На церемонии закрытия конкурса «Учитель года-2008» Общероссийский профсоюз образования наградил трех участников самой большой междисциплинарной группы – общественно-гуманитарной. «Выбор победителя всегда сложен, – отметила главный специалист Центрального комитета Елена Елшина. – Но у нас были четкие критерии: во-первых, номинант должен состоять в профсоюзе, а во-вторых, он должен быть активным членом организации». Ноутбуки и дипломы «За эффективную творческую деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения и активную работу в профсоюзе» получили Иса АЛИЕВ, учитель истории и обществознания Новотерской средней школы Наурского района Чеченской Республики, Нина КОКСУНОВА, учитель калмыцкого языка и литературы Хар-Булукской средней школы Целинного района Калмыкии, и Вера КРАСНОВА, учитель русского языка и литературы Дубровской школы Оренбургской области. Дипломом «За активную гражданскую позицию» и ценным подарком (тем же ноутбуком) был награжден и учитель математики Крюковской основной общеобразовательной школы Нижегородской области Эдуард САЛИН. «Для меня победа в конкурсе важна еще и тем, что я могу с этой высокий трибуны поднять проблему малокомплектных школ, их будущего, которое напрямую затрагивает будущее российских сел», – говорит Эдуард Александрович. Его тревога за сельскую школу особенно остро прозвучала в публичной конкурсной лекции.
Меня иногда спрашивают ученики: что для вас СЧАСТЬЕ и что вам для него нужно?
Счастье для каждого свое, и я беру смелость ответить за себя, за сельского учителя.
Счастье – когда есть семья, работа, дом и дорога к дому. В доме свет, газ, вода. Счастье, когда есть дети, и хочется, чтобы они ходили в свою родную школу. Я, наверное, счастливый человек: у меня есть семья, дом, мои дети учатся в школе родного села. И хотя на этот конкурс я уезжал в самой распространенной обуви на селе – галошах, зато провожали меня всем селом. Провожали с тяжелым сердцем, наказывали рассказать все, как есть.
Почему я завел разговор о счастье? Наверное, потому, что его немного на селе, раз люди не остаются в нем. Повзрослевшие дети не желают заводить семьи, строить дома, посвящать себя учительству, врачеванию, работе на земле. А на оставшихся жителей наступает очередное лихо – сокращение и укрупнение сельских школ. Именно так воспринимают селяне роль стандартов нового поколения. А не как цель вывести образование на селе на новый, конкурентоспособный уровень. И не как появление возможности для каждого ребенка в благоприятных условиях максимально развить свои способности, умения, характер. Отчасти они правы.
Вслед за повышением качества образования приоритетом новых стандартов объявлен еще один важнейший принцип – ВОСПИТАНИЕ ребенка. Цитата из интервью Александра Кондакова корреспонденту «Комсомолки»: «Образование должно быть нацелено на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, на формирование толерантности в условиях нашего многокультурного общества».
То есть общество желает получить коммуникабельного и социально приспособленного человека, государство – законопослушного гражданина, родители хотят, чтобы их ребенок был успешным в жизни. Мы все прекрасно понимаем, что в первую очередь за этим стоит воспитание.
Я часто задавал себе вопрос, почему родители в годы моей юности желали себе в невестки деревенскую девчонку. И нашел ответ, когда приехал работать в сельскую школу. Это было для меня удивительное открытие.
Малая сельская школа – это большая семья с общими радостями и трудностями, со своими многолетними традициями и историей.
Теперь и я знаю по имени каждого ученика, знаком с его семьей, особенностями ее быта, отдыха, традициями, культурным уровнем родителей, мерой их воспитательного влияния на ребенка.
Сельские дети уважительны, трудолюбивы, сдержанны, скромны. Наверное, потому, что они находятся в своеобразном контуре внимания, когда ребенка воспитывают не только школа и семья, а все родное село. Ребенок ни на миг не остается без присмотра: соседи, знакомые, просто односельчане не пройдут мимо нашалившего ребенка, не отвернутся от прячущих сигареты или пиво подростков. Они выскажут свое мнение, а вечером об этом уже будут знать родители. И самое главное, что об этом внимании знают и сами дети.
Сокращая сельские школы, отправляя детей в чужое село, мы теряем этот важнейший элемент коллективного воспитания. Мы разрушаем естественно образовавшийся, проверенный поколениями, воспитательный контур «семья – ребенок – школа – сельское сообщество». Исключив любое из звеньев, мы теряем эмоциональную связь с детьми. Теряем возможность воздействия на формирующуюся личность. Боюсь, это не совпадает с планами нового стандарта.
А до ближайшей крупной школы надо еще добраться по нашим бескрайним просторам с путаной, рваной нитью сельских дорог.
Представьте себе на миг – 1 сентября нового учебного года. Девчонка-первоклашка. Бантики, косички, платьице, цветочки… Что ждет ее за дверью родного дома? Тропинка, песня, соловей? НЕТ! Старый школьный автобус, разбитая пыльная дорога, тошнота, испорченное платье… Очень плохой день.
Наши сельские дороги не готовы к переходу образовательных стандартов на следующий уровень.
Да, сельскую школу дорого содержать. Но назовите более высокие ценности: куда мы вложим сэкономленные деньги? В современное оборудование, за которым будет добывать знания ребенок в современной школе? Но как он будет получать эти знания? В ожидании застрявшего автобуса на раскисшей дороге промозглой осенью или в снежном сугробе темным метельным утром?
А тысячи оставшихся не у дел коллег-учителей? Где применить им свои знания и опыт на селе? Что ждет их в городе? Центр занятости населения.
Школе суждено быть социокультурным центром на селе. В школе происходят самые важные события, зарождается и воплощается все самое лучшее и светлое для села. Нельзя сокращать школу. Потому что мы потеряем село.
Вы знаете, как умирает село? С древними, забытыми своими детьми стариками, которые уходят из жизни с надеждой дождаться возвращения наследников? Оно умирает, как живой организм: сначала самое ценное и функциональное – мозг, школа, потом становится ненужной библиотека, дом культуры, вместо магазина раз в неделю – автолавка. Затем уходят люди, а с ними – душа деревни: ее история, обряды, традиции, на которых воспитывались десятки поколений, на которых воспитываются сегодня наши дети. Будет ли им завтра лучше в чужом селе, в чужой школе? Дай Бог!
Сегодняшний взгляд правительства страны на проблемы развития агропромышленного комплекса возрождает надежду. Придет на село хозяин, верю – село возродится, окрепнет, встанет на ноги, нужно лишь время. Но как на это время сохранить самое ценное для наших детей, для всех нас – школу?
Я не знаю, я лишь учитель сельской школы. В математике проще: есть задача, есть вопросы – составь решение, найди ответы. В нашей жизни все сложнее. Сначала надо дать ответы на вопросы и лишь потом принимать решения!
Я – за развитие.
Я – за движение вперед.
Я – за уважение каждого мнения.
Я – за сельские школы.
P.S. Мы приглашаем к начатому разговору всех читателей газеты. Чем и как живут сельские школы в вашем регионе? Как их сохранить? Есть ли у сельской школы перспективы развития? Давайте попробуем вместе ответить на эти вопросы.
Комментарии