search
main
0

Сомнение – повод для диалога,. или Как перестать отвечать детям на вопросы, которые они не задавали

Одна из актуальных задач, стоящих перед современной образовательной организацией, – изменение содержания образования в соответствии с новым федеральным стандартом.

Школа сегодня  получила  серьезные экономические   ресурсы,  значительную  экономическую самостоятельность, а руководители получили опыт по управлению этими ресурсами. Но всегда ли увеличение инвестиций приводит к приращению качества  образовательных услуг?  И есть ли прямая зависимость между хорошими показателями экономической эффективности школы и  эффективностью урока?   Качественное изменение  содержания  образования, профессиональный рост  педагогического сообщества внутри комплекса весьма затруднены без  синергетического эффекта.  Крупные образовательные комплексы сегодня не только дают возможность для   нового профессионального  педагогического взаимодействия, но и получают новые вызовы. На пути формирования   культуры педагогического дискурса и независимой оценки  встают профессиональные преграды  –  барьеры автономности, сокрытия  профессиональных трудностей, недостаток  экспертных компетенций.Первым шагом  по формированию единой профессиональной среды  в нашей организации  стало выявление, признание этих барьеров и переход от локальных методических объединений к  предметным кафедрам. Начало диалогу дало командное обучение проектным технологиям  по президентской программе  обучения, а результатом стало появление  межпредметных проектных групп, заложивших  основу программы развития. Переход к межшкольным объединениям, проходивший непросто, особенно в первый год после реорганизации, позволил получить  дополнительные механизмы профессионального развития учителя.Школьный проект «Образовательная суббота» в условиях пятидневной учебной недели  позволил  педагогам  вернуть первоначальный смысл методическому дню, предназначенному для взаимообучения и диалога. Тематика таких суббот определяется самим коллективом исходя из задач программы развития школы.  Для учащихся внутри школы стало возможным  проведение  единых  диагностических мероприятий, на которых перемешиваются команды взрослых и детей, снижаются страхи перед «чужим» учителем, предоставляется право «голосовать ногами», выбирая дополнительные занятия по подготовке. Выпускники перестают быть чьими-то, становясь общими  у предметников  разных подразделений.Школьный проект «Лаборатория профстандарта» в средней и старшей школе   позволил  перейти от  традиционного открытого урока к новым формам реализации ФГОС с постоянной профессиональной рефлексией  и обязательным  условием поиска  межпредметных понятий, позволяющих формировать  не только знания, но и картину мира.  Непросто уходить от методической парадигмы  учебного занятия, где детям отвечают на вопросы, которые  они  не задают.Удачным оказался опыт приглашения постоянных экспертов  –  ученых, психологов, других известных в сфере науки, образования и бизнеса людей. В результате таких встреч учитель, как правило, начинает сомневаться в непогрешимости  и единственности личного опыта, а там, где возникают первые сомнения, начинается поле для диалога.  С помощью  коллег  из городского клуба «Учитель года»  этот диалог удалось  поддержать в ходе первой городской педагогической акции «Урок не по программе». Интересная инициатива, чем-то напоминающая «хождение в народ», в основе которой урок на чужих детях  с обязательной метапредметной темой, в дальнейшем имеет все шансы получить широкое распространение. Преодолению узкопредметной замкнутости учителя помогают  межпредметные выезды.  Такие образовательные события организуются на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Команда». Вокруг одного понятия – «масса», «образ» или «Шекспир» – можно выстроить увлекательную детско-взрослую познавательную  двухдневную программу.  Учащиеся и преподаватели заранее готовятся – читают статьи, готовят презентации, обсуждают способы защиты  на публичных дебатах. На выезде происходит обсуждение метапредметного понятия через серию занятий,  мастер-классов, защиту проектов. Через межпредметные и сетевые формы взаимодействия происходит изменение оргкультуры коллектива. Опыт  открытия педагогической среды и  возникающие  при этом эффекты  фасилитации и синергии  дают  ощутимые изменения в школьной атмосфере – она тоже становится более открытой. Будучи долгое время уверенными в том, что создавали детям необходимые условия, мы впервые начинаем задумываться над тождественностью   условий и возможностей. Мы начинаем учиться  отличать имитацию стандарта от его реального наполнения, чтобы не отвечать  ученикам на вопросы, которые они  не задавали. ​Сергей СЕХИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-1999», директор средней школы №1210  с углубленным изучением английского языка, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте