search
main
0

Сойти с ума. Пять Офелий в Электротеатре Станиславский

В московском Электротеатре Станиславский открылась выставка-видеоинсталяция «Пять истин» Кэти Митчелл. Для известного британского театрального режиссера это уникальный и пока единственный опыт, в котором переплелись театр и мультимедийные технологии. Проект создавался специально для лондонского Музея Виктории и Альберта и сейчас путешествует по миру, останавливаясь то в Вашингтоне, то в Париже. В Москве выставка задержится до апреля.

В Москве павильон-куб для видеоинсталяции «Пять истин» пришлось строить заново – потолок фойе Электротеатра Станиславский оказался на шесть сантиметров ниже требуемого. Однако Кэти Митчелл охотно пошла на эти казалось бы незначительные изменения – так ей хотелось, чтобы ее проект попал на родину режиссера Константина Станиславского. Кэти Митчелл давно увлечена системой Станиславского и один из эпизодов видеоинсталяции разворачивается как раз в рамках этой школы, принятой в русском театре.

Название выставки «Пять истин» сложилось из пяти ведущих театральных систем, утвердившихся в 20 веке: система Станиславского, система Питера Брука, «театр жестокости» Антонена Арто, эпический театр Бертольта Брехта и эксперименты Ежи Гротовского. Инсталяция состоит из одновременного видеопоказа пяти вариантов одного и того же эпизода шекспировской трагедии «Гамлет», который можно назвать «Сумасшествие Офелии». Этот уникальный эксперимент воплощает британская актриса Мишель Терри, лауреат премии им. Лоуренса Оливье. Завзятые театралы могли ее видеть в записях спектаклей Королевского шекспировского театра.

Кэти Митчелл смогла соединить пять систем в одном пространстве так, что они не противоречат друг другу, а наоборот утверждают силу и живучесть театрального искусства во всех проявлениях. Офелия-Терри сходит с ума одновременно на 10 экранах. Любому зрителю, попавшему внутрь куба, достаточно повернуть голову, чтобы наблюдать за тем, как разворачивается шекспировский сюжет в знакомой российскому театралу системе Станиславского, подробно, с мелкими деталями и тонкими эмоциональными переливами или переключиться на систему Арто, который тяготел к ярковыраженному жесту и мимике. Брехтовская Офелия естественно поет зонги, а Офелия от Гротовского эмоционально кричит и погружается в то нервическое состояние, которые заканчивается в резервуаре с водой.

Как рассказала куратор вставки Кейт Бейли, видеоинсталяция снималась в сжатые сроки – за четыре дня, и за это время актрисе Мишель Терри пришлось тонуть пять раз. Делала она это предельно достоверно в пяти системах и столь самоотверженно, что простудилась. Самой Кети Митчелл эта работа тоже стоила немало сил – нужно было мобилизовать на столь интенсивную работу видеоинженеров, художников, дизайнеров и даже композитора – музыку для инсталляции написал Пол Кларк. Техническое обеспечение проекта также уникальное – каждый экран показывает свой видеоряд, к нему поведен свой звук, а матрица экрана сделана из специального небликующего материала, чтобы одно изображение не мешало другому.

– Перед Кэти Митчелл стояла изначально трудная задача – нужно было снимать материал так, чтобы он сложился в дальнейшем в целостную видеоинсталяию, времени было мало, снимали практически круглосуточно, но у нее все блестяще получилось, – отметила на открытии выставки Кейт Бейли.

К сожалению сама Кейт Митчелл до Москвы не добралась и на открытии выставки не присутствовала – оказывается, известный британский мастер театра не любит летать на самолетах. Однако она передала свои слова всем, кто придет на выставку: «В юности мне повезло учиться у русских режиссеров Анатолия Васильева и Льва Додина. Я сделала свой проект «Пять истин» также для молодых людей. Пусть театральная теория поможет понять спектакль и тем, кто театр любит, и тем, кто с ним еще не знаком».

Выставка «Пять истин» будет сопровождаться различными театральными и культурными событиями, которые имеют прямое отношение к музейному делу, практике театра, инновационным видеотехнологиям. Уже есть договоренность о лекции Катажины Осинькой (Польша), которая расскажет об экспериментальных практиках Ежи Гротовского. Театральный критик Мария Шевцова (Великобритания) пригласит на разговор о методе режиссера Питера Брука. В Электротеатре Станиславский рассчитывают на то, что проект будет интерес и специалистам театра, и всем, кто интересуется современным искусством.

Фото автора и с сайта Кэти Митчелл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте