search
Топ 10

Сокращений не избежать. Грустным перспективам нужно взглянуть в лицо

Сегодня полным ходом идет реформирование высшей школы, вводятся новые системы оплаты труда, вузы переходят на двухуровневую систему образования. У преподавателей все эти новшества вызывают массу вопросов. Люди должны знать, что их ждет, – справедливо рассудили в профкоме Барнаульского педагогического университета и организовали встречу коллектива с ректором, профессором Владимиром Лопаткиным. Обсуждались проблемы дальнейшего развития педагогического образования в целом и университета в частности.

Узнав о теме разговора, многие поспешили принять участие в мероприятии. Конференц-зал главного корпуса БГПУ оказался полон. Всех без исключения интересовало будущее университета, возможности объединения вузов, зарплата и надбавки, включение высшей школы в Болонский процесс.

Владимир Михайлович подробно рассказал о грядущих переменах и том, какие проблемы в связи с этим придется решать:

– Россия вступила в Болонский процесс в 2004 году. Сегодня Болонская декларация подписана практически всеми европейскими странами. Она направлена на создание единого европейского образовательного пространства с едиными критериями, едиными способами оценки качества подготовки специалистов, и взаимное признание ими дипломов о высшем образовании. В нашей стране, по мнению многих руководителей и педагогов, процесс подгонки образования под европейские стандарты пошел слишком активно. Из общения с коллегами из других стран я узнаю, что сначала они внимательно изучают предложенные изменения, пишут программы, составляют учебные планы и, как правило, не спешат переходить на новые стандарты. Например, в Германии до сих пор не ушли от традиционной системы образования.

Вузы России с 1 сентября 2009 года перейдут на новую двухуровневую систему – бакалавриат и магистратура. Какие перемены в связи с этим ждут наш вуз? Чтобы перейти на новые стандарты, факультетам необходимо получить лицензию на эту образовательную деятельность. Если по какой-то специальности есть лицензия только на подготовку специалиста, то с сентября 2009 года появляется реальная угроза ее закрытия. Наша задача – вовремя пройти лицензирование бакалавриата и магистратуры. Однако магистратура по новым требованиям может быть только там, где есть аспирантура. Ее открытие подразумевает, что на факультете есть достаточное количество кандидатов, докторов наук. Мы имеем все необходимое для подготовки магистров: у нас есть аспирантура более чем по 15 направлениям.

Другая проблема, которую предстоит решать, – кадровая. Переход на четырехлетнее образование в рамках балакавриата, сокращение набора студентов и аудиторной нагрузки неизбежно приведет к сокращению преподавательских кадров почти на 100 человек. Это случится не в один момент и не только в нашем педагогическом университете. К сожалению, ожидаемые сокращения коснутся не одной тысячи преподавателей! Сегодня, конечно, трудно представить, что из этого получится.

Перспективы на самом деле грустные, но о таких переменах мы все должны знать. Работать придется в более сложных условиях, что, безусловно, затруднит переход из вуза в вуз, поиск дополнительной работы в других образовательных учреждениях. Мы ставим своей целью ввести эти нововведения максимально мягко, безболезненно для преподавательского состава.

И, наконец, информация, о которой должны знать все в педуниверситете: в первую неделю июня в вузе будет проходить комплексная проверка службы надзора и контроля. Это уже четвертая аттестация, и с каждым разом она становится сложнее. Мы обладаем сильными показателями, многие из которых в чем-то выше, чем среднероссийские. Мы готовимся к комплексной проверке. Каждый в нашем коллективе за нее ответственен. Думаю, вместе мы преодолеем этот рубеж.

Главный бухгалтер университета Любовь Николаевна Токарева дала разъяснения по поводу тех постановлений Правительства РФ, которые вызывают наибольшее число вопросов у преподавателей и сотрудников: о минимальном размере оплаты труда, об исчислении среднего заработка, об оплате больничных листов и командировочных, о повышении зарплаты на 15%.

Особое внимание она уделила проблеме введения новой системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях. Методические рекомендации по введению НСОТ не бесспорны: они всего лишь задают общее направление. «Таким образом, образование разрабатывает свою, здравоохранение – свою, правоохранительные органы – свою систему оплаты, – комментирует Любовь Николаевна. – Даны разъяснения по основным моментам: из чего должна состоять заработная плата, уточняется, что она не должна быть ниже МРОТ. Что в связи с нововведениями делается в нашем министерстве? Известно, что создана команда, возглавляемая специалистом не из высшей школы. А когда будет подготовлена вся документация – неизвестно».

В завершении Людмила Токарева сказала, что с 1 января 2009 года зарплату работникам будут начислять по-новому. Что из этого получится, пока не ясно.

Профком БГПУ, по словам его председателя Нины Паньковой, ищет возможности участия в разработке критериев, которые будут учитываться при расчете заработной платы, планируется провести семинар профсоюзного актива вузов Барнаула по данному вопросу.

Еще одна актуальная проблема для профкома педуниверситета – исполнение нового коллективного договора, который был подписан в прошлом году. «Мы проверили реализацию отдельных положений договора и выяснили, что ряд из них не выполняется, – говорит Нина Панькова. – Речь идет об аттестации рабочих мест и о доплате за вредность. С сожалением отмечаю, что многие сотрудники воспринимают снятие с них доплат за вредные условия труда как факт и не обращаются в профсоюзный комитет за разъяснением, за поддержкой и помощью. Досадно, что многие преподаватели до сих пор не познакомились с текстом коллективного договора, а там есть много положений, которые нужно бы знать и использовать в свою защиту. Текст документа находится на каждой кафедре, в каждом подразделении университета. Надеюсь, что теперь, когда мы собрали информацию о фактах неисполнения отдельных положений коллективного договора, вместе с администрацией мы сумеем исправить ситуацию к лучшему».

Лариса ВАСИЛЬЕВА, Елена ИВАНОВСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту