search
main
0

Солнышко в ладошках. В мире творчества ограничения отступают

​Зеленоградский Дворец творчества детей и молодежи всегда был открыт для всех: инклюзивное обучение не было для него в новинку, оно считалось внутренней нормой.

В 2015 году после встречи с активом Зеленоградской ассоциации родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов возможности Дворца творчества были оценены с новой точки зрения в качестве полноценной реабилитационной среды для тех, чей круг общения обычно сужен до родных и близких, – детей с ограниченными возможностями. Ведь потребность в эстетическом, в красоте и творчестве, с детства заложена в каждом ребенке. Приходя во дворец не в качестве гостя, а в качестве участника образовательного процесса, ребенок попадает в замечательную творческую среду, яркую, насыщенную, а главное – добрую, дружественную. Во дворце занимаются не просто талантливые дети, в нем создана ситуация успеха для всех и каждого.- Многим ребятам-инвалидам бывает очень тяжело сразу влиться в детский коллектив с нейротипичными сверстниками, – говорит Лариса Моисеева. – Иногда для этого нужны месяцы, иногда – целые годы. Нужна большая работа педагогического коллектива, для того чтобы адаптировать детей к групповой деятельности. Но вместе с тем есть и такие направления, которые в принципе не подразумевают групповые занятия, но необходимы детям. Например, фортепианное исполнительство, которое не только развивает ребенка эстетически, но и тренирует мелкую моторику, координацию движений, усидчивость, внимание, память, мышление. В Зеленоградском Дворце творчества созданы все возможности для сочетания различных форм и видов занятий. Моя дочь с удовольствием ходит и на занятия изобразительным творчеством, которые проводятся в группе, и на занятия двигательной активностью, и на индивидуальные занятия по фортепиано. Я вижу реальные сдвиги в развитии ребенка, а главное – в ее психологическом самочувствии. Ей интересно во дворце, она тянется туда и стремится не пропускать занятия. Педагоги Дворца творчества помогают нашим детям раскрыть творческий потенциал, поверить в себя!Первой общеразвивающей программой, предназначенной именно для детей с ОВЗ, стала программа двигательной активности «Вместе весело шагать», экспертиза которой была осуществлена в Реабилитационном центре для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта Управления социальной защиты населения Зеленоградского АО Москвы. Опытный педагог В.И.Суркова начала цикл занятий в игровой форме, привлекая к участию родителей и сопровождающих детей, без помощи которых многие не могли обходиться самостоятельно. Эта первая программа вызвала большой интерес, так как дети не делились на группы по заболеваниям, возрастам и предпочтениям. Ведь, когда дети играют в естественной среде, они не делают таких различий. Задача педагога заключалась в том, чтобы определить для каждого посильную нагрузку, место в общем занятии, заинтересовать и увлечь.- Когда ребенок заперт в четырех стенах, – отмечает Ольга Казанкова, – трудно организовать для него подвижные игры, да еще и в компании сверстников. Летом можно выйти на дворовую площадку, но кто придумает и проведет игру, предназначенную для всех – и для тех, кто сидит в коляске, и для тех, кто на огромной скорости несется по тротуару на скейтборде? Когда мы приходим на занятия по программе «Вместе весело шагать», нам предлагают посильные занятия и игры, мы общаемся со своими сверстниками, учимся сообща достигать маленьких побед.Следом за программой двигательной активности старшим педагогом Н.И.Му­жич­ко­вой была разработана программа «Артпедагогика». Данная программа предназначалась для учащихся с ОВЗ, интересующихся музыкальным искусством в различных его проявлениях: пение, восприятие музыки, знакомство с музыкальными инструментами, тяготение к воспроизведению простейших мотивов или ритмов на шумовых, детских ударных инструментах. Артпедагогика – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, художественно-творческую, изобразительную, театрализованно-игровую). Была начата реализация этой программы, на которую почти сразу зарегистрировались и те дети, которые посещали занятия по программе «Вместе весело шагать».- Очень хочется выразить слова благодарности Наталье Ивановне Мужичковой! – восклицает Алла Смолякова. – Уникальный преподаватель, как говорится, от Бога. Вкладывает всю душу в ученика. Ходим к ней уже третий год, и очень довольны. Мы достигли результатов, на которые и не надеялись: моя дочь стала проявлять интерес к музыке, пению, стремится сама играть и петь. Конечно, дома при любых наших усилиях в одиночку мы бы не сумели достичь этого. И вообще мы очень любим Дворец творчества.Дети с ОВЗ занимаются в общих группах с педагогами И.А.Барановской, А.А.Горо­ховой, Е.В.Денискиной. «Рисунок», «Акварель», «Мягкая игрушка», «Оригами» – столько привлекательных направлений открылось для тех, кто раньше радовал своими рисунками и поделками только маму с папой. А теперь рядом были опытные педагоги и талантливые ровесники.Педагог дополнительного образования И.А.Барановская, наблюдая и анализируя потребности детей, пришедших на занятия рисованием к ней в группу, поняла, что их привлекают живая природа, рисунки с натуры, знакомство с миром растений и животных. И на стыке естествознания и художественной направленности разработала специальную программу для детей с ОВЗ «Юный натуралист», в которой выходы на пленэр и посещение различных местных достопримечательностей вроде «Дома ланей», конного двора чередуются с аудиторными часами.Четвертая программа, логично дополнившая комплекс, предназначенный для детей с ОВЗ, – «Солнышко в ладошках» – коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов. Молодой педагог-дефектолог Е.С.Урусова нацелила свою программу на содействие развитию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, к 2018 году четыре специализированные общеразвивающие программы создали во Дворце творчества тот методический костяк, который необходим для всестороннего развития и реабилитации детей с ОВЗ. Выбирая для занятий любую из них, ребенок неизбежно попадает в мир творчества, искусства, в созидательную и животворящую среду дополнительного образования. Неудивительно, что дети с ОВЗ в дальнейшем «растворяются» в других кружках и секциях, выбирая занятие себе по душе, становятся завсегдатаями литературных гостиных, музыкальных салонов, зрителями и участниками театральных спектаклей, фестивалей и конкурсов.

Надежда ГЛЕБОВА, методист Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте