search
main
0

Сомнения остались позади. Голландские лекторы помогли российским коллегам поверить в свои силы

Российско-голландскому проекту по подготовке лекторов профсоюза исполнилось два с половиной года. В целом задачи, поставленные перед участниками проекта, решены: в Башкортостане и Нижнем Новгороде созданы учебно-методические центры, опыт применения активных форм обучения успешно передается в Марий Эл, Челябинск и другие территории, на уровне ЦК создан и активно действует банк лекторов. Пришло время подводить первые итоги и строить планы на будущее.

С этой целью в Краснодарском крае прошла международная конференция с участием представителей Всеобщего профсоюза работников образования Нидерландов (АОВ), организаций, реализующих проект, и что особенно важно, – профсоюзных лидеров других территорий, ведь именно им решать, стоит ли внедрять этот опыт у себя в регионах. Помимо выступлений координаторов проекта и отчетов участников конференция включала практические занятия модераторов профсоюза. Нижегородцы устроили мини-семинар «Методика подготовки и проведения семинарских занятий в профсоюзных организациях разного уровня». А башкирские лекторы показали мастер-классы «Кодекс педагогической этики», «Сокращение. Безвыходных ситуаций не бывает» и другие. Открывая конференцию, Николай КОЛОБАШКИН, международный секретарь ЦК профсоюза, отметил, что, подводя итоги, нужно стремиться к рождению новых идей. По совместной договоренности между ЦК профсоюза и АОВ в течение следующего года к проекту планируется подключить еще 10 организаций. Уже возникла идея совместного проекта по организации работы профсоюза с родительской общественностью.

Галина МЕРКУЛОВА, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Представляя наше образование на международной арене, наш профсоюз стремится не только к тому, чтобы о тех проблемах, которые стоят перед нашими работниками, знали во всем мире. В первую очередь мы нацелены на конструктивный диалог, на обмен опытом в интересах российского образования. Совместные международные проекты с профсоюзами разных стран направлены на решение наших уставных задач. Иными словами, на то, чтобы помочь работникам образования в современном, быстро меняющемся мире, повысить престиж учительской профессии, уровень подготовки педагогических кадров, качество образования, научить учителей отстаивать и защищать свои права. Опыт наших зарубежных коллег в данном случае неоценим.

Благодаря тому, что наша организация входит в Интернационал образования, мы имеем возможность сотрудничества с любыми профсоюзами мира. Но с первых дней у нас появились постоянные партнеры, а теперь уже друзья – профсоюзы работников образования Нидерландов и Швеции. Это организации, с которыми мы системно, на протяжении ряда лет тесно сотрудничаем и успешно реализуем образовательные проекты.

То, что мы с вами делаем в рамках проекта, скептикам может показаться не очень важным или не очень нужным. Но это не так. Мы прекрасно понимаем, какие процессы в последние десятилетия идут, как меняются профсоюзы. Мы развиваемся, совершенствуемся, но общество не хочет этого замечать, по-прежнему считая, что назначение профсоюза – стоять на площади с флагами, защищая таким образом интересы работников образования. У многих, напротив, сохранился стереотип, что профсоюз – это больничные листы, путевки, праздники и чаепития. Общество в целом не понимает миссию профсоюза, а порой наши члены не имеют полной информации о том, что мы делаем. Возможно, это и наша с вами недоработка. Так что подобные проекты – это необычайно важная работа, это просвещение общества в целом. Кроме того, мы повышаем квалификацию тех людей, которые участвуют в проекте, в первую очередь руководителей наших организаций.

Я признательна нашим друзьям за плодотворное сотрудничество. Идею нового проекта по работе с родительской общественностью мы с удовольствием поддерживаем, тем более что у нас такая работа ведется. Вероятно, ее надо систематизировать, усовершенствовать, и опыт наших зарубежных коллег может пригодиться. Это важно и в целом для государства, и для нас, работников профсоюза, ибо общественность будет понимать, что профсоюз не стоит в стороне, что мы в гуще событий и можем влиять на ситуацию в образовании.

Волтер ДРЕССШЕР, председатель Всеобщего профсоюза работников образования Нидерландов:

– Во многих профессиях важны международные связи, но обычно эти контакты узки. Учительские профсоюзы – исключение. Мы широко развиваем наше международное сотрудничество. Это связано с тем, что учительская профессия – не просто источник получения дохода. Это то, что идет от сердца, на благо общества в целом. Забота учителя, а, следовательно, наших профсоюзов – качество образования. Мы, в свою очередь, добиваемся того, чтобы работники образования, все участники образовательного процесса имели право голоса в решении проблем.

Мы обеспокоены ситуацией в тех странах, где образованию не уделяется должного внимания. Поэтому Интернационал образования на своем последнем конгрессе в Бразилии (2004 год) принял специальный код этики работников образования. Наша задача – отстоять право всех на получение достойного образования. Ради своего развития, ради своей страны, ради всего мира. Образование – ключевой элемент мировой экономики, социальной справедливости. Необразованный человек – предмет манипуляции. Понимание и знание дает возможность сознательно участвовать в политической жизни, а демократические принципы должны быть неотъемлемой частью школы. Если учитель далек от принципов демократии, так же далеки от них будут и учащиеся. Только свободный человек может воспитать свободного человека. Мир нуждается в образованных, демократически воспитанных людях.

Сегодня миллионы детей не имеют возможности посещать школы, причиной тому – бедность, войны, непрофессиональная политика в образовании. Эти дети работают, чтобы выжить, их права нарушаются. Тяжелый труд, отсутствие возможности получать образование подавляет личность. Получается замкнутый круг – люди живут в бедности, не зная других путей развития, и так может быть всегда. Интернационал образования стремится исправить эту ситуацию. В конце апреля им была объявлена и проведена Неделя всемирной борьбы за всеобщее образование. Мы требуем покончить с ситуацией, когда дети не имеют возможности учиться. И только все вместе мы сможем добиться успеха! А наши совместные проекты делают нас ближе, объединяют в достижении целей социальной справедливости.

Йохан СКЕРЕН, координатор проекта с голландской стороны:

– Мое знакомство с Россией, ее системой образования началось десять лет назад. Тогда мы ничего не знали о вашей стране, сегодня благодаря нашей совместной работе с ЦК профсоюза Россия стала нам ближе. То, что мы начинали и продолжаем работу именно с центрального комитета, не случайность, а система. У нас в профсоюзе вся деятельность координируется из центрального исполнительного органа – исполкома, членом которого я являюсь. Это позволяет укреплять межрегиональные связи, объединять профсоюзные организации разного уровня. Думаю, что и у вас такая ситуация.

Совместный проект двух наших профсоюзов поддерживался и финансировался агентством МАТРА, которое действует в рамках министерства иностранных дел Голландии. Это агентство поддерживает демократические образовательные проекты в тех странах, где происходит смена общественных формаций, где идут реформы.

Начавшись в январе 2005 года, наш совместный проект заканчивается. Конечно, все мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество, но сегодня пришло время подводить итоги. Большой вклад в реализацию проекта внес профсоюз России. Здесь велика заслуга ЦК, здесь велика заслуга регионов – Башкортостана, Нижнего Новгорода, Марий Эл, Челябинска.

С самого начала мы определили направления нашей работы и те задачи, которые стремились решить в ходе реализации проекта. Их можно обозначить так: децентрализация в образовании, возникающие при этом различия в регионах и адаптация профсоюза в современных условиях. Мы должны профессионально подходить к ведению постоянных переговоров с региональными властями, постоянному информированию всех участников образовательного процесса о происходящих изменениях. На плечи профсоюза ложится большая ответственность. Необходимо не только провести переговоры таким образом, чтобы интересы педагогов не пострадали, но и добиться улучшения их положения. Это касается и уровня заработной платы и, конечно, качества подготовки учителей.

Разумеется, проект направлен и на достижение глобальных профсоюзных целей – дальнейшее укрепление профсоюзных организаций в их позиции по отношении к властям. Очень важно, чтобы организации на региональном уровне были готовы к принятию ответственности, умели добиваться поставленных целей, конечно же, при поддержке центрального комитета. Ибо без единства на самом высоком федеральном уровне решить глобальные образовательные проблемы невозможно. И, конечно, наш проект – это решение такой задачи, как изменение отношения членов профсоюза к происходящему, укрепление демократического характера организации, расширение опыта региональных и местных организаций по ведению переговоров.

Мы стремились подготовить методистов, готовых осуществлять образовательные программы в других регионах, обучать коллег практическим навыкам работы с рядовыми членами профсоюза. Завершающий этап нашего проекта – вступление в него новых территорий, организация профучебы собственными силами, конечно же, при поддержке ЦК профсоюза, а также создание учебных центров в регионах и банка лекторов профсоюза на федеральном уровне. Мы считаем, что цели, поставленные перед участниками проекта, реализованы, и наша сегодняшняя конференция – подтверждение этому.

Елена ЕЛШИНА, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, координатор проекта:

– Сегодня можно с уверенностью говорить об успешности нашего проекта. Более того, объединив российско-шведский проект по организации кружковой работы и российско-голландский по подготовке лекторов профсоюза, мы добились более эффективных результатов в распространении этих инновационных форм профсоюзной работы. Не могу не согласиться с нашими голландскими коллегами в том, что необходимо централизованное руководство в продвижении проектов. На сегодняшний день в ЦК профсоюза создан банк лекторов, куда входят не только модераторы, подготовленные в ходе российско-голландского проекта. Здесь лекторы из Брянска, Тамбова, Читы… И список продолжает пополняться. Воронеж, Калмыкия, Великий Новгород и другие регионы готовы включиться в эту работу. И в каждой территории, вступающей в проект, нужно готовить своих тьютеров для дальнейшего распространения опыта как в своих, так и в соседних организациях профсоюза. Таким образом, создается разветвленная образовательная сеть. Задача центрального руководства состоит в координации этой деятельности, а именно – в частичном финансировании обучающих семинаров, сборе методических материалов и подготовке методических пособий, трансляции опыта работы посредством сайта ЦК профсоюза, газеты «Мой профсоюз», учебных курсов. И, конечно, это пополнение банка данных лекторов профсоюза. Лекторская работа ведется у нас на общественных началах, наши модераторы – люди занятые, порой это не освобожденные председатели профсоюзных организаций, которым непросто выкроить время для участия в семинарах. Поэтому чем шире будет наш банк, тем больше будет возможностей для организации обучающих и оценочных семинаров. В следующем году ЦК планирует провести слет руководителей профсоюзных кружков и лекторов профсоюза. Надеемся, что в этом мероприятии примут участие представители почти всех территориальных организаций, ибо география нашего проекта постоянно расширяется.

Эмма ШАГАЛЕЕВА, заместитель председателя профсоюзной организации Республики Башкортостан, координатор проекта:

– Наша республиканская организация вступила в проект в том году, когда началась муниципальная реформа. Так что задачи, которые ставили перед собой организаторы проекта, пришлись кстати.

Активные формы обучения, которыми делились с нами голландские коллеги, безусловно, были нам известны. Они рекомендовались к применению еще в советское время. Однако в профсоюзной учебе эти известные формы применялись крайне мало или не применялись вовсе! Поэтому, включившись в проект, мы постарались не обучаться ради получения сертификатов, а найти ту взаимосвязь между формой и содержанием, которая позволит сделать нашу работу наиболее эффективной в современных условиях.

Сегодня у нас другая страна, другое образование, растет поколение новых людей. И нам нужно наполнять профсоюзную деятельность новым содержанием. По данным социологических исследований, акции профсоюза, к сожалению, не дают должных результатов. Согласно опросам Левада центра, 37% респондентов не верят, что зарплата зависит от профсоюза и его усилий. И если мы не можем пока повлиять на уровень заработной платы, то мы можем повлиять на ситуацию в профсоюзе, то есть максимально активизировать и демократизировать нашу работу.

Сегодня информация и знания становятся материальной силой. Помочь работникам образования адаптироваться в новых экономических и политических условиях – наша с вами задача.

Применяя активные методы обучения, мы априори нацеливаем членов профсоюза на то, чтобы активно влиять на ситуацию, опираясь на полученные знания. Например, одно дело – когда ты пришел на собрание, выслушал доклад, проголосовал или воздержался. И другое дело – когда ты заранее обсудил вместе с коллегами повестку собрания, принял участие в его подготовке, когда ты в силах влиять на ситуацию… Разница значительная.

Когда мы осознали необходимость применения активных форм работы в повседневной деятельности профсоюза, встал вопрос – а где и как эти методы применять? И тогда мы вспомнили опыт российско-шведского проекта по организации профсоюзных кружков. Благодаря семинару, который проходил в Ростове в 2005 году, где ЦК профсоюза, Брянская, Тамбовская, Читинская области представляли опыт этой работы, мы поняли, что, объединив эти формы и методы обучения, сможем добиться поставленной перед нами цели. То есть массового преподнесения материала рядовым членам профсоюза, а самое главное – активного участия каждого!

На сегодняшний день у нас в республике активно действуют более 600 профсоюзных кружков. На семинарах по подготовке руководителей мы обучаем наших методистов – погружаем в проблему, проводим тренинги. Они же, в свою очередь, проводят обучение актива в своих территориях, а затем мы доходим до каждого члена профсоюза.

Что нам дал проект? Если коротко – возросла демократия, активность, поскольку возросла возможность реализовать себя, усилилась мотивация, так как наши работники получают востребованную информацию. Мы научились работать со СМИ, освоили необходимые технические вещи – составление пресс-релизов, выступление перед аудиторией. Мы научились представлять профсоюз на достойном уровне. Сегодня знания, приобретенные в ходе реализации проекта, применяются и на уроках. Таким образом, мы влияем и на повышение квалификации учителей, на качество образования. И самое главное – растет авторитет профорганизации, укрепляется позитивный имидж всего профсоюза.

Нина ВАХРУШЕВА, председатель Нижегородской областной организации профсоюза:

– На нашем примере мне хотелось бы рассмотреть те организационные этапы, которые нужны при вступлении в любой обучающий проект.

Для начала, конечно, необходимо понять важность этой работы. Благодаря ЦК профсоюза и нашим голландским коллегам, которые провели презентацию проекта и вводные семинары по методике PR, составления пресс-релизов, взаимосвязи со СМИ, умению вести переговоры, мы осознали необходимость обучения. На эти семинары мы всегда приглашали представителей Департамента образования и СМИ.

Затем наступил технический момент подготовки программы, нужно было отобрать 30 человек, которые смогут участвовать в обучении с начала и до конца. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь каждый профсоюзный работник – человек занятый, и «оторвать» его от повседневных дел нелегко. Понимая, что необходимо охватить все ступени нашего профактива, к подбору семинаристов мы подошли дифференцированно – 9 председателей городских и районных организаций, 5 студенческих, 3 – профессорско-преподавательский состав, 3 работника аппарата обкома.

С мая 2005 года прошло пять семинаров, каждый – по три дня с плотным графиком работы. Конечно, нам повезло с лекторами, Саския Ван Дер Шаф и Герард Сипкема – опытные преподаватели. Саския – дипломированный психолог, и потому наши лекционные занятия проводились в насыщенной, но щадящей для семинаристов атмосфере. Но самое главное, что никому, даже самому ленивому или пассивному (правда, таких не было), не удалось бы отсидеться. Программа обучения была выстроена таким образом, что каждый слушатель принял активное участие в работе семинара. И что знаменательно, вернувшись домой, каждый тут же захотел применить полученные знания в повседневной работе. В организациях профсоюза проводились «круглые столы», конференции, семинары по актуальным проблемам образования, реформированию, децентрализации, новым системам оплаты труда, умению вести переговоры на разном уровне и добиваться поставленных перед профсоюзом целей. И еще мы поняли, что проблемы, которые стоят перед нами, в той или иной мере – проблемы всего мирового сообщества. Образование – это краеугольный камень экономического развития всех стран. И задача профсоюзов – дать образованию должный уровень.

Большая заслуга наших голландских коллег в том, что они расшевелили нас, показали нам наши резервы, наши скрытые возможности. Сегодня можно с уверенностью сказать, что, применяя полученные знания, мы двигаемся вперед! Наверное, самое главное в предложенной методике – уметь раскрыть каждого и вовлечь в активную работу.

Если говорить о человеческом факторе, то за пять семинаров наши участники не только стали подготовленными лекторами-методистами, они поверили в себя. Изменилось не только их отношение в работе с профактивом, но и восприятие роли профсоюза в целом и своего места в образовательном процессе. А то, что работник профсоюза сегодня должен быть более знающим и подкованным, чем чиновники, – это факт, не требующий доказательств.

В соответствии с проектом на базе обкома создан учебно-методический центр, подобные центры организуются на районном и городском уровнях. Понятно, что это требует финансовых вложений, но мы работаем на перспективу, постоянно пополняя наш центр методической литературой и необходимой техникой. На сегодняшний день у нас накоплен большой методический материал, который востребован профактивом. Мы готовы делиться опытом. Недавно наши специалисты посетили Брянский обком, где передавали свой опыт и взяли на вооружение опыт работы профсоюзных кружков. Так что и мы, и наши коллеги из Башкортостана, которые провели семинар в Калмыкии, идем на опережение проектных планов.

В области идет подготовка председателей районных и городских организаций профсоюза, которые впоследствии выступают в качестве методистов, затем стоит вопрос обучения председателей первичек. Эту задачу мы успешно реализуем на базе нашего лагеря «Курмышский», где одновременно обучаются и отдыхают до 150 председателей первичных профсоюзных организаций. Полностью согласна с необходимостью координации проекта из центра. Централизованный сбор методических материалов, банк лекторов, который создан при ЦК, позволят распространять этот опыт в другие заинтересованные организации. А их на сегодняшний день немало.

Людмила ПУРТОВА, председатель профсоюзной организации Республики Марий Эл:

– Мудрость организаторов проекта состояла в том, что в него вошли не только крупные территории, но и маленькие, с небольшими ресурсами, как наша. Конечно, сомнения у нас были. И методы, о которых велась речь, всем известны, и наш актив настолько опытен, что, казалось бы, чему учить? Но после поездки в Нижний Новгород сомнения рассеялись. Когда я увидела горящие глаза наших нижегородских коллег, их успехи, то поняла: не важно, сколько мы знаем и умеем, пределов в обучении, в совершенствовании профсоюзной работы нет!

Каждый семинар был для нас настоящим открытием. А сколько методических, дидактических материалов нам передано! По итогам трех семинаров 87% нашего актива оценили работу лекторов из Нижнего Новгорода на «отлично», а остальные 13% поставили более высокую оценку! Получить столь высокий балл в нашей организации не так просто. Актив у нас опытный, высокопрофессиональный, и повышению квалификации в республике уделяется пристальное внимание. Так что оценка «отлично» поставлена не только нашим лекторам, но и всему российско-голландскому проекту, тем условиям, которые созданы для проведения обучающих семинаров – организационным, финансовым и методическим.

Проект дал нам многое, но главный вывод, который мы сделали, заключается в том, что мы недостаточно используем наш кадровый потенциал. Например, готовя какое-либо республиканское мероприятие, мы стараемся взвалить все на себя, и, что греха таить, люди к этому привыкают. А иной раз можно услышать: «У нас это не получится, мы этого не умеем…» Людям надо больше доверять, давать им возможность активного, а не бездеятельного участия. Семинарские занятия, работа в малых группах помогли нам понять это – здесь задействован каждый, никому не удастся отсидеться, отмолчаться, пассивно принять выработанное сверху решение. Благодаря проекту мы по-иному взглянули на себя и друг на друга, нашли скрытые резервы и возможности. И если у кого-то есть сомнения, стоит ли участвовать в таких проектах, ответ один – стоит!

Если говорить о конкретных итогах, то у нас в республике уже проводились межрайонные семинары, практические занятия по различным темам. По итогам первого семинара была проведена научно-практическая конференция с приглашением коллег из Чувашии, Удмуртии и Татарстана, где мы обсуждали вопросы повышения эффективности работы первичек.

Благодаря нашим коллегам из Нижнего Новгорода, нашим наработкам у нас формируется методическая база для проведения семинарских занятий, формируется лекторский корпус. Наши модераторы в скором времени будут готовы передавать опыт работы как у себя в республике, так и в соседних регионах.

Надежда КИСЕЛЕВА, председатель городской профсоюзной организации Йошкар-Олы:

– Опыт работы у меня за плечами огромный – 30 лет профсоюзного стажа! Была воспитателем, затем учителем, заведующей детским садом, зав. роно. И когда мне предложили принять участие в проекте, подумалось: ну куда я, старуха Шапокляк, с карьерой за плечами пойду учиться? Чему и зачем? А побывав на первом семинаре, я сделала для себя вывод, уже как Наташа Ростова на первом балу – «есть такие, как мы, а есть и… другие». Проект дал мне новый импульс, подстегнул здоровые деловые амбиции, подтолкнул к дальнейшему творчеству. Систематизация знаний возродила во мне те нереализованные возможности, которые под влиянием боевых 90-х просто выхолостились!

После первых семинарских занятий я сразу же начала применять те методы, которые были переданы нам нашими коллегами из Нижнего Новгорода. Например, ежегодный отчет по соглашению мы провели с использованием дискуссий в группах, решением ситуационных задач, ролевыми играми. И могу с уверенностью сказать, что остались довольны все участники этого мероприятия. Так что спасибо ЦК, всем организатором семинара за предоставленную возможность стать участником проекта. Мне удалось вернуть задор в работу, сделать наши профсоюзные будни интересными.

Валентина ОКАТОВА, председатель Тракторозаводского районного комитета профсоюза, Челябинск:

– Наша область влилась в проект в феврале прошлого года. То, что назрела необходимость применения инновационных форм в профсоюзной работе, мы понимали. Опираясь на методические материалы ЦК профсоюза, рекомендации участников российско-шведского проекта, мы стали самостоятельно раскручивать в области кружковую работу. Так что российско-голландский проект пришелся кстати! А после того, как наша делегация посетила Уфу, последние сомнения рассеялись. Три дня семинарских занятий пролетели как один миг. Мы получили такой запас знаний, что когда на «круглом столе» с участием Николая Колобашкина и Иохана Скерена обсуждался вопрос о включении в проект, наш актив единогласно проголосовал «за».

Эмма Файзиевна, подводя итоги первого семинара, рекомендовала не откладывать дело в долгий ящик и по возвращении домой тут же приступать к работе. Мы последовали этому совету. На основе уже созданных кружков стали совершенствовать профсоюзную учебу, вовлекать в активную деятельность всех членов профсоюза. В соответствии с программой проекта в областном комитете назначен куратор, подготовлены три методиста по организации работы кружков.

Создана и продолжает укрепляться техническая база информационной работы. С этой целью активно используется компьютерная, множительная техника, интернет-сайт областного комитета профсоюза, методические материалы ЦК, газеты «Мой профсоюз». Разработаны и опубликованы примерные темы для проведения занятий профсоюзного кружка, памятки для организаторов кружков, анкеты. Создается банк методических разработок занятий. К работе профсоюзных кружков привлекаются специалисты муниципальных органов управления, общественных организаций, родители. Планируется дальнейшее расширение сети профсоюзных кружков через вовлечение в эту работу профсоюзных организаций других территорий Челябинской области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте