search
main
0

Солнечный цветок,

или Семь дней в краю золотых сердец

Чем могут удивить Ставропольский край, его столица, если вы здесь впервые? Да и тех, кто бывал, и не раз, в этой уникальной географической точке в южной части России, в самом большом по площади субъекте РФ, входящем в Северо-Кавказский федеральный округ?

«УГ» – гость гимназии №1 в селе Красногвардейском. Директор Оксана АКУЛОВА и заместитель главы администрации района Галина БУРЛАКОВА

На родине слонов
Разумеется, своей особой историей, традициями, которые здесь чтут и соблюдают. Ставрополье притягивает как магнит красотой природы, разнообразием местных ландшафтов, умеренным климатом, чистотой воздуха, географическим расположением, где «5 часов до моря – 5 часов до гор». И тем, что Ставрополье (о чудо!) – родина слонов! В большом списке объектов и событий для туристов вы увидите знаменитую гору, на которой произошла смертельная дуэль Лермонтова, любителям кинематографа предложат посмотреть место, где предприимчивый Остап Бендер из «12 стульев» продавал билеты в пещеру, почитателям археологических находок будут интересны древние городища и раскопки – от эпохи палеолита до Средневековья и старше. И, несомненно, главный тренд – санаторно-курортный комплекс, живительные источники, минеральные воды Пятигорска, Кисловодска, Железноводска, Ессентуков, Минвод. Неповторимые и поистине сакральные места! Они пользовались популярностью в эпоху царей и императоров: каждый светский, а уже в другие времена и советский, человек стремился отдохнуть в окружении горного пейзажа и поправить свое здоровье на целебных источниках. И как мудры сегодня те, для кого регулярный отдых в этих местах, лечение в санаториях стали незыблемым правилом, нормой жизни! Не принадлежа к таковым, увы, с радостью отправилась в Ставропольский край, но по иному случаю – по приглашению правительства, за что сердечное спасибо губернатору Владимиру Владимировичу Владимирову, на III Международный фестиваль «Студенческая весна», участниками которого стали 23 страны БРИКС и ШОС. (Подробнее о фестивале на стр. 5.) Ставрополь к нему начал готовиться сразу после успешного проведения всероссийского праздника еще в прошлом году. Тогда город преобразили такие арт-объекты, как стела «Край золотых сердец» и большой слон на Александровской площади.
Открытие «Студвесны» – удивительное зрелище. Невероятное по красоте фантастическое действие, которое проходило на стадионе «Динамо» в центре Ставрополя, начиная со сценарной идеи, режиссуры, разнообразия приемов использования новейших технологий и заканчивая многотысячным детским хором, слонами Архипом и Нюсей, словно ожившими, пришедшими сюда из далеких веков. И запомнится его символ – солнечный цветок подсолнух (sunflower) с яркими желтыми лепестками, придавший фестивалю особую душевность.

Друг и наставник
Совместить приятное с полезным, путешествуя по обширным ставропольским просторам, где соседствуют величественные горы Кавказа и безграничные южные степи, зайти в не знакомые пока еще тебе школы, встретиться с новыми людьми, с учениками, выпускниками, директорами, учителями – нашими главными героями, авторами, читателями – счастливый случай, святое дело для «УГ». К тому же как не воспользоваться моментом и не отдать дань уважения тем, для кого газета стала настоящим другом и наставником.
Не без гордости замечу, что в этом субъекте РФ, похоже, наше издание пользуется особым авторитетом. Здесь достаточно высокий по сравнению с другими регионами России уровень подписки, что, конечно же, приятно и свидетельствует о том, что газета – «действительно великое создание начала 20‑х годов», как сказала о ней в недавнем интервью «УГ» министр просвещения РФ Ольга Васильева. «И какое счастье, – продолжила она, – что в начале 90‑х удалось сохранить газету». Поздравляя с предстоящим 95‑летием, Ольга Юрьевна выразила благодарность за поддержку, которую наше издание оказывает российскому учительству. Педагогическое сообщество Ставрополья, судя по тиражу «УГ» в регионе, в полной мере разделяет точку зрения министра просвещения РФ, рассматривая известный, авторитетный, многолетний и с большой историей педагогический печатный орган как дополнительный и важный ресурс профессионального роста учителя, расширяющий его культурологический кругозор, мотивирующий на творчество, развитие, осмысление уже существующих и поиск новых образовательных технологий, оригинальных приемов работы с учениками. Когда-то известный английский математик Бертран Рассел, он же и лауреат Нобелевской премии в области литературы, сетовал, что в школах не учат главному – искусству читать газеты, вкладывая в эту сентенцию задачу развития у детей критического мышления, навыков работы с информацией и умения анализировать прочитанное.
А владеет ли всем этим современный педагог? Тем более в эпоху формирующейся сегодня обновленной идеологии, концепции школы будущего, с учетом новых вызовов времени, которые ориентируют учителя не только на предметную грамотность, но и на так называемые 4 «k» – навыки ХХI века (креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация)? Вдумчивый читатель понимает, что профессиональная газета и здесь незаменимый помощник, тем более в том случае, когда она, как в школах Ставрополья, всегда перед глазами и входит в арсенал творческой лаборатории учителя. О том, что газета в самом деле помогает учителю находиться на острие новых подходов и парадигм в образовании, быть в курсе всех новаций и у нас в стране, и за ее пределами, двигаться вперед, мыслить, сопоставлять разные явления и события, приходить к собственным решениям и умозаключениям, не раз говорили мне многие педагоги и директора школ Ставропольского края, с которыми довелось познакомиться в эти июньские дни.

Подсолнух - символ «Студвесны»
Подсолнух – символ «Студвесны»

В плену призвания
Наш педагогический марафон мы проходили по маршруту, предложенному Еленой Букшей, конкурсанткой из далекого «Учителя года»-96. Поразительно, что и сейчас, в статусе помощника губернатора Ставропольского края по образованию, она сохранила и, пожалуй, приумножила в себе то, что мы увидели в этой яркой, умной, деликатной и одновременно харизматичной учительнице французского языка 23 года назад. Настоящий учитель! Про таких говорят – педагог от Бога, по призванию, до кончиков ногтей, абсолютно не случайный человек в профессии. После долгих лет работы директором школы №42 и незадолго до перехода на должность руководителя образованием города Ставрополя Елена Петровна сделала в родных пенатах ремонт века, полностью преобразовав ветхое здание в новое, что и сейчас, спустя многие годы, дает о себе знать. Школа и сегодня картинка с хорошо подобранной цветовой гаммой, ухоженная, оснащенная всем необходимым оборудованием для качественного образования, с красивыми дорожками во дворе, цветниками, находится в окружении лесной зоны, где особенно комфортно детям, как мы увидели это собственными глазами, в период их пребывания в летнем лагере. Да, по пути в Пятигорск, где нас ждали на акции, посвященной Александру Сергеевичу Пушкину, мы ненадолго заехали сюда. Елена Петровна не скрывала радости и гордости, которые испытывает человек, видя результаты своего труда, тех немалых усилий, которые он вкладывает в свое любимое детище. Тем более что и преемница, нынешний директор – талантливый педагог и управленец Наталья Владимировна Воронова, не только достойно сохраняет все эти традиции, но и успешно развивает школу, вносит в ее жизнь новое содержание.

«Кавказ подо мною»
На Ставрополье много мест, связанных с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым. Домик Лермонтова в Пятигорске, его грот, лермонтовские ванны. Он приехал сюда десятилетним ребенком, а спустя 12 лет оказался в этих же местах в ссылке. Толстому было 23 года, когда он приехал в Пятигорск, и биографы называют Кавказ литературной колыбелью его творчества. Дважды бывавший на Ставрополье Пушкин одним из первых отразил Кавказ в своих творениях. Его вдохновляли горы Бештау, Машук, Каменная, Змеиная, впечатляли вольные нравы горцев, их обычаи. Какая удача – оказаться в день 220‑летия поэта в местах, связанных с солнцем русской поэзии, ехать той же дорогой, что и он когда-то, восхищаясь красотами Северного Кавказа, которые покорили сердце Александра Сергеевича Пушкина. И успеть стать участником проекта «Пятигорск с Пушкиным», инициатор которого Зоя Выхристюк, журналист, член Общественной палаты города Пятигорска, поставила достаточно амбициозную задачу – вырастить в городе Пушкин-поколение в противовес изрядно надоевшему всем поколению «пепси».
Чтобы осуществить широкомасштабное включение богатства русского языка в сознание и речь людей разных возрастных категорий, статусов, национальностей и конфессиональной принадлежности, Зоя Петровна предложила повышать интерес, привлекая оригинальные способы и методики к массовому учению наизусть в первую очередь «энциклопедии русской жизни» – романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», а дошкольников и младших школьников аналогично вводить в мир творчества поэта через его сказки. Подключившись к коллективному чтению «Онегина», прочитав несколько строк из седьмой главы поэмы: «Как часто в горестной разлуке, // В моей блуждающей судьбе, // Москва, я думал о тебе! // Москва… как много в этом звуке // Для сердца русского слилось! // Как много в нем отозвалось!», мы взяли курс на Железноводск, где нас ожидали новые встречи с интересными педагогами, работниками образования и культуры. Удалось их совместить с посещением главной аллеи курортного парка, где сосредоточены бюветы самых популярных источников – Лермонтовского, Смирновского, Славяновского. Местные жители, да и часто приезжающие сюда отдыхающие, называют эту воду самой исцеляющей, волшебной, вкусной. С последним не поспоришь, но, чтобы убедиться в других ее превосходствах, нужно приехать сюда не на один день.
И здесь мы вновь встретились с Пушкиным. В галерее, носящей его имя, в 1937 году по случаю столетия смерти поэта ему возвели большой белый памятник. Пушкинская галерея была открыта в 1902 году к началу лечебного сезона, а восстановлена в 2003‑м при содействии Станислава Говорухина. Здесь бывали и выступали Комиссаржевская, Айседора Дункан, Лидия Русланова, Леонид Утесов и многие другие актеры, известные деятели культуры и искусства.
Традиции укоренились, и с тех пор Железноводск любит все, что связано с миром искусства. Не случайно здесь, у подножия самой высокой горной вершины в Европе – Эльбруса, только что завершился первый Международный кинофестиваль «Герой и время», и по красной ковровой дорожке, которую украсил логотип Железноводска – кружка для минеральной воды, прошлись известные актеры Сергей Безруков, Константин Хабенский, Эмир Кустурица и другие знаменитости.

Закрытие проходило за четыре дня до нашего приезда в город, но мы услышали эхо праздника, почувствовали причастность к нему, также пройдя по этой же дорожке, ведущей вверх, улавливая запахи роз, дыша полной грудью чистым горным воздухом, любуясь открывающимися ландшафтами, окружающей нас красотой, скворечниками на деревьях в природном лесу, сделанными руками учеников школ города Железноводска. И никаких следов от только что завершившегося крупномасштабного мероприятия: абсолютная чистота и порядок во всем.

Выпускник Горбачев
Изначально село Медвежье, основанное в 1803 году, в середине 50‑х годов ХХ века стало называться Красногвардейским. В честь тех, кто защищал советскую власть в годы Гражданской войны. В 1997 году здесь основали гимназию №1, которая расположилась в одном из двух зданий, ее история насчитывает уже более 100 лет. Не так давно наш журналист Светлана Руденко подробно рассказала о ней («УГ» №13 от 26 марта 2019 года).
И нас гимназия встретила хлебом и солью, тепло и сердечно, казачьими танцами и песнями в исполнении ансамбля «Фантазия», имеющего славу уже не только в крае, но и в России. Поразило и то, как последовательно в ней реализуется принцип четырех «к», который они взяли на вооружение у выдающегося педагога Василия Сухомлинского, – культ человека, культ Родины, культ книги, культ родного слова. В гимназии я услышала грамотную, красивую, выразительную речь, сельские старшеклассники, выпускники читали Мандельштама, Цветаеву, Ахматову, Пушкина, пели песни на стихи Булата Окуджавы. В театральной студии демонстрировали актерское мастерство, а в дискуссии, организованной учителем русского языка и литературы Еленой Владимировной Карташовой, за одним столом сидели ученики, родители, учителя, небезуспешно пытаясь ответить на насущный вопрос: что такое успешная школа и как стать таковой? Слушая их, поняла, что гимназия №1 во главе с ее директором Оксаной Викторовной Акуловой уже подобрала ключ к двери, каждый день открывая которую они все вместе постигают науку и искусство успешности.
Все ли было успешным в политической жизни одного из знаменитых выпускников этого учебного заведения Михаила Сергеевича Горбачева, первого и последнего президента СССР, рассудит история. Но то, что его правление совпало со сложнейшим периодом, когда нужно было срочно и существенно менять структуру управления экономикой, а также проводить реформы во всех сферах жизни страны, – факт неоспоримый. Находясь в школе, в которой Михаил Горбачев учился, участвовал в театральных постановках, стал серебряным медалистом (куда, кстати, шел зачастую пешком из другого села – Привольного, где он родился и жил, что в 18 км от Красногвардейского), нельзя было не отметить его роль в поддержке идеи проведения в стране конкурса «Учитель года», которую предложила тогда «Учительская газета». Президент СССР дважды принимал победителей в Кремле, беседовал с ними, вручал им главный приз – Хрустального пеликана. С Михаила Сергеевича, можно смело сказать, и зародилась традиция чествования победителей конкурса в Кремле первыми лицами государства, за что ему надо отдать должное и сказать спасибо. Похоже, эти новые для земляков Горбачева факты и уважительное с моей стороны отношение к выпускнику красногвардейской сельской школы вызвали интерес и… удивление. Оказалось, что я едва ли не первый за последние годы здесь гость с такой (особенной!) позицией…

Раритетный экспонат - настоящая спускаемая капсула космического аппарата
Раритетный экспонат – настоящая спускаемая капсула космического аппарата

Мир музея
В село Казьминское Кочубеевского района мы отправились в воскресный день. Накануне вечером на главной площади города состоялась церемония закрытия фестиваля «Студенческая весна». Подводились итоги шести дней, наполненных многими событиями, молодежными конкурсами, форумами, состязаниями, концертами. И снова в центре Ставрополя, как во время открытия, через огромные установленные мультимедийные экраны на площадях и скверах можно было всем желающим видеть то, что происходит на сцене. Повсюду звучала музыка, голоса поющих были слышны в гостиничном номере, гремели салюты, молодежь ликовала до поздней ночи, но праздник тем временем приближался к своему завершающему аккорду.
Рано утром пришла машина. Наш маршрут пролегал в ту часть Ставрополья, которая известна своими успехами в выращивании зерновых – древней традиции этих мест. Елена Петровна, мой гид и главный эксперт в этом путешествии по Ставрополью, рассказала о том, что колхоз-племзавод «Казьминский» – флагман аграрного производства в крае, лучшее хозяйство не только на Юге России, но и в стране. Сейчас это своего рода научный полигон, где успешно испытывают инновационные разработки. Здесь, по мнению ученых, можно увидеть все новое, что предлагает сегодня агрономическая наука. По дороге в село Казьминское перед нами открылась живая картина – пример высокой культуры земледелия на уровне мировых стандартов, и из окна машины даже неискушенный «аграрий» не мог не заметить сего факта. В народе говорят: будет школа – будет и село. Наверное, это так! Но если в селе есть такой колхоз, то и школа будет крепко стоять на земле и жить полноценной и яркой жизнью. Как, например, школа №16, в которую мы приехали, чтобы побывать в ее уникальном историко-крае­ведческом музее с почти 45‑летней историей. Его трудно назвать просто школьным музеем, каковых в российских школах немало – разнообразных, хороших, интересных. Он далеко выходит за рамки наших традиционных представлений о них по концептуальному уровню, масштабу и охвату тем, событий, исторических эпох, содержательному наполнению, количеству и ценности экспонатов, степени интеграции с учебно-воспитательным процессом, профессиональной ориентации школьников и по многим другим показателям.
Не случайно шесть лет назад на базе музея образован Центр музейной педагогики, что и закономерно, поскольку он стал не только хранилищем социальной, исторической, культурной памяти, но и живой педагогической практикой, серьезным научно-методическим ресурсом, значительно влияющим на качество образования сельских школьников, причем не только казьминских: сюда в последние годы все чаще приезжают ученики из других школ Ставрополья. На базе центра проводятся ежегодные методические совещания для краеведов и руководителей школьных музеев, функционируют объединения дополнительного образования («Мир музея», «Туристы-краеведы»), проводятся экскурсии, музейные уроки, творческие встречи, семинары, конференции, организуются краеведческие экспедиции и походы.
Руководитель музея Сергей Николаевич Котов, он же учитель истории и краеведения, провел нас по залам с постоянной экспозицией (археологии, истории и этнографии, боевой славы, современной истории, истории школы, символов России и края). Их в музее шесть, включая выставочный. Невероятно, но факт: сейчас в музее хранится более 3000 единиц подлинников. Фонды включают в себя археологические и этнографические материалы, нумизматическую коллекцию, фото- и кинодокументы, награды, дореволюционные печатные издания, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, предметы культа. К рассказу о музее подключались ученики школы, директор Андрей Викторович Спиридонов, интеллигентный, мудрый, мягкий и одновременно системный лидер, что бросилось в глаза уже с первой минуты знакомства. Они все более и более мотивировали нас, заинтересовывали новой информацией, погружая гостей в особый, дорогой для них мир, которому отдано много сил, души и сердца. Слушая Сергея Николаевича, увлеченного своим делом человека, большого энтузиаста, подвижника, предположила, что этот, по сути, уже сложившийся ученый, специалист по музейному делу, краевед, вероятно, если и не доктор, то, по крайней мере, уже кандидат исторических наук. Оказалось, нет. Все время отдано живой работе – фондовой, выставочной, туристической, исследовательской, издательской. Вместе с энергичным директором Андреем Викторовичем, тоже историком, они активно вовлекают коллег, учеников, родителей в разные группы и направления деятельности музея. С 2008 года издается журнал «Вестник музея». Трижды, в 2007, 2013 и 2014 годах, историко-краеведческий музей МОУ СОШ №16 был признан лучшим школьным музеем Ставропольского края. А в 2015‑м он стал победителем финала Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций «Школьный музей – пространство интеграции основного и дополнительного образования» в номинации «Комплексный краеведческий музей».

Наша экскурсия завершалась в зале с настоящим раритетом. В самом его центре расположилась ни много ни мало подлинная спускаемая капсула космического аппарата, в которой в 1982 году вернулась на Землю из орбитального полета космонавт Светлана Савицкая. Как попала капсула к ним – отдельная история. Потребовалось разобрать часть стены здания, но затем снова восстановить ее снаружи, чтобы капсула навечно «приземлилась» на втором этаже этого музея. В разделе «Космос» нам показали фотографии, автографы космонавтов Юрия Гагарина, Владимира Джанибекова, периодическую печать 1960‑1980‑х годов, повествующую об освоении космического пространства. Среди экспонатов увидели личные вещи земляков Кочубеевского района – генерала Г.А.Шумского и конструктора двигателей космических кораблей А.И.Папуши, связавших свою жизнь с космонавтикой. Заряженные и вдохновленные положительной энергией от общения с замечательными педагогами и учениками 16‑й казьминской школы, мы вернулись в Ставрополь, который, еще оставаясь в стихии только что завершившейся «Студвесны», готовился встретить и открыть новый фестиваль с названием «Белая акация». Но, увы, мне пора было возвращаться домой. Спасибо краю золотых сердец!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте