На моем рабочем столе среди документов, тетрадей, детских посланий, рисунков можно отыскать сложенный вдвое голубой листок обыкновенной офисной бумаги.
«Поспорили Солнце и Ветер о том, кто сильнее. – Я докажу, что сильнее! – воскликнул Ветер. – Видишь человека в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе. Солнце зашло за тучу, а Ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган. Но чем сильнее дул Ветер, тем плотнее путник запахивал на себе плащ. Тогда Солнце выглянуло из-за тучи, добродушно улыбнулось путнику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Так Солнце оказалось сильнее Ветра». Свои бессмертные басни Эзоп сочинил за шесть веков до рождения Христа, но и сейчас, в XXI веке не теряют своей актуальности проповедуемые в них жизненные истины. Именно они, как полуденное солнце, обозначили мне выход из многочисленных педагогических ситуаций, грозивших обернуться полным фиаско. Четыре года назад молоденькой выпускницей я оказалась на пороге одной из столичных школ, радушно принявшей новоиспеченного специалиста. Написанное на лице моцартовское ощущение полноты бытия, настойчиво создаваемое на лицах своих студентов добросовестными преподавателями, разбилось вдребезги при первом же столкновении с действительностью.Новое место, новые условия, новые лица, новые роли… Первые трудности в организации и обучении детей. Первые промахи. Вихрем закружился перед глазами бесконечный поток дел и проблем, требующих сиюминутного вмешательства… Все это никак не вписывалось в стандартные рамки академической педагогики. В школе не оказалось места патетике – от меня требовалась поистине вратарская реакция, которая бы позволила держать под контролем все педагогическое поле. Все чаще возникало желание бежать без оглядки в сторону, противоположную храму знаний. Но лишь движимая каким-то необъяснимым упрямством, я день за днем пыталась изобрести педагогический велосипед, бледнея, худея, превращаясь в тень и тем самым вызывая скептические улыбки у опытных коллег… В этом году в моей жизни появился еще один ученик, который преподнес мне жизненно важный урок на закрепление эзоповских истин. Вот он сейчас сидит передо мной за первой партой, улыбающийся, минуту назад рассказывающий, как он торопил маму, чтобы не опоздать в школу. Идеи вырываются с шумом, как лава из Везувия, не оценить их просто невозможно, но уже нет тех разрушительных последствий, которые мы с ребятами наблюдали полгода назад. Резкий, как порывистый ветер, холодный, как острие ножа, черствый, как вчерашний хлеб. В глазах – недоверие и издевка. Кулак – верное средство от всех проблем. Все это звенья стальной цепочки, замкнувшейся неудачным прощанием с предыдущей школой. Удивленные глаза ребят от вызывающей нахальности. Я читаю во взглядах обращенных ко мне лиц нетерпение и возмущение. Первый невнятный ропот и первые реплики негодования… Нашу школьную страну, которую мы создавали с ребятами с неимоверным упорством, терпением, утверждением взаимных обязательств в течение двух лет, стало лихорадить от попадания в зону повышенной возбудимости бунтаря-новичка. Я перебирала весь свой педагогический арсенал, пробуя отыскать верное средство, которое бы смогло стабилизировать эту внештатную ситуацию. Первое возникающее желание – доходчиво объяснить, что в чужую страну со своими правилами не лезут, но было понятно, что в очередной нотации смысла никакого. Только постойте, почему в «чужую»? Будучи не просто человеком, а учителем, я отчетливо понимала, что какой бы новый ученик ни появлялся в классе, он приходит в надежде обрести здесь понимание, заботу и поддержку – стать таким же «родным». Каково же было удивление новичка, когда вместо противника в моем лице, чье имя он настойчиво не хотел запоминать, воспринимая меня как очередного случайного взрослого, он обрел ждущего с ним встречи учителя, верящего в его силы, пытающемся помочь обрести друзей среди одноклассников! Я часто замечала во время урока его взгляд, настойчиво пытающий найти ответ, почему, невзирая на его неприятное всем поведение, я не взрываюсь от гнева и не разбрасываю во все стороны упреки и обвинения. Словно заклинание, я твердила про себя: «Терпение и труд все перетрут», твердила его ребятам, призывая помочь мне найти место в нашей жизни и новому ученику. Все приложенные усилия окупились сторицей. Сейчас это ученик, который готов помочь мне в любом деле, выступить моим сторонником в любых начинаниях и даже встать на мою защиту в любой ситуации. А с каким трепетом и теплотой он день за днем произносит мое имя! Я понимаю, что это наша с ребятами большая победа. Солнце действительно оказалось сильнее ветра, а потому: «Нет! Еще раз НЕТ!» – я говорю себе, когда, обессилев, готова сотрясти воздух грозным окриком или разразиться потоком, казалось бы, справедливых упреков в адрес непослушных ребят. Урок я усвоила. Доброжелательный и дружеский подход и понимание принесут больше пользы, чем грубость, насилие, негодование: посеешь ветер – пожнешь бурю. Я глубоко убеждена, что искренняя любовь и мудрая строгость – альфа и омега педагогической профессии. Только добротой и дружелюбием можно найти взаимопонимание с учениками. Учитель, подобно Солнцу, должен источать свет, дарящий тепло сегодняшнего дня и вселяющий веру в день завтрашний. Для меня это важно вдвойне. Ведь я непросто учитель. Я классный руководитель. А насколько классный, решать моим ребятам. Татьяна РЫЖОВА, учитель начальных классов ЦО №1447 имени Н.А.Островского
Комментарии