Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Соизмерять свою свободу с интересами других. Роль СМИ в общественной жизни

Учительская газета, №43 от 23 октября 2007. Читать номер
Автор:

Какова роль в нашем обществе средств массовой информации? Как в их деятельности сочетаются право на свободу слова и ответственность? Ответы на эти и другие вопросы мы ищем вместе с детьми на уроках обществознания. Молодежь едва ли не самая большая часть аудитории СМИ, из-за отсутствия необходимых знаний, опыта, а подчас и вкуса ребята часто бездумно и некритично воспринимают полученные из газет, радио и телевидения сведения. Воздействуя на сознание, предлагая и тиражируя готовые образцы поведения (подчас не самые лучшие), средства массовой информации становятся «властителями дум» наших детей.

Российские СМИ сейчас переживают весьма своеобразное время. После отмены цензуры некоторые из них восприняли свободу как установку: делай все, что хочешь. Журналистов стали называть «четвертой властью». Безусловно, роль периодической печати и телевидения в современном обществе чрезвычайно велика. Но именно поэтому велика и их социальная ответственность. Мы только учимся демократии и еще часто допускаем ошибки на этом пути, поэтому важно научиться исправлять их в рамках правового поля. Поэтому законодательную основу деятельности СМИ мы стараемся особо пристально с учениками исследовать (статьи Всеобщей Декларации прав человека, Конституции РФ, Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Можно использовать сравнительный метод для изучения опыта стран «старой демократии». Например, правовые ограничения свободы массовой информации, основанные не только на необходимости охраны интересов государства, но и на необходимости соблюдения прав человека или общественных интересов. Причины, вызывающие подчас кризис доверия россиян к СМИ, очевидны. Это систематические нарушения профессиональной этики некоторыми журналистами (ангажированность политическая и экономическая, обнародование непроверенных фактов, создание искусственных сенсаций, «заказные статьи» без соответствующих ссылок, вторжение в личную жизнь граждан, пропаганда насилия, нарушение элементарных правил приличия, языковых норм и т.д.). Поэтому мы говорим и о профессиональной этике журналистов. Это, кроме того, в какой-то степени помогает профориентационной работе, ведь интерес детей к профессии журналиста, телерепортера, специалиста по PR-технологиям и т.п. сейчас, как никогда, высок. В какой форме, когда и на каком материале это можно делать в школе? Опыт показывает, что таких возможностей много.

Реальная возможность обсуждать эти темы, например социального проектирования, когда у детей есть возможность не только применительно к определенной ситуации оценить степень влияния СМИ на формирование общественного мнения, на властные структуры, но и самим выступить в роли журналистов.

Широкие возможности дает предпрофильная и профильная подготовка подростков. В Орловской области уже третий год во многих школах девятиклассники выбирают элективный курс «Социальная практика для школьников» (автор Н.Матюхина), «Что должен уметь современный гражданин» (составители: Л.Жиронкина, Н.Матюхина), где в разделе «Ты и местное сообщество» несколько занятий посвящено данному вопросу, а кроме того, ученики работают над проектом «Школьная газета». Неизменный интерес у подростков вызывает курс «Мой выбор» (авторы: И.Ахметова, Т.Иванова, А.Иоффе и др.), который позволяет учителю и учащимся организовать эффективное исследование проблем, связанных с «четвертой властью». Последнее время нужный материал по теме предоставляют и предметные журналы (например, элективный курс А.Лабезниковой «Массовая культура»). Пищу для размышлений дают уроки обществознания, права, где рассматриваются различные аспекты в деятельности СМИ. Подростки имеют возможность анализировать статьи, теле- и радиопередачи, правовые документы, вести дискуссии, встречаться с журналистами, посещать редакции газет. Все это способствует развитию навыков критического мышления, активной жизненной позиции.

Одно из таких занятий в курсе «Обществознание» (10-11-й кл.) проводится по теме «Четвертая власть: свобода и ответственность». Используются интерактивная форма. И такие методы, как работа в парах и группах, анализ источников, ролевая игра. Ребята выполняют индивидуальные задания в «Листе оценивания». Возможно включение таких видов, как анализ карикатур по теме, отрывков из этических кодексов журналистов разных стран, аналитических статей, представление позиций различных социальных групп по отношению к проблеме цензуры, внесению поправок в закон о СМИ и т.п.

Главная цель занятия – объяснить правовое содержание понятия «свобода слова», основываясь на правовых документах, акцентировать внимание на проблеме соотношения между правом на свободу слова и ответственностью за это слово.

1-й этап. Мотивация. Предложите ученикам прочесть отрывок из статьи А.Левиста: «За базар ответишь!» или Основы журналистской этики» (Рабочий лист 1) и обсудите в парах задание.

1. Приходилось ли вам сталкиваться в газетах, передачах на радио, телевидении с фактами, о которых не стоило бы сообщать?

2. Почему СМИ часто называют «четвертой властью»? Согласны ли вы с автором, «что всякая власть развращает. И «четвертая» – тоже»?

3. Какие функции выполняют СМИ в обществе? (Запишите на доске в виде схемы предложенные варианты).

Комментарий. Средства массовой информации играют в обществе важную роль, во многом определяя «настроение умов», общественное мнение, способствуя формированию определенной системы ценностей и т.д. В связи с этим в демократическом обществе особенно актуальной становится проблема соотношения свободы слова и ответственности. Объявите тему, цели и задачи занятия.

2-й этап. Исследование проблемы. Работа в группах. Предложите группам ознакомиться с отрывками из документов, выполнить задание № 2 «Лист оценивания» и ответить на вопросы:

1. Как во Всеобщей декларации трактуется понятие «свобода слова и убеждений»? Что по этому поводу говорится в Конституции РФ?

2. Как расширяет данное понятие Международный пакт о гражданских и политических правах?

3. Какие обязанности и ответственность обеспечивают соблюдение свободы выражения своего мнения по Европейской конвенции защиты прав человека и его свобод?

Сделайте вывод по окончании обсуждения.

3-й этап. Создание «нового продукта». Предложите ученикам представить, что каждая из групп – коллектив журналистов одной газеты. В соответствии с вышеупомянутыми статьями Всеобщей декларации, Конституции РФ, с буквой и духом Международного пакта о гражданских и политических правах необходимо разработать свод профессиональных правил («10 заповедей»), которых они будут придерживаться в освещении различных событий.

4-й этап. Выступление групп. Ранжирование. Выделение наиболее важных положений. Создание общего «Свода профессиональных заповедей журналиста».

Комментарий. Права и обязанности журналиста вытекают из права общества быть информированным о фактах и мнениях. Ответственность журналиста перед обществом должна превалировать в его деятельности.

Подчеркните также важность «самоцензуры» для каждого представителя «четвертой власти», необходимость обладания высокими моральными качествами.

5-й этап. Задание на дом (на выбор). Познакомиться в интернете с этическими кодексами журналистов, существующими в разных странах, и подумать над возможными дополнениями и изменениями в предложенные на занятии проекты. Или дать заранее подобные статьи для анализа с точки зрения разработанного на занятии «Свода профессиональных заповедей». Или написать статью на заданную тему.

6-й этап. Рефлексия. Запишите наиболее важные мысли о деятельности СМИ, которые возникали у вас в ходе занятия (другой вариант – мини-эссе, синквейн).

Приложение

Задание. Прочтите отрывок из статьи и обсудите в парах следующие вопросы:

1. Что называют «четвертой властью»? Почему, по вашему мнению, появился этот термин?

2. Какие функции выполняет СМИ в обществе?

Журналистику, как известно, порой называют «четвертой властью». Не буду затевать дискуссию на тему того, реальная это власть или же вымышленная, виртуальная, в данном случае это несущественно. Как заметил в свое время один умный человек, всякая власть развращает. И «четвертая» – тоже.

Когда человек считает себя непогрешимым, он зачастую решает, что ему все позволено, что он может оценивать и судить, что он сам – мерило истины и что существует всего два мнения: его и неправильное. И тогда, случается, он начинает писать вещи, которые писать не стоит, а то и попросту нельзя. Журналиста отличает от рядовых граждан возможность донести свои мысли до тысяч, а то и миллионов людей. И если эти мысли содержат какие-то выпады в адрес какого-то человека, группы людей, фирмы, продукта и т.п., какие-то обвинения, оскорбления или что-то еще, что сегодня называют модным словечком «черный PR», либо просто какую-то ошибку, дезинформацию – публикация текста может нанести серьезный ущерб либо тем, о ком говорилось в статье, либо читателям статьи.

Александр ЛЕВИТАС: «За базар ответишь!» или Основы журналистской этики

Рабочий лист 2

Задание. Ознакомьтесь с отрывками из документов и ответьте на вопросы.

Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 года

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми способами и независимо от государственных границ. (Статья 19).

Конституция РФ

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих гос. тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. (Статья 29).

Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати, или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору. (Статья 19, параграф 2.) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 года.

1. Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающих обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. (Статья 10).

Примерами «готового продукта» могут служить несколько документов, разработанных на занятиях участниками. На наш взгляд, после знакомства с ними вряд ли у кого-либо останутся сомнения в необходимости обсуждения данной темы на уроках обществознания.

«Кодекс чести журналиста»

На зло, порок и негатив

О, журналист, направь свой объектив!

Будь честен, смел, всегда правдив.

От всей души сказать хотим:

Неси добро, свети другим!

В твоих статьях всегда PR

Лишь чистым только будет!

Служи не желтому тельцу –

Своей стране и людям!

«Хартия российских журналистов»

1. Не убий словом!

2. Не навреди!

3. Правда и только правда, но – не любой ценой!

4. Береги журналистскую честь смолоду!

5. Доверяй, но проверяй!

6. Всегда проповедуй добро!

7. Возлюби читателя своего, как самого себя!

8. Не ищи в чужом горе сенсации.

9. Будь гражданином и патриотом своего Отечества!

10. Помни о детях!

«Антизаповеди»

1. После нас хоть потоп!

2. Слово не воробей, а конкретные деньги!

3. Хочешь быть богатым – будь им! Деньги – на кончике твоего пера.

4. Цель оправдывает средства.

5. Не будь чистоплюем – смело копайся в грязном белье!

6. Запретный плод всегда сладок: даешь «клубничку»!

7. ОБС – ценнейший источник информации.

8. Чем скандальнее факты, тем больше тираж!

9. Лучше всех жучков и раций смелый мальчик-папарацци!

«Заповеди желтой прессы»

1. Желтая пресса не краснеет!

2. Получить информацию – полдела. Хорошо ее поджарить – это дело!

3. Бумага все стерпит!

4. На любую сенсацию – нездоровая реакция!

5. Чем чаще в суд, тем больше тираж.

6. Доверяй – не проверяй!

7. Для нас «утка» – не шутка!

8. Утром – в газете, вечером – на счете.

9. Запретные темы не для нас.

Очень хотелось бы, чтобы представители «четвертой власти» руководствовались словами И.Иванова: «Демократия – это не только собственные права, свободы и благоприятные условия их реализации, но это еще и права, и свободы других людей, а также и огромная ответственность, обязанность соизмерять степень и меру своей свободы с интересами других людей и общества в целом».

Наталия МАТЮХИНА, методист Центра гражданского образования, Орел


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту