search
main
0

Соло для Геворга

В прошлом году столичный Комитет образования объявил конкурс “Москва на пути к культуре мира”. От Южного административного округа в нем участвовал детский сад N2365 с русским этнокультурным компонентом образования. И получил диплом первой степени.
– Мы подали на этом конкурсе свою идею, – говорит методический руководитель детсада Алла Писарева. – Культура мира как культура лада. В духе русской традиции ладить с представителями других народов. Ведь Россия всегда была многонациональна, в ней уживались различные религии.
В детском саду малышей воспитывают на великих образцах русской культуры. Они слушают народные мелодии, исполняемые на рожках и гуслях, знакомятся с произведениями классиков. Знают пословицы и поговорки. Воспитатели придерживаются православного календаря. В детсаду проводятся праздники: “Посиделки”, “Капустники”, “Святки”, “Пасхальные гуляния”. Детям это интересно. Они многое запоминают, буквально схватывают на лету.
– В советские времена в садах занимались зубрешкой, – говорит музыкальный руководитель Татьяна Москалева. – Но дети быстро забывали стишки, которые заучивали к Новому году и 8 Марта. А у нас даже трехлетки запоминают народные песни.
– В русской культуре самое главное – слово. Язык. Ведь он определяет нацию, – подхватывает Писарева. – Фольклор решает многие задачи. Он приобщает к истории, традициям. С другой стороны, фольклор – это культура движения. Песни поются в пляске, в хороводе, в игре. Кроме того, русская песня – это замечательное дыхательное упражнение.
– Через песню приходят силы, – дополняет Татьяна Анатольевна. – Мы это на себе испытали. Приходишь на работу больная, разбитая. А позанимаешься с детьми и домой, как на крыльях, летишь…
– Наша задача, чтобы запели все – от мала до велика, – улыбается Алла Евгеньевна. – Как это вы не поете? Говорить умеете – подпевайте, подхватывайте…
Женщины поют: “Во горенке во новой стоит столик дубовый…”
– Эту песню я разучивала с логопедической группой, – вспоминает Писарева. – Дети были очень запущены. А в песне слова достаточно трудные: “настельничек шелковой”, “чайничек золотой”. Воспитательница тогда возмущалась: “Алла Евгеньевна, ну что вы даете. Дети почти не разговаривают, а вы такую песню трудную поете…” Удивительно, но дети эту песню запомнили и прекрасно произносили. Наверное, слова народных песен легко ложатся на язык… “А Ивану-молодцу – красну девку с теремцу… Добрый ве-е-чер. Святый ве-е-чер…” Дети знают, что такое “красна девка”. Там дальше такие слова: “У церкву идет – как пава плывет. У церкви стоит – как свеча горит. Добрый ве-е-чер…” Через песню передается девичий образ – светлый, одухотворенный. Такой должна быть девочка. А мальчик – удалой, боевой.
В детском саду есть музей. На стене – женские костюмы южной России. Разнообразна коллекция музыкальных инструментов. И малыши на них играют. Осваивают даже балалайку, а о шумовых и ударных и говорить нечего.
Когда в детский сад приводят малышей других национальностей, их родителей предупреждают, что учреждение ориентируется на русскую народную традицию, что русскую культуру здесь изучают во всем многообразии. И армяне, азербайджанцы соглашаются. Они хотят, чтоб их дети знали культуру того народа, где они будут жить.
– В том году у нас в подготовительной группе был мальчик по имени Геворг. Армянин, – рассказывает Алла Евгеньевна. – Темпераментный, необузданный. Сначала он не понимал, где находится. А к концу года он стал солистом. Когда обыгрывались песни, где главным действующим лицом был Ваня, то быть в его роли первым вызывался Геворг… Еще была интересная девочка-молдаванка. Когда мама ее, шестилетнюю, привела в детский сад, она совершенно не могла говорить по-русски. Воспитатели с ней общались на пальцах. И удивительно было то, что меньше чем за год девочка не только научилась хорошо говорить, но и с удовольствием читала стихи, пела. Практически без акцента.
Из детского сада 3-го микрорайона Братеева несколько ребят попали в один класс. И сами организовали праздник по случаю прихода в школу. Без помощи взрослых. Учитель был удивлен. Значит, чем больше будет таких учреждений, как братеевское, тем лучше.
Михаил ШЕРСТЯНОЙ
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте