Мерабу Мамардашвили, российско-грузинскому философу с мировым именем, сегодня исполнилось бы 80 лет.
Мамардашвили окончил школу в Тбилиси с золотой медалью и поступил на философский факультет МГУ. Его он окончил в 1954 году. В это время начинается настоящий подъем философского образования, который был связан с именами профессоров дореволюционной школы, таких как Алексей Лосев, Валентин Асмус, Александр Лурия, Сергей Рубинштейн. В начале 50-х годов XX века в Москве проходит ряд острых дискуссий по актуальным вопросам философии, совпавших и во многом спровоцированных отходом от власти и смертью Сталина. В этом «питательном бульоне» на философском факультете появляется ряд неформальных групп, в дальнейшем сыгравших очень важную роль в восстановлении философской мысли в СССР в целом и в России. Мамардашвили стал одним из основателей Московского логического кружка.
После окончания аспирантуры молодой философ работает вначале в редакции журнала «Вопросы философии», а в 1961 году его командируют в Прагу в молодой журнал «Проблемы мира и социализма»(1961-1966). Но из-за несанкционированного властями продления поездки в Париж Мераб Константинович на многие годы становится невыездным и отзывается в Москву. Позже он работает в научных институтах Москвы, а также читает лекции на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе и других вольнолюбивых вузах столицы, а также в Риге, Вильнюсе, Ростове-на-Дону, по приглашению или рекомендации своих друзей. Фактически эти лекции, или беседы, как он называл их, – люди записывали обычно на магнитофон, – магнитофонные записи лекций составляют основу его творческого наследия (также, как Владимира Высоцкого). В 1970 году в Тбилиси Мамардашвили защищает докторскую диссертацию, а еще через два года ему присваивают звание профессора.
В 1980 он переехал в Грузию, где работал в Институте философии и читал лекции о Прусте и феноменологии в Университете Тбилиси. Никаких должностей и почетных званий в Советской Грузии он не получил. Он числился научным сотрудником в Институте общей и педагогической психологии, читал лекции и спецкурсы всегда по чьей-то личной инициативе – в университете, в Союзе аспирантов Грузии, в театральном институте.
Философствование Мераба Мамардашвили принято называть «сократическим», поскольку он, как и Сократ, практически не оставил после себя письменного наследия. В то же время он читал очень много лекций (в том числе о Рене Декарте, Иммануиле Канте, Марселе Прусте) в различных университетах Советского Союза (Москва, Ростов-на-Дону, Тбилиси, Рига, Вильнюс) и стран зарубежья (Франция, Германия, США). При жизни его работы не могли быть опубликованы по идеологическим соображениям, во многом поэтому и не писались. Однако, сохранились магнитофонные записи его лекций, которые были опубликованы после его смерти и распада СССР. Довольно непросто понять столь «живую» философию. Одной из главных мыслей Мамардашвили (он, кстати, утверждал, что мысль – уникальная единица сознания, откровение, и не всякий человек может «помыслить» за жизнь хотя бы одну-единственную мысль) стало то, что добро – это чудо, уже хотя бы потому, что ничем не мотивировано. Зато зло всегда можно чем-то объяснить и понять.
В 2001 году Мамардашвили поставили памятник в Тбилиси – работы его друга Эрнста Неизвестного. Увы, его открытие вызвало идеологически окрашенные уличные столкновения – то объяснимое зло, которому он противостоял всей своей жизнью.
Использованы материалы Википедии
Фото с сайта www.hpsy.ru
Комментарии