В последние годы государственная социальная политика в отношении детей с проблемами здоровья в нашей стране основательно изменилась. Сегодня она направлена прежде всего на создание достойных условий жизни, которые обеспечивают больному человеку наиболее эффективную интеграцию в общество. Основываясь на том, что хорошее образование – одно из главных условий достойной жизни, Ставропольское краевое Министерство образования не только полностью поддерживает социальную политику государства, но и весьма активно участвует в ее формировании тем, что претворяет ее в жизнь на всей территории края. Каждый ребенок вне зависимости от заболевания реализует на Ставрополье свое право на учебу в специализированной школе и получает при этом всю необходимую медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.
Едва переступив порог уютной школы, я буквально замираю от неожиданности. Раздаются звуки музыки, и двое в национальных костюмах выплывают передо мной в горячей и нежной лезгинке…- Вас приветствуют ученики кисловодской специальной школы-интерната №18 для слепых и слабовидящих детей, – улыбается ее директор Светлана Кислюк, когда я отламываю кусочек хэчина, лепешки с сыром, которую пекут по древнему черкесскому рецепту. – Вы на Северном Кавказе!Светлана Александровна ведет меня в актовый зал. «Наш маленький концерт называется «Мы вместе», – объявляет ведущий, и сразу становится понятно, что у этой школы большое и доброе сердце. Одно на всех ее жителей – больших и маленьких, взрослых и детей. На сцене сначала появляются музыканты – лауреаты российских и краевых конкурсов, питомцы творческой лаборатории педагога Ирины Андреевой. Затем воспитанники другой лаборатории – хореографического ансамбля «Юность», которым руководит Елена Кузнецова. Тимур Басаев вышел на сцену вместе со своей учительницей, и они спели «Маленькую страну».Экскурсию по выставке детских работ кружка «Художественная лепка» для меня провела пятиклассница, очень бойкая девчушка, слабовидящая Грета Рюбин.- Вот посмотрите: эти овощи и фрукты сделали из глины и раскрасили абсолютно слепые брат и сестра Анжела и Абдурашит Юсуповы. Правда, здорово? Получились как живые! Но сначала они хорошенько изучили в огороде морковку, яблоки, огурцы… своими пальцами.Я с удовольствием разглядываю керамические тарелки, поделки из глины, соленого теста, яичной скорлупы. Всему этому детей научила преподаватель лепки, керамик по первому образованию (второе – педагогическое) Александра Рыбкина.- Наши дети любят спорт, – Светлана Александровна решительно отрывает меня от созерцания прекрасного. – Вы непременно должны это увидеть!В спортивном зале преподаватель высшей категории Олег Репецкий ведет тренировку по голболу.- Перед вами сборная команда школы, – говорит Олег Васильевич. – Ребята играют мячом с колокольчиком внутри. Делают они это лежа, сосредоточившись у своих ворот. Куда мяч движется, определяют по звуку. Задача состоит в том, чтобы забить в ворота соперника как можно больше голов. Это коррекционная игра, развивающая координацию движений, к тому же очень интересная, яркая, приносящая массу положительных эмоций!- А еще наши дети увлекаются туризмом, – снова берет инициативу в свои руки директор школы Светлана Кислюк. – Мы дружим с городским центром по туризму. – И добавляет с нескрываемой гордостью: – Один наш школьник готовится к восхождению на Эльбрус!Социальный педагог Галина Алешникова работает в основном с семьями учеников. Хотя, конечно же, психологическую поддержку она оказывает и детям, и учителям, и воспитателям. Но прежде всего она изучает семью, определяет, какая ей требуется помощь, какие организации следует для этого задействовать.Психологическую помощь оказывает детям и школьный психолог Нина Бейбалаева. Я попала на ее урок под названием «Вежливые слова», на котором ученики младшей школы учились говорить друг другу комплименты с помощью волшебного мячика. «Какой у тебя сегодня красивый свитер», – восхищается мальчишка, искренне, как в первый раз, разглядывая свою соседку Наташу. Девочка берет от него мяч и поворачивается к другому соседу: «Исламчик, ты сегодня красивый, ты надел белую рубашечку!»Светлана Александровна ведет меня в дошкольное отделение:- Мы открыли в этом году группу дошколят. У нас пока пятеро малышей, но группа рассчитана на десятерых, так что скоро появятся новые детки. У них будут своя столовая, классная и игровая комнаты, спальня, кабинет тифлопедагогики. А еще санузел: современная душевая кабина, маленькие унитазы и раковины для умывания.Интересным событием стало для школы и открытие группы кратковременного пребывания дошкольников. Вместе с мамами они приезжали в Кисловодск со всего Ставрополья. Происходило это в каникулы, и потому их поселили в спальном корпусе школы. Педагоги получили огромное удовольствие, работая с этими детками. Они смогли провести раннюю диагностику незрячих малышей. Рассказали родителям о школе, объяснили, почему их ребенку обязательно нужно учиться именно здесь. Родители получили консультации психолога, социального педагога, логопеда и тифлопедагога.- Тра-та-та! Тра-та-та! Мы везем с собой кота! – Бойкий, пронзительно тонкий голос перекрывает все остальные в мальчишеском трио. Парень старается изо всех сил. Поет, что называется, самозабвенно, от всего своего щедрого сердца. Радость так и светится в его глазах! Это Севка. Он слабовидящий. Сын слепого учителя музыки, руководителя вокального кружка и кружка гитаристов, бывшего ученика этой школы Вячеслава Куликова.Вячеслав Александрович окончил Курский музыкальный колледж и с отличием Воронежскую академию искусств. В школе его называют «человек-оркестр» – за то, что освоил игру на баяне, балалайке, гитаре и фортепиано. Когда еще был ребенком, пожаловался однажды Светлане Александровне: вот, дескать, беда – нет в их интернате трубы, не может пока научиться играть на ней. А когда директор поехала навестить Славу, узнать, как ему живется в курском колледже, он первым делом похвастался: «Я трубу освоил!» Точно человек-оркестр.- Многие наши ученики очень хорошо устроились в жизни. Стали первоклассными массажистами. Хорошо зарабатывают. Завели семью, детей. Купили квартиры, имеют машины с личными водителями. Иначе говоря, абсолютно адаптированы в обществе, – с особой гордостью отмечает директор школы.Лариса Гайдукова занимается с детьми в прекрасном компьютерном классе. На столах – компьютеры нового поколения, специально созданные для слепых ребят. Тексты озвучены. Я впервые увидела эти занятия. В компьютере раздается голос: «Яростный дождь вскоре остановил свою барабанную дробь…» Задача девочки-пятиклассницы – прослушать текст и написать небольшое изложение. Вообще-то в школе два компьютерных класса. Второй – для тотально слепых ребят. И надо сказать, это очень дорогостоящая техника – 200000 рублей каждый компьютер!Незрячие дети подчас имеют довольно много заболеваний. Поэтому школа оказывает им основательную медицинскую помощь. Многие маленькие детки приходят сюда с таким распространенным заболеванием, как энурез. И не было еще случая, чтобы здесь оно не поддалось лечению. Школа успешно прошла лицензирование медицинской деятельности и сейчас ожидает новых врачей – окулиста, педиатра, диагноста. А вот свой иглорефлексотерапевт с высшим образованием у них уже есть.Хозяйка кабинета социально-бытовой ориентировки – учитель 1-й категории Елена Бандурина – проводит здесь огромную реабилитационную и коррекционную работу:- Моя задача – научить ребенка жить среди людей. В этом кабинете я приближаю детей к жизни, чтобы и на улице, и в магазине, и в любом другом месте он чувствовал себя свободно. Я учу уверенному владению тросточкой. Трость для незрячих людей – продолжение руки. Я учу ходить по скользким улицам в непогоду и пробираться в толпе. Всю программу к этому предмету я составила сама на основе своего четвертьвекового педагогического стажа.Валерий Плотников – особая гордость школы. Он учитель высшей категории. Уникальный специалист. Устраняет у детей лексико-грамматические и фонетические дефекты. И неизменно добивается хороших результатов.- Главное в нашей школе то, что мы все очень любим своих учеников, – говорит на прощание Светлана Кислюк. – А любовь для нас – это прежде всего эффективная забота о жизни и духовном росте тех, кого мы любим.В эту школу даже маленькие дети, как правило, поступают с израненной душой. Такое ощущение, что детские души заросли чертополохом и колючками. Но потому она и называется коррекционной, что главная задача педагогов такие раны залечить.Специальная школа-интернат №12 для детей с отклонениями в развитии находится в селе Юца и скорее похожа на некую волшебную страну, чем на учреждение, хотя и образовательное. А сказочной ее делает красивейший школьный двор, весь утопающий в цветах. Какие только здесь не растут! Но самые роскошные – хризантемы.Директор школы Ирина Голубева приняла когда-то в свои руки эту «сказку», которая в то время была полупустой, полуразрушенной. Но деловой хватки и энергии ей и по сей день не занимать. Работала сама (и весь педагогический коллектив) как заведенная. И вот теперь школа вполне соответствует всем современным требованиям. Особая гордость – компьютерный класс. Его хозяйка, учительница начальной школы Татьяна Воронкова, благодарит за это краевое Министерство образования.- Я веду здесь кружок информатики, – рассказывает Татьяна Васильевна. – У меня занимаются дети с 5-го по 9-й класс. Учу их работать в системе Word, создавать презентации. А недавно мы открыли собственный сайт!Один из профилей школы – цветоводство. Кабинетом (вообще-то это целый дом) заведует отличник народного образования России Тамара Комарова.- Мы не случайно выбрали именно этот профиль, – рассказывает Тамара Викторовна. – В нашей округе есть зеленные хозяйства, куда мы устраиваем работать детей после окончания школы. Зеленные хозяйства занимаются выращиванием декоративных культур для озеленения Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков. Они очень помогают нам с рассадой. Наши дети очень увлеченно осваивают цветоводство. Весь школьный двор засадили цветами. И вот какое роскошество получилось. Любо-дорого посмотреть! Дети любуются творением своих рук, и это очень важный воспитательный момент. У них развиваются умение воспринимать красоту, доброта, усидчивость. Кроме того, безусловно, развивается мелкая моторика рук.Вот так и происходит коррекция личности. Когда на школьном дворе расцветают хризантемы, души отогреваются.Кисловодск – с. Юца, Предгорный район, Ставропольский край
Комментарии