Еще 100 лет назад В.В.Розанов говорил о всеобщих культурно-разрушительных тенденциях в России. В наше изрешеченное реформами время красота и доброта из человеческих взаимоотношений все ощутимее улетучиваются.
Реальная динамика общества противоречит самой природе культуры как способа очеловечивания мира и самого человека. Таков результат анализа социокультурной ситуации. Понятие это родилось из термина «социокультурное пространство» крупнейшего философа и социолога Питирима Сорокина. Оно позволяет увидеть «социокультурную систему как целое» в ее статике и динамике, во взаимодействии всех ее сторон – экономической, технологической, политической, религиозной, этической, художественной. Вектор изменения социокультурной ситуации показывает, в какой степени человек может реализовать себя, свои дарования и способности, раскрыть свои сущностные силы. Каков он, этот вектор?Лучше всего убеждают в целесообразности раннего приобщения ребенка к культуре доводы социологов: с цифрой не поспоришь. По данным социологических опросов, 95% людей, которых можно отнести к разносторонне развитым личностям, посещали уроки, связанные с художественной культурой. Литература не учитывалась, поскольку это обязательный предмет во всех школах. 83% искусством не занимались – ни в школе, ни вне ее. Если человек впервые попал в театр до 10 лет, он уже взрослым посещает его 3-4 раза в год, 1-2 раз в год ходит в театр тот, кто впервые сделал это в 10-17 лет, практически не ходит в театр (0,2 посещений в год) тот взрослый москвич, который впервые попал в театр после 18 лет. Нетрудно представить вектор изменений в этой области с учетом того, что большинство «глухих» и «слепых» к искусству уже сами стали родителями…Значимость приобщения к культуре с самого раннего возраста настолько очевидна, что никто с этим не спорит. У нас это обрело характер заклинаний, но современное общество потребления ждет «образованного потребителя». Это не только тупиковый путь, это преступление против нашей цивилизации, в основе которой лежат культура и ее основополагающие ценности – истина, красота, доброта, справедливость. Россия состоялась в веках благодаря огромной созидательной энергии преобразования мира, творения своей истории, которую проявил ее многонациональный народ. В детской душе способность к созиданию зарождает только искусство. Поэтому принципиальный вывод: без художественного воспитания путь в будущее закрыт и для всей страны, и для подрастающих поколений.Что же происходит в эстетическом измерении молодежной жизни? Искусство теряет одно поколение за другим. Четверо из десяти московских школьников не бывали в театрах, около половины – в художественных музеях и на выставках и даже на музыкальных концертах. За двадцать лет число тех московских школьников 10-17 лет, кто показал некоторую осведомленность в искусстве, сократилось: по литературе – в 2 раза, по кино и изобразительному искусству – в 2,3 раза, по музыке – в 3,4 раза, по театру – почти в 5 раз. За это же время резко снизилась избирательность школьников в литературе, театре, кино: практически ничего от увиденного, прочитанного, услышанного не остается в душе по крайней мере одной трети подростков. В 7 с половиной раз за двадцать лет выросло число школьников, которые не смогли назвать хотя бы одно понравившееся им произведение искусства. Эти данные показывают результаты исследования, выполненного в рамках проекта «Стратегия развития Москвы до 2025 г.», опубликованные в 2010 году в книге «Культура и культурные потребности москвичей».О том, что культуру детей должны формировать семья и школа, знают все. Но только половина опрошенных москвичей (соответственно 52,2% и 48,8%) признают, что и семья, и школа реально выполняют эту функцию. Пальма первенства, по их мнению, принадлежит здесь телевидению (так считает 65,7%) и друзьям (57,5%). По подсчетам – конечно, примерным – только около 40% московских семей способны более или менее успешно заниматься формированием культуры детей. Хотя социологи Государственного института искусствознания и выявили, что «по сравнению с прошлым значительно большее число родителей стало ходить с детьми в музеи, на выставки, на концерты», основная надежда на школу, СМИ и, конечно же, целенаправленную детскую политику самих учреждений культуры. Пока они действуют, как Лебедь, Рак и Щука в басне Крылова. Организующим началом должна стать школа как социальный институт, в котором художественное образование и воспитание существуют как система. Но нельзя не признать, что система художественного воспитания и образования в нашей стране теряет эффективность. Сегодня она в два с лишним раза уступает развитым странам даже по количественным показателям представленности предметов искусства в учебных планах. Достаточно напомнить, что по сравнению с 1940 годом количество часов на литературу в двух старших классах сейчас сократилось больше чем вдвое… И это в нашей стране, которую можно назвать литературоцентричной! Художественным словом нам проще выразить свое осознание действительности, поэтическим – свое мироощущение и свои чувства. Поэтому сокращение уроков литературы и языка – это урезание богатства национального самосознания и возможностей национального самовыражения. Вдобавок количество учебных часов для занятий музыкой и изобразительным искусством превращает обучение в профанацию, а цель предмета «Мировая художественная культура» в существующих объемах занятий саморазрушается. Однако восстановить гуманизирующий резонанс искусства в обществе можно не увеличением количества часов предметов по искусству, а принципиальным изменением роли учителя и внеклассных форм с использованием телевидения и интернет-ресурсов. Новые информационные технологии, Интернет предоставляют учителю беспрецедентные возможности. По данным экспертного опроса членов Совета по культуре и искусству при Президенте РФ и руководителей региональных министерств и учреждений культуры из 21 субъекта Федерации, девять из десяти экспертов выступают за государственную программу создания высококачественных интернет-программ по культуре и искусству, в том числе для дистанционного обучения на всех уровнях. Заботой государства они считают и необходимость «развернуть» СМИ к детям и молодежи, обеспечив соответствующие финансовые и престижные стимулы.Пока же отсутствие продуктивной культурно-информационной политики приводит к тому, что за двадцать лет, как шагреневая кожа, сократилась молодежная (до 17 лет) телеаудитория искусства: литературных передач – в 13 раз, передач по изобразительному искусству – в 5 раз, даже музыкальных передач – в 2,5 раза. У телеканала «Культура» в три с половиной раза меньше юных (до 17 лет) зрителей, чем в следующей возрастной категории – 17-29 лет. Зато школьники в три с лишним раза больше, чем 17-29-летние, смотрят телеканал ТНТ, почти в 2 раза – телеканал Рен ТВ. За 20 лет почти в 3 раза упал интерес школьников к проблемным и к образовательным телепередачам. Зато бездеятельный отдых предпочитают ныне 98% молодых людей до 17 лет. Развлечения, тусовка – все ощутимее ценности потребительства определяют главный вектор формирования художественных вкусов подрастающего поколения. Вряд ли его изменит – скорее стимулирует – нашествие на культуру Интернета. Огромный потенциал телевидения используют для приобщения подрастающего человека к масскульту – явлению, мягко говоря, внехудожественному. Его ассортимент «на потребу публике» не имеет отношения к искусству как способу художественного осознания человеческого бытия.В этой ситуации спрашивать за результаты художественного воспитания и образования только с соответствующих министерств по меньшей мере не логично. Ведь не спрашивают с пассажира на заднем сиденье, куда заехала машина… В лучшем случае он дает советы и напоминает об инструкциях, то есть делает то, что может. Минкульт, например, в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» проводит все больше мероприятий (творческих школ, конкурсов, мастер-классов) для одаренных детей и молодежи. В 2012-м их было 150, в 2013-м – более 250. В них принимают участие такие выдающиеся деятели искусства, как Юрий Башмет, Валерий Гергиев. В 2013 году 80 процентам из 5270 детских школ искусств выданы лицензии на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы. В дополнение к уже существующим 52 программам по основным учебным предметам разработаны 27 программ, а также 24 примерные дополнительные общеразвивающие программы в области искусств. Апробация новых стандартов и программ по искусству осуществляется совместно Минобрнауки РФ и Минкультуры России.Огромная и необходимая работа! Поблагодарить надо тех, кто все-таки «выбивает» деньги на ремонт ДШИ, на инструменты и повышение качества преподавателей. Но даже многократное увеличение усилий и финансирования не изменит тенденцию: роль школы в развитии художественной культуры детей будет ослабевать, если не будет изменена ситуация совместной деятельности в сферах культуры и образования. Надо бы повысить требования и к сфере искусства. Разве отечественный кинематограф не в долгу перед детьми, которые довольствуются в основном созданными в прежние годы фильмами для детей – и игровыми, и документальными, и мульпликационными? Сегодня вместо них на поток поставлен прокат голливудских лент, штампующих соответствующие идеалы и ценности, и производство мордобойных отечественных сериалов, в которых дети если и появляются, то как жертвы или изгои взрослого мира насилия и родительских разводов, социальных аномалий или нравственных уродств.Сегодня для России художественное образование и воспитание такое же стратегическое преимущество, как ее недра. Искусство – ресурс не менее важный для будущего, чем ВПК. Надо принципиально менять целевую установку Концепции развития ДШИ в Российской Федерации и всю систему художественного воспитания и образования как важнейшего социального института в нашем обществе. Из третьестепенного и пусть не всегда бесплатного приложения к системе образования ее надо превращать в приоритетную цель культурной политики государства и один из главных императивов образовательной политики. Управленческие технологии и экономические механизмы, законодательные акты и образовательные методики – все нужно будет выстраивать под новые цели художественного воспитания, соответствующие национальным интересам страны. Как реально сомкнуть усилия двух министерств с разным видением своих задач? Как им подняться с ведомственного уровня до общенационального? Это вопрос политической воли и отладки управленческих механизмов. Но без его решения дело с места не сдвинется.Возлагать всю ответственность на школу, назначив ее «крайней» за приобщение детей к искусству, путь тупиковый. Создать художественную среду, вернуть в жизнь нашего общества искусство как высшую форму творческой деятельности – самый продуктивный способ самореализации человека и самый доступный для него путь к самопознанию. Это задача государственная. Она уже осознана элитой страны: около 80% опрошенных экспертов считают обеспечение и поддержку системы образования в сфере культуры и искусства главной задачей культурной политики. Двое из трех опрошенных деятелей культуры и искусства и восемь из каждых десяти практиков-управленцев в сфере культуры считают необходимым усиление культурного компонента в образовательных программах всех уровней. 96% экспертов высказались за воссоздание системы домов культуры, дворцов детского творчества, проведение регулярных конкурсов молодых талантов на региональном и федеральном уровнях.Именно государство должно озаботиться установлением новых целей художественного воспитания, их осуществлением, созданием системы художественного воспитания и образования, адекватной национальным интересам страны и соответствующим ее финансированием, ведь это не затраты, а вложение в главный капитал страны – в человека. В основе человеческого потенциала лежит способность к творчеству, а она закладывается творчеством художественным, и чем раньше, тем лучше. Следовательно, дело это, повторю, государственное. Кто будет включен в эту систему, какие ведомства будут отвечать за каждое ее звено, какие стимулы и механизмы привлечения к детскому воспитанию деятелей культуры и искусства будут разработаны – покажет время. Но запрос на человека художественного отражает высшие интересы народа, потому что это запрос будущего. Отвечать на него надо уже сейчас – школе, обществу, власти. И каждому из нас. Иначе будущее не состоится.Сергей КОСАРОВ, ведущий научный сотрудник МИРО
Комментарии