17 февраля в Москве прошло заседание президиума ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ под председательством Галины Меркуловой. Президиум рассмотрел широкий круг вопросов: участие профсоюза в мониторинге ситуации на рынке труда в отрасли и во Всероссийском форуме работников дошкольного образования, совершенствование информационной работы в профсоюзе, проведение V пленума Центрального комитета. Председатель Марийской республиканской организации Людмила Пуртова и руководитель Челябинского обкома Юрий Конников рассказали коллегам о ходе эксперимента по формированию реестра членов профсоюза, который проводится в их регионах, а председатель Самарского обкома Антонина Гудкова – о практике работы областной организации по реализации всего спектра уставных задач.
Также с докладами и сообщениями по вопросам повестки дня выступили заместители председателя профсоюза Татьяна Куприянова и Вадим Дудин, председатель Ивановского обкома Надежда Москалева, руководитель Студенческого координационного совета Вячеслав Седых, ответственные работники аппарата ЦК.
Безусловно, самый болезненный вопрос сегодня – введение в образовательных учреждениях новых систем оплаты труда. Пожалуй, нет ни одного региона, где внедрение НСОТ обходилось бы без проблем. О ситуации, складывающейся в территориях, и о задачах, стоящих перед профсоюзом в связи с возникающими трудностями, на президиуме шел особый разговор.
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПРОФСОЮЗА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 февраля 2009 г. г. Москва №18
О ситуации с введением новых систем оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях, в государственных учреждениях субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждениях и об участии профсоюза в проведении мониторинга эффективности введения НСОТ
Заслушав сообщение заместителя председателя профсоюза Т.В. Куприяновой о ситуации с введением новых систем оплаты труда (НСОТ) в федеральных образовательных учреждениях, в государственных учреждениях субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждениях, а также задачах профсоюза в связи с участием в проведении мониторинга эффективности введения НСОТ, президиум ЦК профсоюза констатирует.
Принятие Правительством РФ решения о введении новых систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях по видам экономической деятельности в ускоренном режиме, без предварительной подготовки и утверждения в полном объеме необходимой нормативной правовой базы, без утверждения Правительством РФ базовых окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам должностей служащих и профессий рабочих в качестве минимальных государственных гарантий уровней оплаты труда работников бюджетной сферы, в условиях значительного расширения самостоятельности руководителей образовательных учреждений в установлении оплаты труда работников создало дополнительные трудности для федеральных образовательных учреждений при подготовке и введении НСОТ с 1 декабря 2008 года, в обеспечении социально-трудовых прав и гарантий работников.
Порядок введения НСОТ практически одновременно с введением законодательно установленного МРОТ, равного 4330 руб., в рамках предусмотренного увеличения фонда оплаты труда лишь на 30% ограничил возможности учреждений обеспечить необходимую дифференциацию в оплате труда работников с учетом уровня профессиональной подготовки, квалификации, сложности и ответственности выполняемой ими работы.
Развитие экономического кризиса в России в связи с мировым финансовым кризисом, принятые в связи с ним решения о сокращении лимитов бюджетных обязательств при финансировании федеральных бюджетных учреждений в 2009 году, а также связанные с ним другие социальные риски приведут к значительному сокращению объема средств от приносящей доход деятельности федеральных образовательных учреждений в связи с вероятным сокращением численности обучающихся на платной основе по причине уменьшения доходов населения, а также сокращением расходов предприятий внебюджетного сектора на корпоративное обучение своих работников.
Эти тенденции, в свою очередь, также могут ограничить возможности увеличения дифференциации в оплате труда работников федеральных образовательных учреждений за счет дополнительных источников финансирования расходов на эти цели. Несмотря на вероятное сохранение в ближайшей перспективе относительной финансовой и кадровой стабильности в образовательных учреждениях, перечисленные выше факторы могут уже во второй половине 2009 года привести к новой волне сокращений, но уже не вакансий, а фактически работающих в них и, следовательно, к нарастанию социальной напряженности в коллективах учреждений.
Ситуация с введением НСОТ в субъектах РФ имеет крайне неоднородный характер. Принципиально разные методики и принципы формирования и финансирования НСОТ, применяемые в субъектах РФ, а в ряде случаев в отдельных районах и городах одного и того же субъекта РФ (Калужская, Московская области), уже привели к нарастанию различий в уровнях оплаты труда учителей, других педагогических работников и уровнях гарантий по оплате труда работников, реализуемых в разных регионах и даже районах и городах одного региона.
По информации, поступившей из территориальных организаций профсоюза, в настоящее время НСОТ введена во всех типах образовательных учреждений 28 субъектов РФ (в том числе 9 субъектов РФ, реализующих комплексные проекты модернизации образования), при этом в 17 из этих субъектов РФ НСОТ введена с 1 января 2009 года (в Астраханской области – с 1.02.2009 года).
Введение НСОТ пока только во всех общеобразовательных школах осуществлено в 16 субъектах РФ (в том числе в 10 субъектах РФ, реализующих КПМО), при этом в двух субъектах РФ – с 1 января 2009 года.
Предполагается введение НСОТ во всех типах учреждений в более поздние сроки – в течение всего 2009 года еще в 19 субъектах РФ, хотя первоначально предполагалось ввести НСОТ с 1 января 2009 года.
В 17 субъектах РФ введение НСОТ в отдельных общеобразовательных учреждениях отрабатывается в экспериментальном режиме.
При этом в связи с резким сокращением доходной базы бюджетов всех субъектов РФ и муниципальных образований срок введения НСОТ во всех типах образовательных учреждений перенесен в 4 субъектах РФ на 2010 год, а еще в 9 субъектах РФ сроки введения НСОТ пока не определены.
Обеспокоенность президиума ЦК профсоюза вызывает в первую очередь тот факт, что решение о введении НСОТ в целом ряде регионов принимается без предварительной оценки возможных социальных эффектов, без увязки с задачей повышения заработной платы работников. Например, с 1 января 2009 года НСОТ введена во всех типах образовательных учреждений в Липецкой, Пензенской областях, в республиках Карелия и Калмыкия в условиях увеличения фонда оплаты труда (ФОТ) только на 9-12%, хотя в рамках этого объема выделенных бюджетных средств необходимо было реализовать и введение нового МРОТ.
Имеются отдельные факты, свидетельствующие об уже возникших острых проблемах в этих регионах, связанных с обеспечением гарантий хотя бы сохранения размера заработной платы, выплачиваемой работникам до введения НСОТ.
В Курской области предполагается введение НСОТ во всех типах образовательных учреждений с 1 сентября 2009 года в условиях увеличения ФОТ лишь на 6,8%, в Кировской области при увеличении ФОТ на 10% также предполагается введение НСОТ во всех образовательных учреждениях в течение 2009 года. Еще в нескольких субъектах РФ региональной властью заявлено о намерении ввести НСОТ также во всех образовательных учреждениях в течение 2009 года при том, что увеличение фонда оплаты труда на этот год не предусмотрено совсем, а осуществить меры по введению НСОТ предполагается за счет внутренних резервов системы образования.
По мнению президиума ЦК профсоюза, подобные решения власти о введении НСОТ в образовательных учреждениях без существенного увеличения бюджетных ассигнований на оплату труда и без учета социальных последствий предлагаемых мер неизбежно приведут к массовым нарушениям трудовых прав и гарантий работников образовательных учреждений, к разрастанию социальных конфликтов в педагогических коллективах в регионе в целом.
В связи с вышеизложенным президиум ЦК профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Признать крайне необходимым и своевременным активное участие профсоюза, его территориальных и первичных организаций в проведении постоянного мониторинга эффективности введения НСОТ в федеральных образовательных учреждениях, государственных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях с целью обеспечения объективной и всесторонней оценки социальных эффектов введения НСОТ, выявления социальных рисков и предотвращения нарушений социально-трудовых прав работников, а также с целью подготовки предложений профсоюза по совершенствованию нормативной правовой базы, условий реализации НСОТ в образовательных учреждениях.
2. ЦК профсоюза, руководителям территориальных организаций профсоюза, руководителям районных (городских) и первичных профсоюзных организаций обеспечить эффективное взаимодействие с администрацией (руководителями) образовательных учреждений, органов управления образованием всех уровней по сбору и обмену информацией при проведении мониторинга эффективности введения новых систем оплаты труда в образовательных учреждениях, добиваясь объективной оценки социальных эффектов введения НСОТ и связанных с ним рисков, а также оценки влияния введения НСОТ на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений.
3. ЦК профсоюза направить подготовленные материалы по результатам проведения в феврале 2009 года мониторинга эффективности введения НСОТ в образовательных учреждениях в Минздравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ, Федеральное агентство по образованию, в правление Российского союза ректоров и секретариат РТК для обсуждения и подготовки к рассмотрению результатов мониторинга на заседании РТК и Российским союзом ректоров.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителей председателя профсоюза Куприянову Т.В. и Дудина В.Н.
Председатель профсоюза Г.И. Меркулова
Комментарии