как школу он не посещает, тогда информация о нем и о семье отправляется в органы социальной защиты.

Основное требование, которое мы предъявляем ко всем субъектам профилактики, в том числе к образовательным учреждениям, – это безусловное соблюдение статьи 9 вышеупомянутого закона, которая говорит о том, что при выявлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, или семьи, где он проживает, информация должна быть незамедлительно направлена в тот субъект профилактики, который должен заниматься этим ребенком. Если он правонарушитель – в органы внутренних дел, безнадзорен – в органы социальной защиты, употребляет токсические, спиртные, наркотические вещества – в органы здравоохранения. Зачастую информация направляется сразу во все органы, и отсюда нет эффекта, нет результата. Каждая информация должна иметь конкретную характеристику ребенка и семьи. Несоблюдение этих требований – нарушение законодательства.

Статфакт

По данным УВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сегодня каждое второе преступление, совершенное подростками в этих регионах, классифицируется как тяжкое или особо тяжкое. Высока доля групповых преступлений – 41,8 процента. Почти половина преступлений совершается на улицах и в общественных местах.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту