Однажды наиболее активные ученики Аксарайской школы (Астраханская область) напросились на прием к главе местного сельского совета. Они просили его помочь открыть школьное кафе. Выслушав их, руководитель местной администрации сказал, что согласен, потому что в поселке молодежи действительно негде проводить свой досуг, но сослался на катастрофическую нехватку средств.
И тогда ребята написали письма: главе администрации Красноярского района Астраханской области с просьбой выделить школе 50000 рублей для приобретения тренажеров в спортзал, главе Аксарайского сельсовета, чтобы разрешил открыть детское кафе на базе школьной столовой, директору строймонтажтреста \”Монтажгазремонт\” с просьбой помочь со строительными материалами, директору школы по поводу лицензирования кафе на базе школьной столовой. Они обратились также к местным предпринимателям и родителям, чтобы те оказали финансовую помощь. Финансовая помощь районной администрации составила 5000 рублей, главы Красноярского района – 95000 рублей, от родителей получили 1000 рублей. Денежная помощь и всяческое содействие разных организаций и предприятий позволили школьникам осуществить задуманное: провести лицензирование и открытие кафе, ремонт спортзала и оснащение его тренажерами, создание школьного театра. Так был реализован проект \”Гражданин\”, разработанный аксарайскими школьниками. Это метод социального проектирования, появившийся в российских школах 15 лет назад. В чем его суть? Сначала ребята выбирают актуальную для их социума тему, исследуют, насколько эта проблема выполнима. Просчитывают возможные затраты, изучают законы, на которые они могут опереться. А затем начинаются встречи с теми, от кого зависит реализация проекта – с представителями исполнительной власти разного уровня, депутатами, прессой, общественными организациями, работниками профсоюзов, тем более если это касается защиты прав ребенка или трудоустройства молодежи и даже МЧС и МВД.
Родиной социальных проектов по праву считают Самарскую область. В конце 90-х прошлого века в одной из школ Сызрани были разработаны первые социальные проекты, и назвали – проект \”Гражданин\”. Справедливости ради следует сказать, что технологию проекта \”Гражданин\” сначала разработали американские педагоги. Но есть большое отличие. Наша – более совершенна. Американцы особо тщательно прорабатывают каждую стадию проекта, однако до практического его завершения дело не доходит. На российской земле этот вариант подвергся значительному изменению. А главное, перед авторами проекта всегда стоит конечная цель – осуществить намеченное. Кстати сказать, задачи, которые ставят перед собой подростки, легкими не назовешь. И самое удивительное, они успешно преодолевают все барьеры. Знания по праву, обществознанию, граждановедению теперь стало возможным применить в практической жизни. Если раньше были просто игры, а теперь появились реальные дела. Социализация школьников проходит не на уровне слов, а на основе практических дел. Так ребенок был поставлен в центр социальных перемен, которыми он активно занимается.
В последние десятилетия прошлого века многие ученые, передовые учителя ломали голову, как разрушительную энергию подростков направить в иное русло, чтобы она стала созидательной. И вот появился мощный рычаг, новая технология, которая и помогает решить эту наиважнейшую проблему.
Благодаря проектам сделано за эти годы немало. Были спасены десятки парков и скверов, малых рек и озер. Благоустроены и сохранены сотни исторических памятников и памятников героям Великой Отечественной войны.
Кстати, эти ребята из Астраханской области, благодаря которым в их поселке было открыто школьное кафе, расширили его деятельность. Там есть клубы по интересам, работают театр, музыкальный салон.
Несколько лет назад почти всенародно обсуждались проблемы, связанные с игровыми автоматами, казино, в итоге все же был принят закон, согласно которому они были запрещены в городах и других населенных пунктах. Но мало кто знает, что здесь есть небольшая заслуга школьников из Самары. Подростков по-настоящему волновало, что многие их сверстники стали игроманами. Тогда инициативная группа решила разработать социальный проект и тем самым поставить вопрос об их запрете. Провели анкетирование взрослых и детей, в итоге еще раз убедились, какая это больная тема для самарцев. Потом встречались с депутатами Самарской губернской Думы, с депутатами Госдумы. И в том, что такой закон был принят, несмотря на мощное сопротивление защитников игровых автоматов, ребята видят и свою долю участия.
Анализируя результаты, которых достигают авторы социальных проектов, приходишь к выводу, что подростки нередко добиваются успехов в решении тех проблем, за которые взрослые брались, но не могли ничего сделать. Очень важно, что, еще учась в школе, ребята ощущают свою сопричастность к тому, что происходит вокруг, они стремятся что-то изменить к лучшему.
Проблемы, которые подростки стараются решить с помощью своих социальных проектов, очень разные. Есть очень сложные, которые вызывают сомнение, а они с такой уверенностью берутся за дело, что в итоге у них все получается.
В одной московской школе ребята задумались о качестве воды, которую мы пьем. В Интернете много информации как о плохой воде, так и хорошей. Кому верить? И подростки начали искать ответ. Так возник проект \”Качество воды, которую мы пьем\”. Потом он был представлен на городском конкурсе, и его отметили. Было намечено исследовать воду родника \”Строгино\”, который пользуется большой популярностью у окрестных жителей. На это потребовались денежные средства. Ребята нашли спонсоров и наконец обследовали родник. Он оказался довольно загрязненным. Развесили объявление, чтобы люди не пили эту родниковую воду.
Школьники из Калмыкии захотели на месте пустыря, который превратился в свалку, посадить Парк Победы. Их многие отговаривали – и родители, и учителя. «Замысел слишком масштабный», – утверждали они. Но авторов этого проекта сомнения взрослых только подзадоривали.
Они самостоятельно стали искать сторонников. Ими стали, правда, далеко не сразу, многих пришлось долго убеждать: главный архитектор, директор лесного хозяйства города, глава администрации Октябрьского района города Элисты, заместитель министра образования и науки республики Раиса Дякиева, уполномоченный по правам человека Калмыкии. Всего 46 организаций и предприятий.
Парк Победы возводили методом народной стройки. Ученики трех школ города сами работали на пустыре всю весну. Сажали деревья. Родители помогли установить забор и сделать освещение. Глава администрации после встречи с ребятами издал постановление об организации оргкомитета, который и стал заниматься созданием и благоустройством Парка Победы. На открытие его собрались более двух тысяч человек. Главными гостями стали ветераны войны.
Этот успех окрылил учеников. Появилось желание и в дальнейшем заниматься общественным служением.
Вот уже 11 лет социальные проекты представляют на конкурс – сначала на региональный, потом на общероссийский. Он проходит в рамках Всероссийской акции \”Я – гражданин России\”. Учредителями ее стали Минобрнауки РФ, Межрегиональная ассоциация \”За гражданское образование\”, \”Учительская газета\”, Самарский центр гражданского образования и благотворительный фонд \”Сивитас\”.
В августе этого года состоялся финал этой акции. Он проходил во Всероссийском детском центре \”Орленок\”. Участвовали команды из семнадцати регионов страны: республик – Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, краев – Камчатского, Красноярского, Приморского, областей – Самарской, Томской, Тверской, Ульяновской, городов – Москвы, Санкт-Петербурга. Как отметил член большого жюри, руководитель Самарского центра гражданского образования Владимир Пахомов, сегодняшние проекты отличаются более высоким уровнем исполнения в соответствии с требованиями технологии социального проектирования и довольно высокой степенью актуальности выбранных авторами тем. Как и положено, ребята правильно оценили ситуацию с правовой точки зрения, грамотно обосновали финансовые расчеты.
Финал акции – всегда яркий, запоминающийся праздник и для самих участников, и для детей, которые отдыхают в \”Орленке\”. Презентация проектов – это представление авторами своих работ, их подробный рассказ о том, как проект создавался, как удалось добиться практических результатов. Презентация проходила по пяти номинациям: благоустройство, социальные, молодежные, гуманистические проблемы, гражданские инициативы.
Одним из незабываемых событий стал парад образцовых планет. Вот некоторые из них.
Объединенные команды самарских школ №№32, 34 и лицея авиационного профиля познакомили собравшихся с проектом \”Мы вместе\”. Авторы хотели помочь подросткам своего города с трудоустройством в летние каникулы. Они сумели добиться увеличения финансирования молодежного центра занятости на 1,5 млн рублей, что помогло открыть дополнительные рабочие места. И еще они создали модель взаимодействия школ Кировского района Самары. Это тоже поможет ребятам найти работу.
Задачей проекта \”Передай добро по кругу\” (кожевническая школа №1 Томской области) было открытие компьютерного клуба для пожилых людей. Это авторам удалось. И теперь там с удовольствием занимаются пенсионеры, для которых ребята разработали специальную программу и подготовили волонтеров.
Ученики элистинской школы №21 (Калмыкия) случайно узнали из газет, что в их городе живет маленькая девочка Кристина. Ей всего одиннадцать месяцев. Она родилась со страшным диагнозом – тотальная отслойка сетчатки. Требуется несколько операций. Однако у этой семьи нет ни денег, ни прописки. Суть проекта \”Чтобы Кристина увидела свет\” заключалась в том, чтобы собрать деньги и помочь этой семье прописаться. И то, и другое у них получилось. Одна операция уже прошла успешно, скоро будет вторая. Именно этот проекта в \”Орленке\” получил приз зрительских симпатий – большую раковину – символ Черного моря и \”Орленка\”.
По сложившейся традиции в ходе финала были определены лидеры для представления их на награждение премиями Президента РФ.
Что акция дает самим детям? Вот несколько мнений самих участников. \”Акция объединяет умных, неравнодушных, ответственных людей с высокой гражданской позицией. Участвуя в ней, мы хотим сделать мир лучше и добрее\”, – так считает Олеся Агрес из Санкт-Петербурга.
\”Без нашего участия, – писал Александр Ленкевич с Сахалина, – что-то может остаться недостроенным, что-то, наоборот, может быть разрушенным, кому-то вовремя не окажут экстренную помощь. Мы не только мечтаем о будущем, мы его создаем вместе со взрослыми».
Дети стали другими, отмечают многие учителя, они стали уверенными в себе, научились отстаивать свою точку зрения. И главное – убеждать представителей власти, общественных организаций. Они идут в мэрию, сельсовет с уверенностью в своей правоте и в том, что их поддержат, а как же иначе, они ведь решают очень важную задачу для социума.
С помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу, воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать и за себя, и за страну.
Фото Марии Голубевой
Комментарии