search
main
0

Содействовать всеобщему благоденствию

Тема «Закон и власть». 9-й класс.

Деловая игра «Гражданин»

Цель: Способствовать повышению общеправовой культуры, формированию активной гражданской позиции подростков.

Задачи: Дать представление о народовластии в России, о представительной власти, о демократии (непосредственной и представительной).

Повысить интерес к предмету через деловую игру.

Понятия: референдум, выборы, демократия, парламент, конституция.

Во время игры отслеживается информация по следующим показателям:

1. Правовой показатель (представления учеников о формировании представительной власти, проведении референдума, правах и свободах человека);

2. Показатель социальной адаптации (коммуникативность, умение ориентироваться в ситуации, делать свой выбор);

3. Нравственный показатель (представление о правовой этике, культуре межличностных отношений, умение видеть достоинства оппонента в предвыборной борьбе);

4. Творческий показатель (нестандартные решения в ходе игры, самореализация личности).

В деловой игре должен быть элемент конфликтности, напряженности, требующий поиска выхода. Здесь этот элемент присутствует в выборе кандидатов на пост спикера парламента и партий (на выдвижение депутатов от партий в парламент, а также момент обсуждения проекта конституции школы).

Игра направлена на личностную ориентацию учеников (каждый из ее участников делает самостоятельный выбор, голосуя за кандидатов или принимая решение по проекту конституции).

Учитель становится рядовым участником игры и только изредка – дирижером ее.

Перед началом игры девятиклассники создают политические партии, разрабатывают их программы, выдвигают своих лидеров.

Ход игры

Первый этап:

1. Формирование партий.

2. Выдвижение лидера, кандидата на должность спикера парламента школы.

3. Составление предвыборной программы.

4. Проведение опроса: какие качества ты ценишь в кандидате.

5. Сбор подписей за кандидата и за партию.

6. В ходе первого этапа проявились такие функции личностно ориентированного подхода:

Мотивационная (подписи) – проявляю собственное желание.

Самореализующая (выработка программы) – стремлюсь выразить свое представление о данной проблеме.

Критическая (ответ на вопрос анкеты) – провожу ревизию прежних норм и смыслов.

Второй этап:

Предвыборная агитация:

а) листовки;

б) работа пресс-центра, освещающего ход предвыборной кампании;

в) встреча с избирателями;

г) пресс-конференция;

д) составление бюллетений для голосования.

На этом этапе учитель помогает развивать коммуникативные способности учащихся:

1) Умение высказать свою точку зрения.

2) Умение вести диалог.

3) Умение аргументировать ответы.

4) Умение находить выход из противоречивых положений.

Деловая игра помогает развивать культуру отношений в коллективе, воспитывает уверенность в принятии решений, правильное отношение к ошибкам и критике со стороны других.

Третий этап:

Выборы депутатов парламента и референдум по принятию конституции.

1) Создание избирательной и счетной комиссий.

2) Составление списков избирателей.

3) Формирование избирательных округов.

4) Представление партий и их лидеров (в творческой форме).

5) Дебаты.

6) Обращение к избирателям.

7) Голосование и подсчет голосов.

8) Формирование парламента.

9) Заседание парламента по вопросу вынесения проекта конституции на всенародное обсуждение (референдум).

10) Референдум.

11) Итоги: подсчет и подведение итогов голосования. Таким образом, в ходе игры были поставлены цели; разработаны правила; определена предметная сфера (выборы в парламент, референдум); методическое обеспечение игры; комплект ролей «Визитная карточка»; разработан сценарий; система оценки (итоги голосования).

Первый ведущий: Опрос старшеклассников показал, что они хотели бы принимать участие в избирательных кампаниях взрослых, тем самым оказывать влияние на свою судьбу в дальнейшем.

Второй ведущий: В то же время предыдущие избирательные кампании показали, что молодые люди относятся к своему участию в них либо безразлично, либо формально, не вникая в то, что сегодня происходит в стране, не интересуясь программами кандидатов. «На гражданина учат за партой» – это стало почти аксиомой. Поэтому мы и проводим сегодня деловую игру «Гражданин», цель которой – повысить правовую культуру, научиться занимать активную гражданскую позицию.

Учитель: Такая форма поможет вам почувствовать себя активными, информированными, заинтересованными и ответственными избирателями, а также кандидатами на пост спикера парламента школы и в депутаты, то есть «примерить» на себя обязанности высших должностных лиц государства.

Первый ведущий: Представляем партии, участвующие в предвыборной кампании: 9-й «А» класс – «Новое поколение».

Второй ведущий: 9-й «Б» класс – «Новая Россия».

Первый ведущий: 9-й «В» – «Независимая демократическая партия России».

Второй ведущий: Слово для представления партий и их кандидата на пост спикера парламента школы предоставляется 9-му «В» классу…

Первый ведущий: Слово для представления партий и их кандидатов на пост спикера парламента предоставляется 9-му «Б» классу и т. д.

Первый ведущий: Прошу кандидатов и их доверенных лиц занять места на сцене для проведения дебатов.

Второй ведущий: Кандидаты могут задавать вопросы своим оппонентам по программам для выяснения их позиции, что даст возможность избирателям правильно сделать свой выбор.

Первый ведущий: В завершение дебатов предлагаем каждому кандидату обратиться к избирателям с коротким призывом.

Второй ведущий: Переходим к голосованию. Членам избирательной комиссии занять свои места.

Первый ведущий: Уважаемые избиратели! Приглашаем вас на избирательные участки. При предъявлении свидетельства о рождении или паспорта вы получите три бюллетеня.

Учитель: Сообщает о правилах заполнения бюллетений. (Началось голосование.)

Председатель избирательной комиссии объявляет итоги. Задает вопросы победителям.

В чем вы видите главную причину успеха на выборах?

Что хотели бы вы сейчас сказать вашим избирателям и оппонентам?

Спикер: На рассмотрение парламента школы выносится вопрос о проведении референдума по принятию нашей конституции (проект составляли ученики девятых классов, затем было обсуждение, во время которого внесены изменения в соответствии с предложениями, поступившими в комиссию по разработке проекта конституции).

Проект конституции школы №27

Первая часть. Основы школьного устройства

Мы, ученики и учителя, связанные общей судьбой с нашей школой, признавая приоритет прав человека и гражданина, свидетельствуя уважение к правам учеников и учителей, принимаем настоящую конституцию, чтобы обеспечить обучение детей, построенное на взаимоуважении, гарантировать внутреннее спокойствие, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить права за ними и другими поколениями учащихся.

Статья 1. Школа №27 есть правовое демократическое пространство с выборными органами самоуправления.

Статья 2. Наиболее важные вопросы школьной жизни в порядке, установленном конституцией, выносятся на всеобщее школьное собрание с участием учителей, учеников и родителей.

Статья 3. Изменения и дополнения статей школьной конституции не могут быть осуществлены в одностороннем порядке и производятся с согласия учителей и учеников.

Статья 4. Ученики и их родители, учителя и администрация школы должны строго придерживаться данной конституции.

Статья 5. Конституция является основным законом школьной жизни и имеет прямое действие.

Вторая часть. Права и обязанности участников образовательного процесса

Глава 1. Директор

Статья 6.1. Директор является главным административным лицом. Он обладает правом законодательной инициативы.

Статья 6.2. Приказы директора обязательны для исполнения.

Статья 7. Директор совместно с завучами и ученическим советом принимает решения: об исключении из школы учащихся, нарушивших положения настоящей конституции; о вынесении поощрений и наказаний; о распределении классного руководства.

Статья 8. Директор избирается советом школы, состоящим из учителей, администрации, родителей, ученического актива. Решение принимается тайным голосованием.

Глава 2. Учитель

Статья 9. Учитель имеет право на благоприятные условия для занятий преподавательской деятельностью: иметь свой хорошо оборудованный кабинет; методический кабинет и комнату отдыха; иметь достойную зарплату, иметь свою раздевалку.

Статья 10. Учитель имеет право на защиту своей чести и достоинства.

Статья 11. Учитель имеет право на отдых во время перемены.

Статья 12. Учитель имеет право на личную неприкосновенность и неприкосновенность собственности.

Статья 13. Учитель имеет право в корректной, тактичной форме оспаривать утверждение ученика, если оно неверно.

Статья 14. Учитель обязан отрабатывать количество часов, установленное тарификацией.

Статья 15. Учитель обязан соблюдать санитарные нормы по количеству уроков в день.

Статья 16. Учитель обязан с уважением относиться к ученикам, соблюдать этические нормы, давать ученикам дополнительный материал, если он заслуживает внимания.

Статья 17. Учитель не имеет права занижать или завышать оценки.

Статья 18. Учитель не имеет права оскорблять ученика, применять силу.

Статья 19. Учитель обязан задавать только посильные задания.

Статья 20. Учитель обязан доступно и грамотно объяснять новые темы.

Глава 3. Ученик

Статья 21. Ученик имеет право на защиту чести и достоинства.

Статья 22. Ученик имеет право на личную неприкосновенность и неприкосновенность собственности.

Статья 23. Ученик имеет право на бесплатное посещение уроков и факультативов.

Статья 24. Ученик имеет право обратиться к учителю за помощью.

Статья 25. Ученик имеет право на отдых на перемене и после занятий.

Статья 26. Ученики имеют право потребовать предоставления им нового учителя, если прежний учитель недостаточно профессионален, компетентен в своем предмете.

Статья 27. Ученик обязан уважительно относиться к учителям, не сквернословить в его присутствии, не обсуждать его.

Статья 28. Ученик обязан посещать все уроки, выполнять требования учителей, заполнять дневник и предъявлять его по требованию учителя.

Статья 29. Ученик не должен опаздывать на уроки, а тем более пропускать их без уважительной причины.

Статья 30. Ученик обязан культурно и дисциплинированно вести себя на переменах и на уроках, беречь школьное имущество.

Глава 4. Родители

Статья 31. Родители имеют право на защиту интересов своих детей в школе.

Статья 32. Родители имеют право требовать от школы создания условий для жизни и здоровья детей.

Статья 33. Родители обязаны выполнять свои прямые обязанности – воспитывать своих детей, по требованию учителей приходить в школу.

Статья 34. Родители могут оказывать спонсорскую помощь с целью всестороннего развития и образования своих детей.

Спикер: Прежде чем вынести проект на всенародное обсуждение, предлагаю высказать собственную позицию по этому документу (депутаты высказывают свое мнение).

Спикер: Уважаемые избиратели! Сейчас состоится референдум по принятию конституции, с проектом которой вы ознакомились.

Результаты голосования будут опубликованы.

Ольга СЕВЕРИНА, учитель истории и обществознания, Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте