Талантливых детей много не бывает
Еще пару лет назад в Воронежской области был всего один крупный Центр по работе с одаренными детьми: открытый в 2014 году на базе загородного пансионата с лечением «Репное», он ежегодно принимал (и делает это сейчас) до полутора тысяч ребят со всей области – победителей и призеров олимпиад и конкурсов самых разных уровней. Причем программа пребывания организована так, что школьники не только осваивают углубленные знания во время профильных смен – физико-математических, филологических, лингвистических, химико-биологических, историко-правовых, театральных и художественных, – но параллельно еще и оздоравливаются, для чего в центре-пансионате созданы все необходимые условия.
В 2018 году Воронежская область получила федеральную субсидию в 214 миллионов рублей на создание нового, более крупного центра для одаренных детей. А в 2019 году при выполнении федерального проекта «Успех каждого ребенка» возникла необходимость модернизировать всю систему работы с детьми, проявляющими выдающиеся способности. В итоге в Воронеже открылся центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион». Вот что рассказала директор центра Наталия Николаевна Голева:
– В рамках проекта «Успех каждого ребенка» федерального нацпроекта «Образование» Воронежская область выиграла конкурс по созданию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион». Было принято решение о создании данного центра по распределенной модели – это не концентрация в одной точке всего процесса реализации работы данного учреждения, а создание базы с учетом уже имеющихся возможностей и созданных площадей. Это так называемая рассредоточенная модель. Например, одна из структур центра находится на улице 9 Января в городе Воронеже. В этой локации у нас проводится следующая работа: конкурсы регионального уровня для детей, проявляющих выдающиеся способности, в том числе по социально-педагогическому и художественному направлениям. Мы также курируем олимпиадное движение в школах. Когда на территории субъектов проводятся региональные и всероссийские этапы различных олимпиад, мы имеем возможность проводить на своей базе итоговые соревнования всероссийского этапа, предварительно подписав соглашение с организаторами. Также мы занимаемся тьюторским сопровождением высокомотивированных детей по области.
В 2018 году мы стали региональным модельным центром дополнительного образования в Воронежской области, у нас есть лицензия на курсы повышения квалификации педагогов. Мы ведем эту работу по методическому направлению со всем педагогическим сообществом, проводим курсы повышения квалификации, готовим инструкции, методические рекомендации. Наставничество, тьюторство – все это мы курируем. Мы стараемся вести не только ребенка, а вместе с ним ведем и педагога. Потому что именно в этом случае вся система сработает наилучшим образом. И ребенок не вернется к себе в район подготовленным, но оставшимся в одиночестве, у него будет педагог.
Теперь центр «Солнышко» на базе пансионата «Репное» также стал еще одной нашей локацией, он тоже попадает в нашу распределенную модель. Мы формируем смены, проводим набор детей и делаем все это, конечно, по согласованию с областным Департаментом образования, науки и молодежной политики совместно с центром в «Репном».
В прошлом году у нас открылось еще одно помещение, также в Воронеже, на проспекте Труда. Эта локация получила название «Ядро Наука». Здесь сосредоточена вся система дополнительного образования по естественно-научным направлениям, есть лаборатории химии, физики, биологии, планетарий, каворкинг-зона для проектной деятельности. Но мы не стали ограничиваться только лабораториями, а использовали разделение на три универсума – универсум имени академика Вавилова, универсум имени математика Киселева и универсум имени известного историка и краеведа Болховитинова. Дети смогут не только заниматься в интересующей их предметной области – готовиться к олимпиадам и повышать свои знания, – но и создавать уникальные межпредметные проекты.
Образовательный процесс построен по двум направлениям: олимпиадное движение, включающее интенсивную подготовку к олимпиадам, и межпредметные связи, проектная деятельность, исследования, выход на познавательно-развивающий уровень. Например, мы используем прием «перевернутый класс», когда обучение строится на вопросах детей, идем через практику к теории.
– Вы много времени и внимания уделяете именно подготовке к олимпиадам?
– С одной стороны, это так, но только олимпиады – это узко, мы будем брать еще и межпредметные связи, и проектную деятельность, это расширяет возможности входа в образовательный процесс большего количества детей. Мы ни в коем случае не хотим, чтобы это были только натаскивание на олимпиады и интенсивная подготовка к ним. Мы хотели бы пойти изначально от того, что каждый ребенок талантлив, и попробовать развивать в детях любовь к естественно-научному направлению и к самой науке. Так как площадка «Ядро Наука» открылась недавно, буквально в конце прошлого года, мы сейчас активно готовим образовательный процесс, который планируется делать очно-дистанционным, и вовлечены в него будут не только дети из Воронежа, но и из области. Уже сегодня у нас запущено несколько дистанционных программ, дети активно записываются, и в дальнейшем в этих программах планируются также очные модули. А для этого мы должны будем принимать детей из районов области, размещать их, организовывать питание.
– Какие-то условия для этого предусмотрены?
– В Губернском педагогическом колледже нам предоставляют кампус – это 100 мест в общежитии колледжа, и эти места мы будем использовать для размещения детей во время школы выходного дня, будет такой формат и при обучении в каникулярное время. Жить ребята будут в кампусе на территории колледжа, а обучаться в здании, где расположено «Ядро Наука». Питание мы им также предоставим на базе колледжа, проезд организуем. Сегодня уже продуманы логистика проезда и сопровождение, закуплены школьные автобусы, дети будут приезжать, осталось только завершить ремонт в кампусе. Так что в ближайшее время у нас будет возможность размещать детей и на базе «Репного», и здесь, в Воронеже.
– Есть ли кадры для преподавания в новом центре?
– Как и во всех регионах, кадровый вопрос очень сложный. Можно закупить самое крутое оборудование, но оно не принесет пользы, потому что на нем некому будет работать. Нужны педагоги, которые и на новом оборудовании смогли бы работать, и смогли бы завлечь детей. На сегодняшний момент кадровый педагогический состав у нас в целом собран, но он будет и дальше пополняться и расширяться. Основной состав прошел курсы повышения квалификации в «Сириусе» – знакомились с программами и оборудованием «Сириуса», прошли через мастер-классы. Мы при подборе педагогов используем два направления – привлекаем представителей научного сообщества и школьных учителей, чьи дети участвуют в олимпиадном движении и проектной деятельности. Таким образом, мы решили совместить науку и практику, чтобы получить интересный симбиоз и максимальный эффект. У нас есть те, кто приходит к нам на полную ставку, и те, кто работает у нас как на дополнительном месте работы. Плюс обязательно мы используем привлеченных специалистов. В рамках реализации той или иной программы мы понимаем, что нам необходим определенный специалист высокого уровня, например профессор университета, или мы должны пригласить специалиста из Москвы или из «Сириуса», где, как мы знаем, успешно развивается интересующее нас направление. Приглашенные специалисты могут приехать один или несколько раз именно для прочтения своей лекции или проведения своих занятий. Другими словами, мы используем все возможности – приглашаем на полную ставку, на совмещение и привлекаем специалистов.
– Повышенные материальные стимулы предусмотрены?
– Ставка у нас обычная, как в допобразовании. Также планируем активно использовать стимулирующий фонд. Ну и, соответственно, если привлекаем лучших специалистов, то и платить будем должным образом.
Татьяна МАСЛИКОВА, фото автора
Комментарии