search
main
0

Сообщество счастливых людей. Юные исследователи поразили многоопытных экспертов

В гостеприимном и живописном парк-отеле «Яхонты-Таруса» Калужской области прошел финал Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся – XVI Всероссийская конференция «Шаги в науку», организованная общероссийской детской общественной организацией Малая академия наук «Интеллект будущего» и Центром развития образования, науки и культуры «Обнинский полис». Конференция, которая собрала 395 школьников со всей России, прошла успешно, оставив добрые воспоминания и желание непременно еще раз приехать в Обнинск!

Уже не первый год «Учительская газета» является информационным партнером всех мероприятий МАН, и каждый раз вернувшегося из командировки корреспондента переполняют эмоции от увиденного.  Вот и я, изучив программу конференции и список представленных к защите тем, спланировала свою работу, отметив самые интересные, но… стало ясно, что эта миссия невыполнима. Капкан коварно захлопнулся на первой же из 15 секций, настолько интересно выступали ребята. Перейти с одной секции на другую можно было, только воспользовавшись методом Мюнхгаузена… Поймала себя на мысли, что надо бы  к следующей конференции заказать школьникам проект на тему «Как объять необъятное». Уверена, они справятся! Какие же у нас талантливые, удивительные дети! Какие творческие, самоотверженные учителя, любящие и мудрые родители! И какой все-таки замечательный проект, названный Малой академией наук, который собрал всех в этом месте в это время.Дети решают задачки для взрослыхИсследовательские работы школьников отличаются своей практической значимостью, а некоторые даже доведены до уровня патентования – таково общее мнение экспертов. Судите сами.Несколько проектов призваны решить вопрос повышения урожайности сельскохозяйственных культур.Хадижат Алибекова из Махачкалы предложила  проект «Метод прямого внесения минеральных удобрений в организм растения», при котором  удобрение вносится через небольшое отверстие, сделанное в стволе дерева. Объектом исследования стали несколько абрикосовых деревьев на дачном участке юного исследователя.Анастасия Кошевая из Абинска осмелилась привить огурцы на тыкву и представила убедительные доказательства, что возможно получить хороший урожай огурцов с очень небольшой площади. Ведь корневая система тыквы значительно больше огуречной и более глубокая.Приковали к себе внимание Лиза и Илья Голяковы из Обнинска, предложившие на суд экспертов свое исследование, как получить максимально большой урожай картофеля и капусты с маленького земельного участка. Ребятам удалось реализовать мамину идею и предложить способ выращивания картофеля в мешках: и «грядка» компактная получается,  и урожай выше, и уход проще. Анна Куприкова с блеском защитила работу «Интродукция арахиса (земляного ореха) в условиях юга Калужской области». Изучением проблемы она занималась в период с февраля по октябрь 2015 года на почвах пришкольного учебно-опытного участка Войловской школы. Эта тема увлекла и Николая Новожилова, представившего проект «Выращивание арахиса в Сортавальском районе». Оказалось, что эту культуру с успехом можно выращивать даже в открытом грунте в Карелии. А Рината Филиппова, приехавшая из Норильска,  доказала реальность культивирования теплолюбивого болгарского перца в условиях Крайнего Севера.  К числу важных практико-ориентированных тем можно отнести и проект Степана Тырцакова из Новокуйбышевска «Сложные проценты, или Стоит ли нести деньги в банк?».Тема космоса и вопросы поиска внеземных цивилизаций из фантастических фильмов и книг перекочевала в проекты юных исследователей с основательной доказательной базой. Удивили и порадовали экспертов размышления Марии Черных из Краснодара над достоинствами и недостатками проекта «SETI», созданного с целью поиска сигналов, исходящих от инопланетных цивилизаций. А белгородский ученик Данил Шаповалов ответил на вопрос, готовы ли российские школьники к покорению космоса. Очень интересный проект представил новосибирский лицеист Александр Михеев – «Проектирование и создание модели робота «Витодар» – для выдачи таблеток (витаминов) в детских больницах. Робот может раздавать таблетки детям и станцевать в награду за то, что ребенок выпил лекарство.Взрослым о детяхСеминар для педагогов и родителей  всегда одно из самых значимых событий в программе всех мероприятий, которые проводит Малая академия наук. Именно за этим – задать вопросы и получить ответы на них, обсудить наболевшие темы с единомышленниками и подискутировать с оппонентами, поделиться достижениями, обменяться творческими педагогическими находками и получить заряд бодрости  – приезжают учителя из самых дальних поселков и столичные профессора, директора школ и  руководители бизнес-проектов для образования. Председатель Малой академии наук «Интеллект будущего» Лев Юрьевич Ляшко отметил: «На конференцию «Шаги в науку» приезжают научные руководители и педагоги, которые видят свое предназначение в том, чтобы научить детей красоте научного поиска, радости творчества, искусству мыслить, чувствовать, любить. Здесь в спорах рождается истина, а обсуждения профессионалов дают жизнь новым мечтам». В середине мая 2016-го на повестке дня стоял проект будущего российского образования, формировались идеи о новых формах развития исследовательской и  проектной деятельности учащихся.Так, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Виктор Петрович Голованов предложил провести сельскую сессию МАН. Эту мысль тут же подхватили педагоги, отметив, что истоки популярной сегодня театральной педагогики лежат именно в деревенском укладе жизни.  В сельских школах дети разного возраста  вместе с родителями и учителями ставят спектакли, и эта радость совместного творчества – лучшая форма воспитания и развития. Им возразила Ольга Михайловна Мануйлова, преподаватель Дворца творчества из Череповца, подчеркнув, что нет единого для всех рецепта и что у каждого увлеченного педагога есть свои методы, свой уникальный авторский прием, с которым можно подойти и к исследовательской работе. Например, туристско-краеведческий клуб, где дети вместе с родителями и педагогами ходят в историко-краеведческие экспедиции, живут в палатках, едят из одного котла. Ребята  не по книжкам изучают историю своего края, записывают воспоминания местных жителей, ведут записи, которые потом ложатся в основу проектов. Бизнес-тренер Максим Осовский предположил, что научно-исследовательские проекты могут обеспечить деятельную и эмоциональную связь образования и воспитания. Это то, что почти совсем пропало из школьного образования за последние 30 лет. Мощный резерв для такой работы – летний оздоровительный лагерь. Всем известно, что в лагерях практикуются профильные смены пожарных, спасателей, пришло время  проводить смены юных исследователей. Кстати сказать, Малая академия наук уже много лет проводит такие летние смены. Вот и этим летом в Сочи пройдут турниры-конференции для школьников с 1-го по 10-й класс: «Юный исследователь», «Шаги в науку – Юг», «Эврика», «Юность, наука, культура – Юг». Учитель математики, доцент Института ядерной энергетики Роза Мирсаидовна Китаева привозит детей на конференцию из г. Сосновый Бор  уже четвертый год. Приветствуя идею лагеря, считает гарантией эффективности его работы отбор детей, которые уже как-то себя проявили, участвовали в конкурсах и т. п. И предлагает  продумать вопрос о предоставлении бюджетных мест успешным и талантливым детям. Другие педагоги возразили против отбора детей, ведь прежде чем спрашивать с ребенка что-либо, мы должны его научить. Наша задача – научить детей думать, и таких методик очень много.Наверное, для многих педагогов не секрет, что экспертами Малой академии наук «Интеллект будущего» как раз и разработан специальный обучающий конкурс «Эврикум»,  который помогает педагогам организовать научно-исследовательскую работу школьников. Заходите на сайт future4you.ru, скачивайте, пользуйтесь собранными материалами, адаптируйте к своим предметам. Здесь представлены более 20 конкурсов, в каждом прописан подробный «сценарий» исследования, даны способы сбора и обработки данных.  Попробуйте, и вы тоже оцените проделанный экспертами труд и эффективность предложенных методик.Малая академия наук постоянно устремлена в будущее. Так, последние три года идет работа по Атласу новых профессий. Чем занимается сити-фермер еще можно понять из названия, а вот, например, в чем суть профессии  глазир или архитектор живых систем, остается только догадываться! Разобраться в таких новых профессиях была призвана игра «Навстречу профессиям будущего».  В нее поиграли не только школьники, но и педагоги, которые были обрадованы, что полную методическую разработку можно скачать на сайте future4you.ru во вкладке «Атлас новых профессий». А в разделе  «Эрудиты России» вы найдете красивую презентацию с полным методическим описанием игры «Свои в будущем».  Сам атлас размещен на сайте atlas100.ru.  Как  жаль, что вас там не былоВаши ученики не участвовали в игре «Навстречу профессиям будущего», не блеснули эрудицией на творческой олимпиаде «Умный слон», не сразились в командной интеллектуально-творческой игре «КВАЗАР» и в турнире по настольным играм «Технология игр»,  вы не аплодировали зажигательным выступлениям творческих коллективов, не встретились с коллегами из 53 городов  страны…Но это не повод расстраиваться. Ведь у вас есть шанс приобщиться к этому яркому, динамично развивающемуся движению отважных, дерзких, изобретательных, интеллектуально и духовно богатых, увлеченных детей и взрослых. Начните с сайта Малой академии наук  «Интеллект будущего»  http: //www.future4you.ru, добро пожаловать в сообщество счастливых людей!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте