search
main
0

Сохраните конкурс! Иначе начнутся проблемы

Последняя коллегия Министерства образования и науки РФ в прошлом году была посвящена обсуждению контрольных цифр приема граждан в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования России на 2007 год. «Этот вопрос достаточно серьезен и дискуссионен, – отметил во вступительном слове министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, – ведь установление контрольных цифр приема в вузы в значительной степени определяет и будет определять в дальнейшем нашу политику в области образования. Позиция министерства – за счет изменения контрольных цифр увеличить финансовое содержание каждого бюджетного места в системе профессионального образования. Это наша главная задача, но при этом мы должны учитывать, востребованы ли специалисты, которые подготовлены по тем или иным специальностям, и насколько высокое качество подготовки обеспечивают вузы, получающие бюджетные места. Исходя из этих главных посылок, мы сделали некоторые изменения в контрольных цифрах приема на 2007 год, уменьшив число бюджетных мест».

Трудно не согласиться с министром в том, что контрольные цифры приема во многом связаны с политикой государства в области образования. Ведь это показатель госзаказа и обеспечения госгарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях.

Доклад, с которым выступил директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Исаак Калина, немногочисленные по случаю новогодних праздников члены коллегии и журналисты выслушали с большим вниманием. А как иначе, ведь если речь, по сути дела, шла о сокращении количества бюджетных мест, то хорошо бы понять, каковы принципы и подходы к этому сокращению.

Все, конечно, ожидали, что в первую очередь речь пойдет о демографической ситуации, и ожидания оправдались. Дело в том, что Россия вступила в долгосрочный период нарастающего абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. Этот процесс не может не оказать влияния на деятельность учреждений профессионального образования в силу уменьшения выпускников 9-11-х классов.

Из приведенных цифр видно, что конкурса при поступлении в учреждения профобразования на его различных ступенях и по различным программам в ближайшем будущем не предвидится. Но это не главная беда – самое печальное, что в погоне за студентом и обучающимся учреждения станут принимать на учебу и тех, кто имеет низкий базовый уровень знаний. К тому же у самих учреждений профобразования, с годами приспособившихся к изменившимся социально-экономическим и демографическим условиям, сохраняются старые и накапливаются новые проблемы. Например, масштабы и структура подготовки не соответствуют потребностям рынка труда, складывающемуся в экономике спросу на рабочую силу, нарушены пропорции в подготовке специалистов высшего и среднего уровня квалификации и квалифицированных рабочих. К тому же снижается качество подготовки специалистов, связанное с отходом вузов от специализации по подготовке кадров в определенной сфере деятельности.

Но несмотря на многолетние сетования насчет того, что учреждения не удовлетворяют спрос рынка труда в рабочих кадрах, в России все еще отсутствует налаженная система выявления сегодняшних потребностей рынка труда, прогнозирования потребности в рабочих и специалистах по отраслям в будущем. Нет информации о динамике рынка труда на ближайшую перспективу. Это значит, что все обвинения, которые предъявляют работодатели системе профобразования, чаще всего не обоснованы. Судя по всему, только система образования в состоянии проводить некие аналитические исследования, что и было сделано в рамках ФЦПРО в 2006 году. Несколько выполненных проектов позволяют судить о прогнозной потребности в специалистах по объему и направлениям подготовки и расхождении спроса и предложения. В частности, установлено, что в структуре занятых в экономике работники с начальным профобразованием составляют 16 процентов, со средним профобразованием – 27 и с высшим – 23 процента, а в структуре обучения кадров подготовка рабочих составляет 30 процентов, специалистов со средним профобразованием – 29, а с высшим – 41 процент. Как отметил Исаак Калина, объемы подготовки рабочих и специалистов не в полной мере учитывают структуру и емкость рынка труда, но при такой статистике это означает, что система профессионального образования работает на опережение, вот только это как-то ускользает от внимания государства и работодателей. Во всяком случае происходит нечто странное – при таких объемах подготовки работодатели почему-то завозят рабочих из стран СНГ. Нестыковочка получается, и связана она даже не с отсутствием прогноза потребности рабочих и специалистов, а с крайне невысокими данными об их трудоустройстве.

Показатель трудоустройства выпускников, введенный как аккредитационный для учреждений образования, по мнению Калины, должен стать важнейшим при оценке качества профессионального образования. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что трудоустройство зависит не только от того, какого выпускника подготовили, но и от того, какую работу ему предлагают. Если гастарбайтеры из СНГ согласны на любые условия работы и малую зарплату, то молодые россияне требуют нормальных условий и высокой зарплаты. Эффективность деятельности учреждений профобразования предложено оценивать еще и по уровню зарплаты, которую платят выпускникам работодатели, но тогда вузы, выпускающие инженеров, учителей, врачей и прочих специалистов, всегда будут получать невысокие оценки.

Как бы ни ругали систему НПО, все же чуть больше половины ее выпускников (58,5 процента) получают направление на работу, и только 4,8 процента не были трудоустроены в прошлом учебном году. Как бы ни критиковали систему СПО, но только 9,2 процента ее выпускников не были трудоустроены в прошлом учебном году. Количество нетрудоустроенных выпускников вузов – 7 процентов, и это не свидетельствует о том, что высшая школа работает вхолостую. Однако на коллегии снова зашла речь об оптимизации (читай, сокращении) сети учреждений профобразования всех уровней и приема граждан в них. И с этим напрямую связаны контрольные цифры приема на 2007 год.

Как отметил в своем докладе Исаак Калина, контрольные цифры разработаны в основном в соответствии с предложениями федеральных органов исполнительной власти и с учетом складывающейся демографической ситуации. Система начального профессионального образования, в которой ведется подготовка и переподготовка высвобождающегося взрослого населения, сегодня находится в основном в ведении субъектов РФ, в ведении же Рособразования остались 250 образовательных учреждений НПО (8 процентов от общего количества). В 2007 году установлен план по приему в учреждения НПО в количестве 71,6 тысячи человек, в том числе по дневной форме 64,9 тысячи. Превышение над уровнем 2006 года составит один процент. Как известно, около 15 ПУ вошли в структуру вузов и около 150 – в структуру средних специальных учебных заведений, подведомственных Рособразованию. Кроме того, некоторые высшие учебные заведения и очень многие техникумы и колледжи имеют лицензии на подготовку специалистов с начальным профобразованием. Для обучения по программам НПО в средних и высших учреждениях профобразования в 2007 году предполагается принять соответственно 3,9 и 4,8 тысячи человек. На 4,1 процента увеличится прием в 338 учреждений НПО, переданных из ведения субъектов РФ в Федеральную службу исполнения наказаний: в 2007 году на учебу в эти учебные заведения будут приняты 85,5 тысячи человек.

Из 2688 учреждений СПО, ведущих подготовку специалистов, 1050 – федеральных, из них 866 находятся в ведении Рособразования. В последние годы в системе СПО сформировалась устойчивая тенденция увеличения объема подготовки специалистов технического профиля, увеличился прием по специальностям в области информатики и вычислительной техники, архитектуры и строительства, стандартизации и экспертизы качества потребительских товаров, эксплуатации средств связи, сферы обслуживания и другим, востребованным региональными рынками труда. Проект контрольных цифр приема, как сообщил Исаак Калина, был полностью сформирован в соответствии с поступившими заявками от федеральных органов исполнительной власти и предусматривает прием 309,8 тысячи человек, в том числе 241,6 тысячи человек на очную форму обучения, что на 2 процента ниже, чем было принято в 2006 году. По мнению Калины, такая тенденция свидетельствует о снижении приема в учреждения СПО в связи с демографической ситуацией и в некоторых случаях облегченным поступлением в вузы.

В 2006 году подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием вели 662 государственных вуза, в том числе 596 федеральных. Сегодня в госвузах обучаются 5760100 человек, в 2007 году предложено произвести прием в количестве 567986 человек (на 3,6 процента больше, чем в 2006 году), в том числе на очное обучение – 402577 человек (на 3,1 процента больше, чем в 2006 году).

В 2005 и 2006 годах производилось поэтапное сокращение контрольных цифр приема с учетом демографической ситуации, а также того, что вузы вели подготовку специалистов по непрофильным специальностям. Потери понесли тогда такие укрупненные группы, как «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Культура и искусство», «Экономика и управление». В 2007 году сокращение коснется специальностей таких укрупненных групп, как «Гуманитарные науки», «Экономика и управление», «Образование» и «Педагогика». Объяснение этому такое: «на рынке труда нет достаточного количества рабочих мест». Сокращение объемов приема по специальностям, имеющим явное перепроизводство кадров, по мнению Калины, позволило увеличить финансирование подготовки каждого специалиста за счет средств федерального бюджета, и в 2007 году по вузам Рособразования барьер стоимости обучения бюджетного студента в 2000 долларов будет преодолен, что, видимо, позволит увеличить качество обучения.

Не может не настораживать, что в 2006 году педвузы не смогли выполнить контрольные цифры приема (количество выпускников школ и количество рабочих мест для выпускников педвузов к тому времени уже начало снижаться). Понятно, что в немалой степени на популярность педагогических специальностей влияет низкий уровень оплаты труда учителей и, если министерство не будет добиваться увеличения зарплаты в последующие годы, все меньшее количество выпускников школ будут выбирать учебу в педвузах.

Как отметил Калина, наблюдается стремление молодежи к получению ВПО в области техники, физико-математических наук, и это выражается в увеличении приема в 2007 году, например, в области информационной безопасности в 2,5 раза, энергетики – в 1,2, строительства – в 1,3, геодезии и землеустройства – в 1,4, автоматики и управления – в 1,2, физико-математических наук – в 1,2 раза.

Подводя итоги заседания коллегии, Андрей Фурсенко в очередной раз напомнил, что дополнительное увеличение объемов приема, на котором подчас настаивают ректоры и представители отраслевых министерств, невозможно. Количество бюджетных мест год от года и так растет, отложенный спрос на профобразование удовлетворен, многие желающие получили образование или получают его. Единственная возможность пополнения бюджетных мест в вузах – выпускники одиннадцатых классов, количество которых резко падает. Поэтому, когда говорят об увеличении контрольных цифр приема, считает министр, на самом деле призывают к конкуренции разных ступеней профобразования, что нелогично и неправильно. Самая главная задача, по мнению министра, – сохранение нормального конкурса. Видимо, систему профессионального образования в ближайшем будущем ждет пересмотр объемов подготовки специалистов в зависимости от конкретных запросов экономики.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте