Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Опыт

Социокультурный авторитет,

или Пространство выбора и успеха
Учительская газета, №18 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

Наша средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля одно из старейших учебных заведений г. Перми, мы находимся в культурно-историческом центре города. Рядом знаменитейший Театр оперы и балета имени П.И.Чайковского, памятник Борису Пастернаку, описавшему Пермь в «Докторе Живаго», бывший дом дворянского собрания, где Чехов, как гласит легенда, задумал свою пьесу «Три сестры». В нескольких десятках метров от школы течет красавица Кама, набережную которой украшают большие красивые слова: «Счастье не за горами». И действительно, счастье рядом, оно в школе №2. Как часто дети, педагоги и родители повторяют: «Какое это счастье – наша школа!» Единство взглядов, прогрессивные представления о предназначении школы, о сути школьного образования, о ценностных установках образовательных отношений – все это определяет нашу школу как школу гуманистической педагогики. Главными ценностями в работе школы стали признание права каждого ученика на создание условий для его развития, его права на успех, на счастье. А разве это не относится к учителю, родителю, авторитету и имиджу школы?

Принцип Эшби
Мы разработали авторскую модель кадрового менеджмента и корпоративной культуры, которая создавалась применительно к условиям, традициям и особенностям школы. Систему управления школой определяют стратегия поддерживающего управления и принцип Эшби, в основе которого лежит идея, что главная ценность школы – это успех каждого человека.
Наряду с вертикальной системой управления школой разработана горизонтально-сетевая. Большинство педагогов школы включены в управление школой. Они руководители структурных подразделений и творческих коллективов. Таким образом обеспечиваются самоорганизация школьного сообщества, включенность максимально большого количества педагогов в активную жизнедеятельность школы.
Мы понимаем значимость и роль каждого педагога в нашей школе, когда определяем направление его деятельности, включение в проектную группу и временные творческие коллективы. Педагоги нашей школы руководят проектами «Литературный бал», «Фестиваль искусств», «Корпоративная культура школы», «Билингвальное образование», «Литературная гостиная», «Школьная филармония», хором учителей и многими другими. Одним из ярких событий в профессиональном взаимодействии является ежегодный выездной июньский семинар педагогов «Проектируем новый учебный год». Спортивные игры, работа проектных групп, творческая атмосфера – все это способствует укреплению дружбы, неформального общения и личных симпатий.
Хочется отметить управленческие изюминки в системе мотивации педагогов. Они включают в себя экономические, профессиональные, социальные и морально-психологические методы стимулирования. Это грамотно выстроенная система доплат и поощрений, разовые премии за индивидуальные успехи, персональные доплаты, внутришкольные гранты благотворительного фонда школы №2, оплата курсовой подготовки педагогов и их участия в конференциях, конкурсах, семинарах.
Для учителей традиционными стали торжественный прием у директора школы, именные грамоты и благодарности, туристическая программа для всех педагогов «Моя Родина – Пермский край», авторские обращения директора к успеху учителя. По итогам работы школы ежегодно издается сборник публикаций педагогов «Инновационная деятельность школы». Созданы творческие коллективы учителей школы – хор учителей и танцевальный ансамбль.
Особая гордость школы – сохранение баланса опытных и молодых педагогов. 40% педагогов – это педагоги в возрасте до 35 лет, много мужчин-педагогов – 20% всего коллектива. Специально для молодых педагогов в школе реализуется проект «Мастерская успеха», благодаря которому каждый молодой педагог быстро адаптируется в коллективе и получает возможность раскрыть свои творческо-педагогические способности, становясь руководителем структурного подразделения школы или коллектива дополнительного образования. 50% педагогов – победители конкурса «Учитель года» и других профессиональных конкурсов.
Педагоги школы являются активными участниками проектов Департамента образования г. Перми и Министерства образования и науки Пермского края: «Робототехника», «Муниципальная модель основной школы «Основная школа – пространство выбора», «Новогодний бал педагогов», «Наш стиль», «Педагогический маркет» и другие.

Все звезды в гости к нам!
Школа традиционно является центром инновационного опыта по актуальным вопросам образования.
Именно школа №2 уже семь лет подряд организовывает и проводит Всероссийский форум «Все звезды в гости к нам!», куда приглашаются абсолютные победители Всероссийского конкурса «Учитель года», которые дают свои звездные мастер-классы на сцене Органного зала Перми. Гостями форума стали более трех тысяч педагогов и руководителей образовательных учреждений Перми, Пермского края и России.
Педагоги нашей школы любят повторять: «Ставьте ученика на пьедестал – и ему не захочется с него спускаться». Что же мы вкладываем в понятие «пьедестал для успеха и развития ученика»?
Самое главное – создать образовательную среду, основанную на безусловной вере в личность ребенка, в его талант, неповторимость и успех. Мы видим свою миссию в том, чтобы организовать развитие и продвижение ученика по отношению к самому себе. Сотворчество и сотрудничество в совместных делах, свободный обмен идеями, знаниями и опытом в коллективе, активный поиск возможностей для улучшения деятельности, подчеркивание личной значимости и уникальности каждого – эти и другие ценности лежат в основе деятельности школьного сообщества.
Педагогический коллектив школы создал такую авторскую модель образовательной программы, главной сутью которой является сохранение академической гуманитарной направленности: углубленно изучаются гуманитарные предметы, разработаны программы культурологических практик.
Школа №2 утвердилась в общественном сознании как школа с особым социокультурным авторитетом. Девиз школы «Школа добра, красоты и гражданственности» реализуется в особой художественно-эстетической среде. Гостей школы удивляют и восхищают единый стиль оформления, имидж учащихся, педагогов, неповторимость символов, атрибутов.
Культурное пространство школы имеет многоуровневую структуру: внутришкольная организация художественно-эстетической среды – освоение социокультурного пространства города и региона – включение в пространство мировой и российской культуры. Более 20 лет в школе реализуется уникальный проект «Культурологические практики учащихся в ведущих культурных центрах и музеях страны». Учащиеся школы защищают свои культурологические проекты в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, в Ясной Поляне, в Михайловском.
Наряду с созданием единого образовательного пространства школы огромное внимание уделяется технологии индивидуального сопровождения участников образовательного процесса: ученика, семьи, учителя. С 2014 года в школе работает муниципальная модель основной школы «Основная школа – пространство выбора». Основная идея проекта – предоставление школьникам возможности делать выбор в рамках имеющейся в школе образовательной деятельности, принимать самостоятельные решения и реализовывать их. В проектах: «Поточно-групповой метод обучения», «Краткосрочные курсы неакадемической направленности», «Тьюторское сопровождение». Ученики в короткие сроки получают, анализируют и представляют продукт своей деятельности, что является важным условием для формирования мотивации для достижения личностного успеха.
Созданию ситуации успеха во многом способствует участие школьников в научно-практических конференциях и олимпиадах различного уровня. Учащиеся школы ежегодно становятся участниками и призерами олимпиад муниципального, краевого и всероссийского уровней по русскому языку, литературе, истории, биологии, праву, мировой художественной культуре. По результатам ЕГЭ и олимпиад школа четыре года подряд входит в Топ-500 лучших школ России. В школе созданы олимпиадные команды по различным предметам, призеры олимпиад награждаются именными стипендиями управляющего совета школы.
Система «Ориентир»
Ранняя профильная подготовка учащихся – еще один из факторов разработки траектории индивидуального развития ученика.
В нашей школе принята и реализуется программа по созданию системы профессиональных проб «Ориентир». Главной целью создания системы профессиональных проб является профессиональное самоопределение учащихся и выбор стратегии дальнейшего развития как будущего профессионала.
Особое внимание мы уделяем воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа воспитательной работы так и называется – «Школа гражданственности». В 2018 году школа стала победителем Всероссийского конкурса по патриотическому воспитанию учащихся.
Ежегодно осенью школа становится ареной общественных слушаний, дебатов, предвыборной борьбы: школа выбирает своего президента из числа учащихся 9‑10‑х классов. Некоторые предвыборные программы хочется отправить в Государственную Думу Российской Федерации. А наш управляющий совет дважды стал победителем краевого конкурса «Лучший управляющий совет».
Важное направление работы органов школьного самоуправления нормативно-правовая творческая деятельность: разработаны кодекс чести ученика школы, положение о школьной форме, положение о школьном дневнике, правила внутреннего распорядка, кодекс чести учителя.
Каждый год реализуется проект «Девиз года». Девизом 2016‑2017 учебного года являлись слова В.Г.Белинского: «Патриотизм доказывается не словом, а делом». Девиз 2017‑2018 учебного года: «Любовь к Отчизне и любовь к людям – два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма» (В.А.Сухомлинский). Девиз 2018‑2019 учебного года: «Любить родной край – значит любить свою Родину» (М.М.Пришвин).

Наследники Великой Победы
В школе активно работают различные детские объединения: киноклуб, альманах «Отражение», военно-патриотический клуб «Рекрут», отряд милосердия «Ступени», интеллектуальный клуб, экологический клуб, КВН, вокально-инструментальный ансамбль, изостудия, хоровые и танцевальные коллективы, ансамбль русских народных инструментов, ансамбль ложкарей, театральный кружок, открыт единственный в Пермском крае музей детской книги Прикамья, создана детская филармония «Концертино».
В школе существует устойчивая система традиций: линейки «Честь и гордость школы», дни здоровья, литературный бал, фестиваль искусств, праздник «Меценаты школы», культурологические практики, фестиваль «Ветер странствий», концертная и выставочная деятельность школьников.
Традиционно школьный фестиваль искусств проходит на сцене Пермского театра оперы и балета. Из 1120 учеников школы около 700 учащихся в этот день выступают на сцене, а в зале им рукоплещут благодарные зрители – учителя, родители и все друзья школы.

Вот уже несколько лет в начале учебного года все школьное сообщество выбирает для себя проект, над которым работает весь год. На протяжении 2014‑2015 учебного года в школе реализовывался проект «Наследники Великой Победы», посвященный 70‑летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2015‑2016 учебном году общешкольный проект носил название «В человеке все должно быть прекрасно». В 2016‑2017 году общешкольный проект назывался «Писатель и мир». В 2019 году мы будем праздновать 100‑летний юбилей школы, и проект 2018‑2019 учебного года называется «Школа нашей мечты». Яркие и замечательные события, талантливые педагоги, интересные и неповторимые судьбы выпускников… Мы верим, что успех всех членов школьного сообщества будет основой уникальной истории школы.
​Валентина КРАСНОСЕЛЬСКИХ, директор средней школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля, Пермь

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt