Детский сад №2492 занял первое место в окружном конкурсе «Детский сад года» и стал лауреатом в городском конкурсе «Детский сад года» по теме «Здоровьесбережение». Ежегодным и традиционным стало участие воспитанников в окружных и городских соревнованиях «Тест мэра Москвы» по плаванию «Дельфиненок». Воспитанники детского сада победили во Всероссийском конкурсе, посвященном 200-летию Чарлза Дарвина. В 2010 году детский сад занял первое место в творческом конкурсе «АБВГДейка», третье место в городском конкурсе «Малыши столицы-2010» в номинации «Заботливая няня», а также принял участие в финале Всероссийского конкурса «Юные звезды сцены».
Еще древнегреческие мыслители Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от политики государства. Воспитание детей, будущих граждан страны, – самая важная область нашей жизни, жизни каждого человека, одно из главных условий национального возрождения. Дети – наше будущее, будущее нашей страны и будущие граждане мира. Гражданин – основа любого общества. От того, каким он будет, какова его этика, каковы его ценности, зависит будущее общества. Великий русский поэт и писатель Н.Некрасов еще в XIX веке дал определение понятию «гражданин»: «Отечества достойный сын», что остается актуальным и сегодня. Гражданин сегодняшнего дня – это грамотный человек, знающий законы государства, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свои права, нести социальную ответственность за себя и своих близких, быть толерантным по отношению к другим людям. Безусловно, все эти качества в ребенке должны закладываться с самого раннего детства, формируя в нем гражданственность, приобщая к знаниям о правах и обязанностях по отношению к себе и окружающим. Необходимо развивать у ребенка способность слышать и уважать мнения других, с уважением относиться к их интересам и верованиям. Важно воспитать социально активного, деятельного гражданина, а не стороннего наблюдателя. Это миссия, которую должны выполнить педагоги.
Воспитатель – первый учитель ребенка, некий социальный агент, который поможет ребенку социализироваться. От того, как сложится первый опыт социализации, зависит состоятельность всей миссии. Над реализацией поставленных задач трудятся 54 квалифицированных сотрудника, 60% из которых имеют высшее педагогическое образование. Взаимодействие с ресурсным центром «Я и мир» Совместного пилотного проекта ЮНЕСКО и Департамента образования «От младенчества до школы» на базе ЦРР №26 позволило сделать нашу работу в данном направлении углубленной и более качественной.
Процесс развития и формирования личности ребенка зависит от окружающего социального пространства, от того, какие ценности и ориентиры в нем присутствуют. Нравственно положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности. Пренатальная педагогика – залог успешной ранней социальной адаптации ребенка. «Дородовая педагогика» активно внедряется специалистами нашего учреждения в практику обучения и развития ребенка в утробе матери до его рождения. В рамках консультативного пункта внедряется проект «Сознательное родительство». Действующая группа для будущих родителей имеет своей целью более полное использование генетического и интеллектуального потенциала младенца через создание активной обучающей среды. Подобная практика способствует установлению контактов ребенок – мать – отец и обеспечивает начальное развитие младенца еще до рождения. На протяжении двух лет практики работы в этом направлении мы разработали циклы занятий, лекций, семинаров, практикумов, благодаря которым для родителей этот период стал периодом осознанной подготовки к перспективному родительству. Благодаря внедрению пренапедии в практику дети, прошедшие опосредованно, через родителей, дородовое обучение, значительно реже болеют на первом году жизни. Снижена вероятность появления у них хронических заболеваний в течение нескольких следующих лет. Эти дети, как правило, обладают более высоким по сравнению со сверстниками уровнем познавательной активности. Они рождаются физиологически более зрелыми. Доказано, что при дородовой подготовке будущих родителей, которую можно рассматривать как этап их вторичной социализации в процессе освоения перспективных родительских ролей, возрастает показатель частоты и длительности грудного вскармливания младенцев. В связи с этим снижается частота проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Организм таких детей легче приспосабливается к окружающей среде уже с момента рождения (рождаются с открытыми глазами, меньше кричат, лучше кушают, хорошо спят). Дети, включенные в перинатальную систему вторичной социализации родителей, быстрее развиваются физически и психически (имеют больший объем внимания, памяти), раньше сверстников достигают результатов традиционно рассматриваемых этапов развития ребенка, имеют лучшие способности к языкам, музыке, творчеству, демонстрируют более высокий уровень готовности к школе.
Главное – правильно выстраивать отношения
Надежда ПИЛИПУШКО, заведующая детским садом №2492:
– Преемственность пренатальной педагогики с постнатальной нашла отражение в такой форме работы, как консультативный пункт, где в рамках проекта «Сознательное родительство» сформирована вторая подгруппа для семей, которые уже стали родителями. Особое внимание мы уделяем семьям – «группам риска», так как для нас важность не утерять эмоционального благополучия новоиспеченного родителя – залог всей дальнейшей кампании. Мы выстраиваем отношения с этими группами таким образом, чтобы мать имела возможность получать удовольствие от новой социальной роли, а также получать эмоциональную разгрузку через общение с согруппниками и специалистами.
Приобретение раннего социального опыта продолжается через такую новую форму работы, как Центр игровой поддержки ребенка. Едва достигнув 6 месяцев, малыш совместно с мамой приходит к нам в Центр. Специалисты, прошедшие повышение квалификации по данному направлению, в игровой форме предоставляют возможность по индивидуально выстроенному маршруту развиваться каждому малышу. Центр игровой поддержки в разных формах (консультация, семинар, практикум, гостиные) повышает компетентность родителей, повышая уровень осознания самоценности родительства. За время посещения ЦИПРа адаптацию проходят не только дети, но и родители. Изучая ситуацию «изнутри», наши родители имеют возможность общения со всеми специалистами детского сада и наблюдения за их профессиональным построением работы. Обеспокоенные за своих чад, они будто бы сами становятся работниками учреждения, знают все – от того, сколько раз моют игрушки, до технологии приготовления пищи. Это существенный фактор при успешном течении адаптации. Мы имели возможность на практике сравнить прямую зависимость душевного спокойствия родителей после посещения новых форм образования и родителей, которые на первом году их существования не воспользовались данными услугами учреждения. Результат был резонирующим. Первая группа родителей при передаче ребенка в группу раннего возраста испытывала беспокойство, доказанная эмоциональная связь с ребенком прямо пропорционально отразилась на адаптации ребенка. Результат – средняя степень адаптации или, в крайнем случае, тяжелая. Вторая группа родителей благодаря своей информированности таких проблем не имела, что и выразилось в абсолютно стопроцентной легкой степени адаптации. О положительных результатах новых форм образования мы сказали, забегая вперед, так как процесс ранней социализации после Центра игровой поддержки продолжается в группе кратковременного пребывания «Адаптационная», куда малыши приходят в возрасте от 1 до 1,5 года. Обучение детей и развитие их способностей осуществляются исключительно исходя из их интересов и индивидуальных особенностей, а также запросов семьи.
Учебно-воспитательный процесс включает в себя разнообразные виды детской деятельности, которая организуется педагогом посредством групповых и индивидуальных занятий. За счет разновозрастного сотрудничества стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений. Большое значение уделяется работе с семьей, которая предполагает активное включение родителей в организацию образовательного и педагогического процесса, обучение родителей формам развивающего взаимодействия с детьми, оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей.
Основными функциями группы кратковременного пребывания стали физическое и психическое развитие детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; диагностическая и консультативная помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому; взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
Цели деятельности и основные задачи группы кратковременного пребывания – обеспечение эмоционального комфорта в группе кратковременного пребывания; создание условий для ярких положительных эмоций у детей при организации сюжетно-ролевых игр, занятий по психологической разгрузке; ведение индивидуальной работы с детьми по облегчению процесса привыкания к условиям пребывания в постоянной группе ДОУ; тщательное и гибкое планирование занятий, основываясь на интересах и потребностях детей; организация занятий для полноценного интеллектуального и физического развития детей; обеспечение динамической организации среды; формирование коммуникативных качеств детей, способствование развитию социальных качеств; организация совместных мероприятий (календарные праздники, дни рождения) с детьми и родителями для укрепления их взаимоотношений; оказание консультационной помощи родителям по формированию адекватных представлений о возрастных особенностях ребенка. Такая работа по преемственности разных, так называемых новых форм дошкольного образования приносит свои плоды.
Конечно, в любом возрасте приоритет в социализации отдается семье, но социальная адаптация ребенка в других общностях не менее самоценна. Говоря о миссии дошкольного учреждения воспитать гражданина, я имею в виду передачу опыта поколений в соответствии с запросом государства. Поэтому мы тщательно продумали, какие установки сформирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде. Усвоение различных социальных ролей – важнейшая составляющая процесса социализации личности. Мы ставим своей задачей – помочь освоить такие социальные роли, как «Я – член семьи», « Я – член коллектива», «Я – гражданин». Освоение новых социальных ролей происходит через усвоение культурно-нравственных понятий «патриотизм», «толерантность», осознание необходимости в здоровом образе жизни, экологическое воспитание. Интеграция различных видов деятельности позволяет решать поставленные задачи.
Надежда ФИЛИППОВА, старший воспитатель:
– Почему так важно с самого детства воспитывать в человеке патриотические чувства, формировать понимание значимости своих собственных прав и свобод личности? Потому что чем раньше ребенок почувствует свою общность с Родиной, с ее культурой и историей, тем быстрее он научится чтить память своих предков, тем охотнее будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших много лет назад. Чем раньше малыш ознакомится с правовой культурой, тем безболезненнее будет проходить процесс становления его межличностных отношений. Но как у маленького ребенка дошкольного возраста развить интерес к истории родной страны, к правовым образовательным вопросам? Главное – сделать процесс ознакомления доступным, интересным, увлекательным, а это значит, что ребенка надо поставить в позицию исследователя, понять, каковы потребности, возможности и интересы ребенка.
В качестве основного метода мы используем метод проекта, предоставляющий ребенку, с одной стороны, возможность стать исследователем, а с другой – познать историю, богатство культуры. Целью совместной со взрослым проектной деятельности является не только увлечение бытом народа, ремеслами, фольклором, не просто реставрация прошлого, а поиск и внедрение в образовательный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, формированию его эмоционально-личностной и мотивационно-волевой сфер развития, а также играет значимую роль в становлении межличностных отношений.
Сегодня на базе учреждения созданы все необходимые условия для освоения ребенком этой роли. Музей И.Н.Кожедуба создан детьми в результате совместной деятельности с родителями. Изучив исторические факты, героические подвиги И.Н.Кожедуба, чьим именем названа улица, на которой многие из ребят проживают и где находится их родной детский сад, в тандеме дети и родители воссоздали сцены боя. Многие семьи, подключившись к созданию музея, посетили родину
И.Н.Кожедуба и привезли фотографии, а также записали рассказы, которые были собраны в брошюры и хранятся в музее. В рамках работы по данному направлению налажен контакт с Фондом имени маршала И.Н.Кожедуба. Ветераны ВОВ – постоянные гости нашего дошкольного учреждения.
И чувства добрые стремимся пробуждать
Нина МИШИНА, музыкальный руководитель:
– Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека. Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.
Музей народного музыкального инструмента начал свою работу недавно, но уже имеет своих завсегдатаев. Как интересно сегодня малышам изучать народный инструмент, пробовать играть на нем, даже сделать собственными руками! После летнего отдыха ребенка у бабушки в деревне музей пополняется своими экспонатами. Сколько всего интересного оказывается на чердаке в старенькой бабушкиной избе! А пока отдыхали, мамы и папы научились играть на музыкальных инструментах и, конечно, пригласили весь детский сад на концерт «На старый лад». Некогда скучать ребятам, ведь народные промыслы – это не просто экспонаты еще одного музея, это и плод труда самих ребят, их бабушек, мам, пап. Во время фольклорных посиделок все экспонаты оживают. А посиделки мы любим, ведь народных праздников в нашем календаре много. Традиционно наши ребята подготовительных и старших групп сами проводят экскурсии для гостей и друзей. Особенно гордятся ребята, если экскурсию проводят в патриотическом уголке, ведь здесь есть возможность рассказать про улицу, город, страну, символику и даже спеть гимны России и Москвы, а их ребята знают наизусть.
Одним из направлений работы учреждения стало воспитание толерантности. 10% контингента детей – татары, 5% – азербайджанцы, 5% – армяне, 2% – украинцы, 78% – русские. Мы изучаем традиции каждого народа через досуговую деятельность. Сотрудники, включая младший персонал, активно включились в такую деятельность, объединившись в творческие группы. Совместно с родителями они знакомят ребят с традициями, бытом, кухней, одеждой, фольклором своего народа и организуют совместные посиделки и тематические вечера.
« Я – член семьи» +
«Я – член коллектива»
Лилия ВОЛКОВА, педагог-психолог, Оксана ГМЫРИНА, социальный педагог:
– Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и семьям группы риска. Это семьи с низким социальным статусом в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляющиеся с возложенными на них функциями, при этом их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив.
Для оптимизации детско-родительских отношений, восстановления эмоционального фона, поднятия уровня самооценки семей «группы риска» создана семейная гостиная как форма свободного общения семей воспитанников друг с другом и семей с педагогами. Верим, что после таких сеансов, встреч в гостиной родители с детьми уходят с чувством, что «они самые-самые», что они не семья «группы риска», а образец для подражания. Девизом таких гостиных может стать такой: «Лучшая семья – моя!».
В рамках семейной гостиной актуально проведение арт-терапии, благодаря которой ребенок с родителями испытывает чувство безопасности и начинает выражать себя более смело, развивать коммуникативные способности и получать ценнейший опыт принятия и поддержки, которая так необходима данным категориям семей. Сеансы арт-терапии могут проводиться как индивидуально с детьми, так и совместно с родителями, обеспечивая укрепление и коррекцию детско-родительских отношений.
Для воспитания толерантности к разным социальным слоям общества выстраивается взаимное сотрудничество наших воспитанников с воспитанниками детского дома. В рамках обучения и воспитания детей у нас есть совместные досуги, показательные выступления детей и педагогов друг для друга, изготовление подарков к праздникам, общие выставки творческих работ, совместные поездки на экскурсии. Традиционны ежегодные акции «Просто так!» или «Подари книгу детям!». У многих детей есть дома книги и игрушки, из которых дети уже «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. Для родителей это может оказаться непросто, но радость в глазах наших детей заставит их быть добрее, искреннее, внимательнее и честнее к окружающим. А ведь дети всему учатся у родителей!
Еще одной формой укрепления детско-родительских отношений стало проведение дней свободного общения, дней добрых дел (один раз в месяц), когда родители приходят на помощь педагогам и помощникам воспитателей. Открытие в детском саду Почты доверия повышает уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, способствует развитию их творческой инициативы. Зачастую родители стесняются обращаться в социальные службы или к психологу, не хотят выносить на широкую публику свои проблемы, а мы можем сделать это в виде взаимного письменного общения.
По мере роста и развития ребенка круг его общения расширяется, и важное значение для него приобретают отношения с другими детьми, причем не только с ровесниками, но и со старшими или младшими ребятами. Именно для улучшения и развития этих взаимоотношений в нашем детском саду проводятся дни взаимопомощи. Ребята подготовительных и старших групп один раз в неделю приходят к малышам второй младшей группы, ясельных групп. Старшие дошкольники организуют игры, рассказывают сказки, показывают кукольный театр и просто учат малышей навыкам самообслуживания. Взаимодействие старших дошкольников с младшими детьми стало одним из видов социальных контактов с характерной для них детерминацией познавательными, деловыми и личностными мотивами. Межвозрастное взаимодействие, характеризующееся относительным неравенством позиций старшего и младшего ребенка, детерминируется системой мотивов старшего дошкольника, в которой ведущее место принадлежит мотиву «быть старшим». Он – смыслообразующий и определяет специфику деловых, познавательных и личностных мотивов взаимодействия. Это позволяет говорить о принципиальной возможности не только активизации межвозрастных контактов дошкольников в разнообразных жизненных ситуациях, но и целенаправленного формирования нравственных, социально значимых мотивов такого рода контактов, в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детсаду.
«Я и физическая культура как средство социализации»
Арам МУРАДЯН, воспитатель по физо:
– Одно из базовых направлений дошкольного образования – физическое воспитание. И значимость его отнюдь не в декларации ценности здоровья нации, а в осознанной необходимости. Жесткий аргумент в пользу этого – история филогенеза двигательной функции. Выражение «В здоровом теле – здоровый дух» не утратило своей актуальности и по сей день. Тело, будучи объектом воздействия педагогической практики под названием «Физическая культура», – не только аппарат, связывающий нас с объективной реальностью, но и единственное, что дает возможность осознать существование высших душевных проявлений. Достаточно вспомнить об эволюции центральных замыкательных систем, которые впоследствии стали материальным субстратом психики. Роль их на ранней стадии эволюции заключалась в связи сенсорной и эффекторной (двигательной) функций организма, но приоритетная роль всегда отводилась эффекторике в силу того, что именно действие – суть жизни, а не ее созерцание. Именно усложнение двигательных задач приводило к качественным перестройкам сенсорного и центрально-замыкательного аппарата. Осознание этого факта подтверждает значимость физической культуры как процесса по овладению собственным телом через решение двигательных задач.
Основная технологическая новация физкультурного процесса будет заключаться в моделировании для воспитанников детского сада двигательных задач, которые будут разрешаться посредством определенных двигательных операций. Этот процесс видится мне лишенным механистичности, как абсолютно творческий и постоянно усложняющийся. Например, ребенку даем задание – достать предмет, лежащий за гимнастической скамейкой, не переступая через нее. Условие: рядом со скамейкой лежит обруч или палка, с помощью которой его можно достать. Способ выполнения ему не дается, его он вырабатывает сам. Еще один пример. Предлагаю ребенку перейти из пункта А в пункт В, не касаясь пола, и вернуться в пункт А с определенным предметом, находящимся в пункте В. Из средств ему предлагаются 2 кочки и 2 мягких модуля или 3 гимнастические палки. Способ выполнения также не указывается.Тем самым активизируя процесс творческого поиска, решив данные задачи хотя бы раз, мы запускаем механизмы широкого переноса опыта.
Воспитатели отметили, что дети на прогулке пытались перебраться через лужу с помощью подручных средств: кирпичей, лопаток. Вывод напрашивается сам собой – подобная организация занятий становится активатором творческой активности, оказывает стимулирующий эффект на познавательную сферу ребенка, а она, в свою очередь, усиливает двигательную функцию (двигательный интеллект). На занятиях по физической культуре дети формируют специальные операции, которые с удовольствием применяют за пределами спортзала. Об этом свидетельствует также наблюдение за ними в свободное от занятий физической культурой время, которое они пытаются заполнить отработкой отдельных элементов, разученных на занятиях по физо, что указывает на наличие внутреннего подкрепления (мотивации к самообучению). К тому же изменяется самоощущение ребенка. Он превращается из объекта педагогического воздействия в субъекта, который учится сам с помощью педагога. Такая форма взаимодействия условно может быть названа психологическим сотрудничеством. Роль педагога в этом процессе поддерживающая, а значимость для ребенка сверхценная.
«Я – часть природы»
Вера АГЕЕВА, педагог дополнительного образования по экологии:
– Мы – часть природы и целиком зависим от нее. Поэтому так важно научить детей грамотно, бережно и ответственно хозяйничать, вызывать желание бороться за сохранность природы. Каждый воспитанник, который вырастил и взлелеял хоть одно растение, осознал хрупкость его жизни, вряд ли захочет сломать дерево или рвать бессмысленно цветы и другие растения. Сегодня мы с ребятами имеем возможность вести работу в огороде, цветнике. У нас есть свой аптекарский огород, где мы изучаем лекарственные травы. Мы посадили 15 кустов сирени, 12 елей, 3 рябины, 1 дуб, 2 березы. Детский сад еще молодой, и его озеленение недостаточно для организации экологической тропы. Но нас выручает лесопарк «Влахернское-Кузьминки». Подобные экскурсии позволяют расширить кругозор ребят. Обычно мы возвращаемся с целым лукошком различных «даров природы». В экологической лаборатории нас ждут микроскопы и различное лабораторное оборудование. Именно так мы учимся понимать, устанавливать связи и осознавать важность природосбережения. Для закрепления результата необходима преемственность в работе с семьей. Научить малыша беречь природу можно, но если поведение членов семьи, где воспитывается ребенок, их взгляды будут иными, результата не будет. Активное привлечение родителей к посадке деревьев, уходу за растениями, выпуску тематических газет и листовок позволяет обратить внимание взрослых на столь трепетное к данному вопросу отношение детей. Мы часто устраиваем различные ярмарки. Например, осенью обязательна ярмарка «Урожай», где участники – бабушки, дедушки, мамы, папы и, конечно, ребята – рассказывают о том, как удалось вырастить самый богатый урожай, показываем друг другу фотографии, демонстрируем и сам урожай, делимся семенами. Зимой на ярмарке «Кормушки для птиц» разворачиваются целые мастер-классы на тему, как изготовить кормушку для птиц. А после мы все идем на территорию вешать «столовые» для пичужек. Положительный результат продуктивной деятельности был отмечен многими родителями, ведь дети дома становятся трансляторами уже накопленного опыта и призывают их к ответственному отношению к природе.
Комментарии