Изучение истории всегда познавательно и увлекательно. История богата артефактами, событиями, содержит неисчерпаемое количество постоянно пополняющегося материала, что позволяет учителю, владеющему инструментами исследования, увлечь своих учеников, превратив освоение предмета в открытие нового. Развитие активности учащихся, их способности к самостоятельному познанию есть и остается нашей актуальной задачей. На мой взгляд, системное использование исследовательского подхода на уроке должно быть постоянной составляющей всего курса истории.
Мои ученики уже третий год подряд становятся победителями и призерами городского образовательного проекта «Мой героический район» в номинациях «Исследование» и «Экскурсионный маршрут».
Номинация «Исследовательские материалы» подразумевает размещение на сайте проекта уникального исследования, связанного с историей судеб героев, промышленных и культурных объектов, зданий района в годы Великой Отечественной войны. Ученики самостоятельно заполняют историко-героическую интерактивную карту нашего города исследовательскими материалами. Эти исследовательские материалы являются результатом работы в архивах, общения с ветеранами, детьми войны и другими очевидцами событий.
Важной задачей для меня на первом этапе стало научить учеников работать с архивными материалами. Ведь именно архивные материалы являются одним из важнейших источников для исторического исследования. Мы изучили терминологию, связанную с архивоведением, – «архивный документ», «дело», «фонд», «каталог»; ознакомились с методами и приемами работы исследователя с материалами. Ученики выполнили и домашнее задание: по указанным электронным архивам и базам данных попробовать найти архивные документы о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
Вторым этапом стала постановка четкого исследовательского вопроса, ответ на который предстояло найти. Так, в рамках проекта «Мой героический район» (номинация «Исследование»), ученицы 10‑го класса Полина Л. и Анастасия С. сфокусировались на истории семьи Черенковых во время Великой Отечественной войны. Ученицы сформулировали вопрос о профессиональной траектории Алексея Черенкова, которая позволила ему стать асом штурмовой авиации.
Ученицами была проделана масштабная работа с историческими источниками. Культура работы с ними подразумевает умение не только анализировать, оценивать, использовать конкретные сведения и данные, но и истолковывать источник в рамках эпохи, представлений людей. Кроме того, важными способами работы с источниками стали выписки (на карточках), краткое конспектирование, подготовка сообщения. Работа с выписками, на мой взгляд, помогает концентрироваться на главном, сосредоточиться на запоминании, расширить свой академический, культурный словарь.
Полина и Анастасия поработали с архивными материалами школьного музея, проанализировали письма Алексея Черенкова, документы, переданные его родной сестрой Надеждой, выпускницей нашей школы, документы из военкоматов, опубликованные на сайте «Память народа». Были найдены воспоминания ветерана Великой Отечественной войны работницы фабрики Антонины Носковой, которая случайно встретила Алексея на фронтовых дорогах под Куйбышевом. Эмоционально тяжелым стало письмо летчика Павла Федоровича Смирнова, на глазах у которого в горящем самолете погибли Алексей Черенков и его товарищ. Собранные материалы были систематизированы, оформлены в исследование, которое восстановило жизненный путь нашего земляка, погибшего в 21 год. Таким образом, школьницы стали участницами важного творческого и исследовательского процесса, а не просто пассивными потребителями исторической информации. Их работа помогла сохранить память о подвиге земляка.
Еще одно исследование было посвящено истории Косинской трикотажной фабрики в самый стратегически важный период ее работы – годы Великой Отечественной войны. Музейной реликвией, сохранившей память об этом этапе, выступило знамя, полученное Косинской фабрикой в 1944 году за помощь фронту. Целью исследования стало изучение этого музейного экспоната – знамени Народного комиссариата легкой промышленности СССР и обстоятельств его получения Косинской трикотажной фабрикой. Таким образом, через исследование одного из музейных экспонатов ученики шагнули в историю трудового подвига работников фабрики. Важной частью источниковой базы исследования по теме стал архив Косинской трикотажной фабрики (переданный в школьный музей «История образования в Косине»): воспоминания работников фабрики, фотокопии документов, письма, архив личного происхождения работника фабрики Николая Ивановича Пехлецкого: фронтовые письма, воспоминания. Анализ воспоминаний работников фабрики позволил ученицам понять внутренний мир того поколения, мотивацию их самоотверженного труда.
Важной частью исследования стала работа с научной литературой. Были изучены научные статьи, посвященные промышленной политике СССР в годы Великой Отечественной войны. Детально проработав проблему, ученицы выступили перед школьной аудиторией, обсудив итоги своего исследования и перспективы дальнейшей работы.
Созданные педагогические условия позволили сформировать у учащихся исследовательские умения: постановка проблемы, выдвижение гипотез, работа с архивными и научными материалами, подготовка полученных результатов к анализу, общение с аудиторией и навыки презентации результатов своей работы.
Вторая номинация проекта – «Экскурсионный маршрут» – предполагает разработку познавательного историко-краеведческого туристического маршрута, подготовленного с использованием исследовательских материалов, опубликованных на официальном сайте проекта. Этот маршрут может пролегать по району, в котором расположена школа. Эта номинация позволяет ученикам не только провести важное исследование, но и создать проект для жителей города.
Победителем и призерами в данной номинации стали ученицы 10‑х и 3‑го класса Юлиана Б., Анастасия С. и Екатерина С. Цель их исследования – через факты и рассказ о событиях погрузить участников экскурсии в мир военного времени в районе Косино-Ухтомский, раскрыв вклад учеников косинской средней школы №24, Косинской трикотажной фабрики и совхоза «Люберецкие поля орошения» в победу над фашизмом.
Подготовленные экскурсии были рассчитаны на аудиторию учащихся младших, средних и старших классов, взрослых, ветеранов района Косино-Ухтомский, которые хотят расширить свои краеведческие знания и узнать новые факты из истории района. В экскурсиях были использованы приемы рассказа: цитирование воспоминаний учеников школы, учителей, работников фабрики и совхоза. Приемы показа включали в себя показ знамени Наркомата совхозов СССР, архивных фотоматериалов, фотоматериалов сайта «Мой героический район» (планшет). В экскурсиях использовался обширный «портфель экскурсовода» – фотоматериалы о работе учеников косинской средней школы №24 на полях совхоза «Люберецкие поля орошения», знамя Наркомата совхозов СССР 1943 года, воспоминания учеников и учителей школы, работников фабрики и совхоза. Для групп младших школьников был разработан образовательный маршрут с использованием квест-технологий.
Конечно, представленный опыт работы не исчерпывает всех вариантов и технологий учебно-исследовательской работы. В арсенале работы каждого учителя их множество. Творчески работать с учениками, ориентировать их на обретение исследовательских навыков – неизменные задачи каждого педагога.
Светлана НАСОНОВА, учитель истории школы №2031
Комментарии