search
main
0

Солнышко с косичками. Развитие индивидуальности ученика через систему предметов художественно-эстетического цикла

Я работаю в школе 18 лет. За годы педагогической деятельности и общения с учениками сформировалась и окрепла моя позиция: уроки творчества (изо, МХК, дизайн) должны занимать в школе одно из особых мест, потому что они позволяют сочинять, фантазировать, творить. При этом я нисколько не отрицаю возможности творчески мыслить на других учебных предметах, но только на уроках изобразительного искусства редко применяется оценочный термин «правильно». В искусстве нет такой оценки, а есть желание ребенка выразить себя и свое отношение к миру. К сожалению, очень часто учащиеся на второй ступени обучения в школе не желают фантазировать и более комфортно чувствуют себя, выполняя конкретную (узкую) задачу, когда необходимо показать свои навыки и прилежание.

Создавать же что-то новое, разрабатывать проект, собственную конструкцию, которую нигде «не подсмотришь», для большинства подростков – непосильная задача в отличие от младших школьников, которые хотят и любят фантазировать. Почему теряется это яркое желание сочинять, создавать, не оглядываясь на учителя? Я убеждена в том, что люди имеют право быть разными, и, более того, осознавая себя личностью, человек может выстраивать перспективы собственного развития, а я не имею права этого не учитывать. Эта мысль и стала основной в моей системе художественно-эстетического развития учащихся.

Содержание этой системы – гуманитарно-эстетическая культура и возможность художественного образования учащихся средствами различных видов искусства. Именно гуманитарный склад мышления и гуманитарный стиль деятельности лежат в основе развития индивидуальных творческих способностей учащихся.

Глубоким гуманитарным потенциалом обладают преподаваемые мною предметы – изо, МХК, дизайн, которые интегрируют культурный и исторический опыт человечества. Все эти дисциплины объединены одним и тем же содержанием. Это человек, его отношение к себе, обществу, природе, миру. Специфика предметов состоит в том, что каждый из них описывает человека разными способами и своим собственным языком. Свою задачу вижу в следующем: помочь ученику постичь эти языки и способы; выбрать те из них, которые ему наиболее близки, с учетом его склонностей, интересов, возможностей, возрастных особенностей. Так, мои удивительно мыслящие первоклассники, рисуя образ небесного светила – «солнышка», поражают меня своей искренностью. У каждого из них свое солнце: «строгое и ясное», «большое и лохматое», «улыбающееся и… с косичками». Стимулирую и поощряю творчество ребенка – не забываю похвалить, поддержать, одобрить, на каждом уроке организую мини-вернисажи.

В третьем классе, рисуя это же солнышко, мои ученики намного обогащают цветовую палитру, учатся мыслить образно: солнце создается как образ близкого человека.

В подростковом возрасте приходим с детьми к глубокой мысли: в каждой работе важно авторство, каждое произведение искусства – это выражение сокровенного «я».

При изучении темы «Пейзаж» в седьмом классе предлагаю ученикам через призму собственного «я» осмыслить и создать образ дерева. Ребенку помогают поэтические строки Д. Кедрина, Ф. Тютчева, музыка И. Стравинского, репродукции с картин художников И.И.Шишкина, К. Коро, П. Синьяка, исследование нашего школьного двора, воспоминания о пленэре (приложение 1).

И поэтому исчезает необходимость мотивировать учащихся. Желание ребят самовыразиться в рисунке естественно, и они уже осознанно овладевают техниками и инструментарием изобразительного искусства.

Я вывела очень важную для себя педагогическую «формулу» успешного обучения: не только владение умениями и навыками способствует получению конечного результата, но и во многом желание самовыразиться и созданный авторский «продукт» подвигают юных художников на развитие этих умений и навыков.

Пристальное внимание старшеклассников к себе и бесконечный поиск неповторимого «я» помогают им подойти к созданию собственных проектов. Авторская программа «Изодизайн» для 8-11-х классов позволяет ученикам включиться в творческий процесс созидания. Осуществилась моя давняя мечта: заканчивая курс изобразительного искусства, ученики не прощаются с изотворчеством, а приходят ко мне на дизайн. «Изодизайн» – это программа, позволяющая формировать у детей индивидуальный стиль через художественное творчество. Изобразительно-пластическая, техническая, трудовая культура общества рассматриваются здесь не как музейное, а как живое творческое явление, которое развивается и включается в жизнь современного подрастающего поколения. Развитие производства, техники, общественных отношений сегодня немыслимо без художественного проектирования, в котором польза неразрывно связана с красотой. И наши учебные занятия по изодизайну становятся своего рода творческими лабораториями и мастерскими.

В 11-м классе вновь возвращаемся к образу светила, который становится уже реальным предметом мира учащихся, частью их собственного интерьера. Ставится задача разработать и создать авторский проект светильника. Чувство стиля, владение композицией, пластичной линией, гармонией цвета – все то, что накоплено на уроках искусства, помогает юным дизайнерам создать уникальные образы «светила»: торжественную лампу «Подсолнух», студенческую люстру «Галина», «Розового фламинго», «Китайский веер» (приложение 2). Поражает и радует разнообразие материала: это и старая пластмассовая кукла с чердака, и гофрированная бумага (бывшая упаковка для цветов), и оставшийся от традиционной люстры обруч, украшенный бисером, бижутерией, прочей мишурой, и искусственная фольга, и натуральная кора дерева.

Обогатить художественно-эстетическое образование учащихся мне позволяет и курс истории изобразительного искусства. Знакомство с наследием Андрея Рублева, творчеством Боттичелли, Николая Ге, Валентина Серова и Пикассо помогает ученикам, прикоснувшимся к шедеврам человеческого гения, понять, что есть красота, и включиться в вечный поиск ее идеала. Ведь чем богаче запас жизненных впечатлений ребенка, его субъективный опыт восприятия художественного мира, тем эстетически более ценный создаваемый им образ картины мира, причем образ эмоционально окрашенный, способный вызвать глубокие переживания и чувства, а не просто опредмеченный.

Экзамен по истории западноевропейского изобразительного искусства в 10-м классе в 2003 году наглядно продемонстрировал способность учащихся интегрировать знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства, изодизайна и даже черчения. Это было своего рода драматургическое действие. Одна из учениц, выбрав для исследования творчество Ван Гога, написала собственную копию маслом с его картины «Портрет доктора Гаше», смоделировала мизансцену, создала из подручного материала оригинальные подсолнухи, подобрала соответствующее музыкальное сопровождение, подготовила эмоциональное сценическое выступление, основанное на глубоком анализе произведений художника. Не менее интересным оказался представленный группой учащихся проект по теме «Музеи мира». Ребята создали макет собора Парижской Богоматери. Исследуя архитектурный стиль «готика», ученики проанализировали философскую идею средневекового искусства и с помощью бумаги передали особенности стиля этой эпохи. Дополнением к проекту явились искусно разработанные рисунки средневековых витражей и грамотно выполненные чертежи, в которых были четко соблюдены пропорции оригинала (приложение 3).

Интегративный курс изодизайна как составная часть образовательной области «Искусство» охватывает следующие предметы: изобразительное искусство, черчение (та часть предмета, которая развивает пространственное мышление), МХК (история изобразительного искусства). Основанием для объединения этих предметов служат:

содержательная и формообразующая основа;

композиционная структура;

звуковая фактура и цветовая палитра;

эмоциональная окрашенность;

индивидуально-личностный подход с опорой на субъектный опыт учащихся.

Цель курса – создание условий для развития творческого воображения и индивидуальной культуры общения с окружающим миром, на основе личного опыта учеников и опыта предыдущих поколений.

Этапы реализации программы «Изодизайн» по возрастам

8-й класс. «Графический дизайн»

Основная задача этапа – дать учащимся первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой деятельности человека. Для этого формируются простейшие навыки, которые впоследствии станут необходимым «инструментарием» для создания художественных проектов. Начинаем не с академического рисунка, а с абстрактного «демократичного» пятна, в результате ребенок не «зажимается», а фантазирует, с первых шагов у него формируется абстрактное мышление, что так важно в дизайне. Сочинить пятно «Драка», «Лань», «Скорость», «Муравейник», изобразить «компьютерную», декоративную, «шутливую», «экстравагантную» линию – вот первые упражнения, нацеленные на формирование композиции через призму собственного «я». На протяжении всего учебного года осваиваем такой прием, как стилизация, который помогает учащимся «уйти» от реальных образов, исходя из собственного видения, придать заданному объекту свою, личностную окраску. Предлагаю ученикам реальный образ рыбки, бабочки, жука или лягушки стилизовать с различной окраской (фольклорный рисунок, детская аппликация, геометрический знак и особо любимый учениками мультипликационный образ). В дальнейшем стилизация как вид абстрактного мышления помогает учащимся выполнять более сложные задачи (приложение 4).

Заканчивается курс графического дизайна темой «Шрифт». Перед учащимися снова ставится задача не только овладеть технологией написания разных по стилю шрифтов и особенностями их композиций, но и попытаться поэкспериментировать со стилем и композицией шрифта. В понятие «стиль шрифта» мы вкладываем его внешние характеристики: толщину написания, ширину просветов, высоту пропорций, угловатость или округлость, наклон или статичность. При этом разрешается и поощряется искать и применять другие средства выразительности (фактуру, цвет, ритм и т.д.). Итоговой работой учащихся после изучения этого курса является творческое задание – выполнить портрет выпускника для оформления школы к празднику Последнего звонка. Восьмиклассники создают образ понравившегося выпускника в шрифтовой композиции и стилизованном портрете. Данный пример наглядно иллюстрирует идею курса «Изодизайн»: как важно быть нужным школе, людям, обществу. Именно поэтому мои ученики демонстрируют свои умения и навыки, украшая школьную сцену к праздникам, оформляя интерьер школы, выпуская школьную газету.

9-й класс. «Национальная культура в основе современного дизайна»

Основная задача – показать связь основ декоративно-прикладного искусства с технологией современного дизайна; а также через фольклорные традиции отдельных культур – художественное своеобразие современных национальных школ.

Изучая неповторимую, своеобразную культуру Востока, ее глубокую связь с природой, выходим на образ цветка в японской культуре. Осенние композиции в 9-м классе строятся по принципу икебаны: это и особые пропорции, и особая «математика» композиций, но главное – это эмоциональная «говорящая» линия и очень сдержанный символичный цвет. Творческое задание по теме – создание праздничных букетов к Дню учителя.

Удивительное разнообразие мировых архитектурных школ, изучаемых нами, подвигает детей на выполнение макетов собственного коттеджа с учетом особенностей стилей изучаемого периода (готика, классицизм, барокко и др.).

Особый интерес у моих учеников вызывает знакомство с темой «Мода и костюм». На первом этапе изучаем традиции национальных школ разных эпох. Основная форма исследования – реферат. Впоследствии, выполнив теоретическую работу, ученики создают художественные мини-проекты, которые представляют собой цветной рисунок современного авторского костюма, выполненный с учетом особенностей национальной школы изучаемого периода. Впервые мои юные дизайнеры пытаются соотнести свое творчество с профессиональной деятельностью модельера и удивляют оригинальными находками. Таким образом, мы приходим с учениками к пониманию, что человек – это часть культуры, которая его взрастила, а дизайн – не просто прикладная отрасль современной жизни, это отражение как индивидуальной, так и исторической культуры общества.

10-й класс. «Цвет в дизайне»

Ставится задача помочь ученику разобраться в многообразии цветовой палитры, изучить законы сочетания цвета и научиться выражать себя в цветовой гармонии.

В 10-м классе ученикам необходимо абстрагироваться от конкретной (узкой) задачи и перейти к образному восприятию предметного мира. Основной принцип работы – это принцип системности творческих заданий, который предполагает поэтапное изучение конкретных тем, например «Цвет в текстиле», «Цвет в макияже», «Цвет в интерьере», «Цвет в графическом дизайне» и др. Тема «Цвет в макияже» – любимая у старшеклассников, так как дает возможность экспериментировать с собственной внешностью, искать свою индивидуальность. Ребятам уже известны законы цветоведения, палитры шедевров мирового искусства (живопись и декоративно-прикладное искусство), и поэтому они осознанно и творчески создают собственные цветовые палитры.

Чтобы найти свой образ в цвете, вместе с детьми проходим сложный творческий путь:

пытаемся выразить в цветовой гамме образ любимого литературного героя через цветовую абстракцию, а не рисунок конкретного персонажа;

по аналогии составляем цветовую палитру друзей и одноклассников;

продумываем цвет карнавальной маски;

разрабатываем и выполняем макияж для художественного (театрального) образа;

ищем «свое лицо» в макияже в условиях современной культуры.

Обобщая опыт, полученный на уроках изодизайна, учащиеся 10-х классов выходят на разработку коллективного проекта, пробуют свои силы на сцене: это и конкурсы юных модельеров, и фестивали моды, и литературные балы. Создавая образ, ученики тщательно продумывают и костюм, и аксессуары к нему, и макияж (приложение 5).

11-й класс. «Дизайн как неотъемлемая часть современных созидающих профессий»

Этот раздел программы позволяет ученикам синтезировать знания, умения и навыки, полученные в предыдущие годы, и проявлять свое «я» в авторских проектах. Особенностью этого года обучения является исследовательская проектная деятельность. Выпускнику важно осмыслить свой образ не только в цвете, линии, пятне, национально-культурной специфике, но и снова «вернуться к себе», к своему внутреннему миру, осознать свою «особость» в этом мире и быть готовым к самореализации в окружающей действительности. Поэтому необходимо подчеркнуть, что в любой профессиональной деятельности можно быть «дизайнером».

Особенностью построения курса обучения в 11-м классе является повторение ранее изученных тем на более сложном уровне с точки зрения образа и с точки зрения технологии. Так, например, повторение темы «Цвет» носит прикладной характер: разрабатывается интерьер собственной комнаты в цвете, для данного интерьера изготавливаются панно-картины в технике «Батик». Для темы «Цвет в графическом дизайне» разрабатываем конкретные текстовые афиши, рекламы. Создавая рекламу как текстовую композицию, мы исследуем вывески, афиши нашего микрорайона, анализируем их с точки зрения цвета, содержания и формы. На основе этого материала, используя возможности графического редактора, создаем свои варианты реклам.

Отличительная черта завершающего этапа курса – тематическая вариативность: в зависимости от интересов учащихся центральная тема курса 11-го класса может меняться. Например, у выпускников прошлого года ведущей была тема «Театр». Ученики выбирали литературное произведение, с которым работали на протяжении всего учебного года.

Этапы работы над проектом

1. Замысливание:

подбор литературного материала;

определение стиля театрального спектакля с учетом специфики жанра (новогодняя сказка, авангардный спектакль, постановка для детей, классика);

выбор воображаемой сценической площадки (самодеятельный школьный театр, драматический театр, театр сатиры, театр оперы и балета, современный молодежный театр).

Эти моменты очень важны, поскольку помогают ученику, ставшему художником-дизайнером спектакля, определить свою авторскую позицию.

2. Вхождение в проект (разработка текстовой композиции – афиши к спектаклю):

выбор стиля шрифта;

цветовое решение;

подбор изобразительных элементов.

3. Выбор персонажей и поиск их цветового и стилевого образа (разработка костюма на кукле):

накопление эскизов, рисунков, аппликаций костюма героя;

подбор материала для костюма;

продумывание и подбор технологии исполнения костюма;

подбор аксессуаров и декоративных украшений к костюму;

работа с прической и макияжем на кукле.

4. Работа с декорацией и мини-сценой:

подбор мизансцены спектакля;

создание эскиза;

изготовление мини-макета сцены (возможна помощь семьи и друзей);

техническое оснащение и оформление пространства сцены;

подбор и изготовление эскизов реквизита;

выполнение реквизита из подручных материалов (пластмасса, бумага, проволока, фольга и др.).

5. Разработка занавеса к спектаклю:

поиск цветового решения;

подбор тематического рисунка;

выбор структуры ткани;

выбор техники исполнения (росписи).

6. Презентация проекта:

художественное оформление проекта с помощью музыки, поэтического слова и т.д.;

рассказ о своем проекте с представлением эскизов, рисунков (желательно этот этап проводить в присутствии широкой аудитории, ибо художнику всегда нужен зритель).

Презентация проекта «Театр» проходила в виде отчетной выставки, где были представлены стенды каждого ученика не только с результатами проекта, но и с промежуточными черновыми поисковыми эскизами. А нашими зрителями были учащиеся школы, учителя, родители, друзья, представители областного радио и телевидения.

7. Рефлексия:

осмысление каждым собственной деятельности через авторский художественный стиль, уже сформировавшийся к концу 11-го класса у многих учащихся;

умение удивиться и посмотреть на творчество одноклассников другими глазами;

осмысленное критическое отношение к творчеству профессионалов (так, посещая театр, мои выпускники не только наслаждаются спектаклем как зрители, но и оценивают художественное оформление этого спектакля как театральные дизайнеры, пишут рецензии, анализируя музыкальную, цветовую, световую и звуковую палитры спектакля).

Таким образом, проектная деятельность – одна из важных составляющих в художественно-эстетическом образовании учащихся. Ее принципы.

Подготовительный этап.

Основан на принципе «эмоционального погружения» (интрига, экскурсия, разнообразие художественной наглядности, коллективное обсуждение идеи – все это способствует «зарождению» желания попробовать себя).

На этапе замысливания реализуется принцип индивидуальности (определение основной идеи проекта и авторской позиции; выбор содержания и формы художественной подачи материала). Задача учителя – создать ситуацию доверия и поддержки.

Основной принцип этапа вхождения в проект – принцип системности (разработка структуры, выбор художественных средств воплощения авторского замысла). Учитель помогает ученикам выбрать оптимальную технологию проектирования.

Этап технического и художественного воплощения. Основной принцип – принцип целесообразности (соблюдение законов цветоведения, стилевого единства, композиционного построения, жанрового воплощения). Учительская функция – консультирование.

Презентация проекта предполагает реализацию принципа «кафедральности» (убедительность и аргументированность в реализации авторского замысла; вдохновение и артистизм, умение показать свою индивидуальность).

Основной принцип последействия – принцип рефлексивного осмысления себя творцом и понимания своеобразия и уникальности окружающих людей.

Помимо метода проектной деятельности в моей педагогической практике накоплено немало других методических приемов, позволяющих успешно решать задачи художественно-эстетического развития учащихся:

Метод творческого сотрудничества – это совместный поиск оптимального решения. На первом этапе решения поставленной проблемы организуется работа в группах. Но основная практическая часть занятия – это самостоятельный творческий поиск учащихся.

Метод наглядности. Для данного курса нет готовых учебных пособий, дидактических материалов, и поэтому важную роль в образовательном процессе играет наглядность, которую необходимо постоянно использовать при формировании представления об общечеловеческих эстетических и культурных ценностях. Для более глубокого знакомства со спецификой предмета организуются экскурсии на предприятия, рекламные ярмарки и выставки, используются слайды, видеофильмы.

Метод эмоционального погружения представляет собой синтез различных форм воздействия, активизирующих воображение (зрительных, слуховых, вербальных, осязательных).

Метод сравнения – один из путей активизации мышления, помогающий увидеть различные способы воплощения художественного замысла. На уроках проводится сравнительный анализ произведений искусства. Могут сравниваться выразительные возможности художественных материалов и техники, свойства и качества реальных и фантастических объектов и персонажей. Объектом сравнения могут быть цвет, размер, форма, фактура предметов, а также работы юных художников.

Метод конструирования как вид изобразительного творчества способствует развитию пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук. Вырабатывается усидчивость, аккуратность и исполнительская культура.

Метод дифференциации предполагает выполнение учеником индивидуальной задачи, учитывающей его психофизиологические особенности, сложившийся опыт и жизненные притязания.

Метод рефлексивного анализа: оценивание собственных успехов и достижений, умение видеть удачи своих одноклассников, ценить их и учиться прогнозировать перспективу собственного развития.

Метод «педагогики успеха» предполагает, что гораздо разумнее развивать достоинства человека, чем искоренять его недостатки; ученик, ориентированный на достижение успеха, имеет больше шансов полноценно развиваться, чем ученик, ориентированный на избегание неудачи.

Метод портфолио как метод альтернативного оценивания успехов и достижений учащихся позволяет выстроить систему индивидуального развития ученика на протяжении всех школьных лет и увидеть результаты его деятельности, а в конечном итоге – своеобразие и уникальность личности каждого учащегося.

Содержание такого портфолио: детские рисунки, рефераты, архитектурные макеты, декоративные композиции, театральные образы, графические планшеты, оформление праздничных интерьеров, фотоколлажи и др. Это своего рода портрет ученика в динамике его развития, который позволяет мне как учителю видеть рост моих детей, фиксировать их индивидуальную избирательность («я хочу» и «я могу»), помогает в познании самого себя, самоопределении и самореализации (приложение 6).

В системе художественно-эстетического развития учащихся важную роль играет интеграция уроков с внеклассными и внешкольными мероприятиями. Это путешествие по родному краю и городам России, сплавы, походы, экскурсии, родительские праздники, пленэры, участие в конкурсах экологических плакатов, фестивалях юных модельеров, районных и городских выставках. Все это позволяет обогатить палитру впечатлений, задать вечные вопросы о смысле жизни, человеческого назначения, о поиске гармонии, а затем на учебных занятиях в мучительных размышлениях попытаться найти ответы на эти волнующие вопросы.

Логическим продолжением уроков искусства является работа школьной изостудии, которой я руковожу много лет. Занятия в изостудии предоставляют большие возможности для способных или просто увлеченных детей практически освоить технологии акварельной и масляной живописи, попробовать себя в скульптуре и гравюре, испытать минуты наслаждения творческим процессом и тогда совсем иными глазами посмотреть на произведения искусства.

Таким образом, занятия искусством влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявление художественной одаренности и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества. Но процесс художественно-эстетического образования не заканчивается школой, он непрерывен. Школа и учитель являются той отправной точкой, которая открывает человеку индивидуальный путь развития. И процесс этот не завершается, как и сама жизнь.

Ольга БОБРИКОВА, учитель изобразительного искусства, черчения и МХК СШ №14 г. Перми, финалист конкурса «Учитель года России-2003»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте