search
main
0

Социальные проекты – школа жизни. Заочный этап XIII Всероссийской акции определил участников финала

Всего было прислано более 140 работ из 49 регионов страны. 19 из них признаны лучшими. Какие темы чаще всего ребята использовали для своих проектов? Это патриотизм, нравственность, толерантность, забота о больных, стариках и детях-сиротах, организация досуга детей и взрослых, экология, благоустройство улиц и школьных дворов и другие.

14  лет назад в   нескольких городах России появился новый образовательный проект «Гражданин». Дети стали разрабатывать социальные проекты, а затем публично их представлять. Новая технология оказалась особо привлекательной и для учителей, и для учеников. Стремительно развивалась популярность социального проектирования. И спустя какое-то время проект «Гражданин» стал основой Всероссийской акции «Я – гражданин России». Она появилась по инициативе «Учительской газеты» и Самарского центра гражданского образования, все эти годы проводится под эгидой Минобрнауки РФ. Так учителя получили мощный рычаг воспитания, а дети – возможность действовать реально, на практике, а не в игре. Сверхзадача проекта – воспитание гражданина, что соответствует стратегической цели государственной политики в области образования.По предложению «Учительской газеты» акция была включена в план Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, что, несомненно, будет способствовать усилению роли школы в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.Ребята взялись решать социальные проблемыГод назад ученики старших классов московской школы №762 помогли установить пешеходный переход в наиболее опасном месте дороги. Они разработали свой проект «Дорога в школьную страну нужна тебе, мне и ему!». Настойчиво добивались своего, и переход был установлен. Затем ребята продолжили проект новой задачей: подъезд к школе неудобен, все машины, на которых родители подвозят детей, сосредотачиваются в одном узком месте, машины въезжают на тротуар, их ставят как попало, чем создают аварийную ситуацию и подвергают опасности детей, родителей и учителей, идущих в школу. Авторы проекта добились взаимодействия с управой района Лосиноостровский и убедили руководителей в необходимости упорядочить движение. Окружная комиссия по безопасности дорожного движения приняла решение оборудовать дополнительный выезд через пожарный проезд у дома №14 по ул. Малыгина, как и предлагали участники проекта. Цель достигнута. Учащиеся средней общеобразовательной школы села Толкаевка Сорочинского района Оренбургской области придумали и осуществили проект, очень нужный местным жителям. Село протяженностью более 4 км разделено рекой, есть 3 больших моста,  но их не хватает. Ребята спроектировали и добились постройки дополнительного пешеходного моста, который помог сократить путь жителям улиц Дачная, Заречная и Полевая. Разработчики проекта встретились с главой Толкаевского сельского совета, с руководством совхоза «Никольский», с прорабом, была составлена смета расходов по строительству моста, найдены спонсоры. Группа старшеклассников московской школы №762 для своего нового проекта выбрала проблемы пожилых людей. Они поставили перед собой цель – обучить лиц пожилого возраста компьютерной грамотности, помочь им включиться в информационную среду.Живи и помни…Тема проекта тверских ребят из школы №17 появилась благодаря их участию в международной акции «Западная Двина – Даугава» совместно со средней школой №95 г. Риги (Латвия). В декабре 2009 года состоялась первая поездка тверских школьников в Ригу. Культурная программа поездки была насыщенной и интересной. Ребята побывали во многих музеях Риги. Но особенно поразило их посещение музея оккупации, в котором экспозиция была посвящена очернению советского присутствия в Латвии, которое приравнивалось к фашистскому военному режиму. Ребята испытали острое чувство несправедливости, горькой обиды за 156 тысяч советских солдат, которые отдали жизнь за освобождение Латвии.Так у проекта появилось еще одно направление – «Великая Отечественная война на территории Прибалтики». Оно стало основным и дало начало новой инициативе «Чтобы помнили…».Ее задача – восстановить историческую память о тверитянах – Героях Советского Союза, чьи останки покоятся в Латвии. Этапы проекта включают разнообразные мероприятия: участие в презентации школьных музеев, в тверском городском молодежном форуме «Патриот Отечества», работу с деловыми партнерами и единомышленниками. Были поездки в Ригу, собраны сведения о воинских мемориалах в Латвии, в Елгаву, где похоронен земляк – Герой Советского Союза Николай Быков. Ребята нашли его могилу, привели в порядок прилегающую территорию. Состоялась и поездка в Республику Беларусь, где захоронены 15 Героев Советского Союза – уроженцев тверского края. Участники проекта собрали сведения о подвигах павших земляков. По возвращении оформили выставку-отчет в школьном музее, выступили с докладами на межвузовской конференции в Тверском государственном университете и на Тверском областном молодежном форуме «Я – патриот». Ученики Новоколоменской школы Чаинского района Томской области узнали, что в киевском мемориальном комплексе «Национальный музей истории Великой Отечественной войны» хранятся письма, написанные нашими солдатами в 1941 году, которые не были отправлены. Ребята связались с музеем, и им прислали одно письмо, на котором стоял адрес их села, но имя автора письма неразборчиво. Возникла идея проекта «Помоги полевой почте». Подростки связались с военкоматами, администрациями районов области, архивами, библиотеками и т. д. Так, по цепочке им удалось узнать, что это Митрофан Мартынович Дерепаско. Дальше начались поиски его потомков. Через четыре месяца наконец нашлась его племянница Зоя Ивановна Демина. Она была бесконечно благодарна ребятам. Школьники объявили акцию «Неотправленные письма», призвав других детей и взрослых к поиску адресатов. Связались с разными организациями, телепередачей «Жди меня». В конце портфолио написали: «Мы выполнили свой гражданский долг – восстановили еще одну страницу в истории Великой Отечественной войны». Часто о таких энергичных, активных, неравнодушных к тому, что происходит вокруг, ребятах говорят: «Из них вырастут настоящие граждане страны». Хочу сказать, что они уже настоящие граждане. И этот опыт – добиваться поставленной цели – будет помогать им и во взрослой жизни. Мнение эксперта Андрей ИОФФЕ, руководитель Центра дошкольного и общего образования Московского института развития образования, доктор педагогических наук:     – Всероссийская акция «Я – гражданин России» шагает в ногу с нашим веком,  ее старт был дан в 2000 году Министерством образования РФ.  Очень важно, что акция объединяет все виды образования – общее, дополнительное и профессиональное. Команде учеников требуется найти проблему, исследовать ее, предложить собственные решения, а еще и активно взаимодействовать с органами власти, вовлекать в партнерские отношения представителей социума. Ничто не дает повода усомниться, что XIII Всероссийская акция достойно продолжает и развивает начатое дело по гражданскому воспитанию молодежи России. Вызывают удивление творческий потенциал и широта кругозора ребят, которые чувствуют свою ответственность за социальные проблемы и активно помогают их решению. В последние годы особое внимание молодых граждан привлекают вопросы милосердия, помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Экологические проблемы традиционно являются тематикой многих проектов «Гражданина». Можно привести немало примеров того, что могут достичь школьники совместно со взрослыми в рамках социального проекта «Гражданин». Важно, что это не разовое дело, а системное изменение ситуации по решению той или иной социальной проблемы.Акция «Я – гражданин России» получила информационную и организационную поддержку со стороны «Учительской газеты», что значительно усилило потенциал привлечения педагогической общественности к работе по формированию гражданской идентичности современной молодежи. Сегодня это направление является значимым в системе образования. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения обращают особое внимание на ценностные ориентиры и активную гражданскую позицию подростков. Проект «Гражданин» обладает высоким потенциалом, он объединяет учебную и воспитательную работу, знания и умения из самых разных областей. Теория, воплощенная в практике значимых гражданских событий, – основа Всероссийской акции «Я – гражданин России». Владимир ПАХОМОВ, руководитель Самарского регионального центра гражданского образования, кандидат исторических наук: – Если мы хотим, чтобы дети приобрели навыки и ценности, которые помогут им активно включиться в жизнь социума, тогда нужно дать им возможность ознакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Такую возможность предоставляет проект «Гражданин», который лежит в основе этой акции, он еще более будет востребован в контексте стандартов нового поколения. Это важный резерв для развития педагогического мастерства. В стандартах три важных элемента: культура личностная, социальная и семейная. Первая связана с личностным развитием. Создавая проект, дети растут как личности. У них появляется возможность шлифовать свои человеческие качества, становиться ярче, деятельнее, умнее, патриотичнее. Второй элемент основан на концепции духовно-нравственного развития, третий работает на становление гражданско-патриотических качеств.Меняются не только дети, меняется и их окружение, хотя и довольно медленно. Реально мы видим, что власть сегодня в условиях демократизации жизни, партийной полифонии становится другой, она более тонко откликается на инициативу детей, молодежи. Активнее становится действенный диалог с властью, диалог сотрудничества с мэрами,  законодателями. Это общая тенденция для страны.Сейчас усиливается волна освоения инновационных технологий. И в поиске более совершенных методик учителя ориентируются именно на социальное проектирование, потому что принимают его как более действенный, помогающий решить многие педагогические проблемы. Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ, научный консультант «УГ», кандидат педагогических наук:- Многолетняя практика экспертизы работ, а также организация этой программы позволяют высказать несколько предложений по развитию Всероссийской акции «Я – гражданин России» в нашей стране. Представляется, что необходимо создать систему обучения основам социального проектирования разных категорий работников образования основного, дополнительного, а также начального и среднего профессионального образования. Для этого нужно разработать учебную программу и УМК по социальному проектированию «Я – гражданин России» и методическое сопровождение для их использования в разных типах образовательных учреждений. Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «УГ», координатор Всероссийской акции «Я – гражданин России», кандидат педагогических наук:- Было бы целесообразно провести мониторинг эффективности влияния Всероссийской акции «Я – гражданин России» на гражданско-патриотическое воспитание учащихся  и молодежи. Накопленный в этой области опыт может стать основой для электронной и печатной энциклопедий лучших проектов акции с описанием их алгоритма и реализации. Пришло время подготовить и издать массовым тиражом пособие или серию пособий по этому проекту, создать видеоматериалы, а может быть, и сайт акции.Свою роль может сыграть проведение семинаров и тренингов по методике проекта «Гражданин». Нужно шире изучать региональный и международный опыт социального проектирования в школах и учреждениях дополнительного образования.Следует подумать об увеличении числа участников финала. В августе этого года лишь 100 учеников-финалистов будут представлять свои социальные проекты в ФДЦ «Смена». Хотя работ, получивших довольно высокую оценку жюри, значительно больше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте