search
main
0

Социальное партнерство во всех сферах

Эстетика социальной жизни как отрасль знания учеными еще не выделялась. Если это понятие не случайно, то в чем его определенность и специфика?

Все живое движимо потребностями. Это относится и к человеку, и к обществу. Создаются соответствующие ценности, удовлетворяющие потребности людей, как духовные, так и материальные. Создание ценностей шлифует и развивает человеческие способности. Процесс формирования способностей и есть по существу воспитание (образование) людей. Достигнутый уровень (совокупность) духовных и материальных ценностей образует человеческую культуру.

Создание ценностей одновременно оказывается школой для их потребления. Без способности потреблять ценности теряют практический смысл. Поэтому более полно культуру следует определить как достигнутый уровень способностей производства и потребления ценностей. Культура – это не просто внешние ценности. Культура – это прежде всего человек с развитыми способностями. Именно ими определяется его собственный уровень культуры.

За множеством отдельных ценностей не может не встать образ их целостного мира, завершенного и оптимального. Образ совершенного общества представляет собой социальный идеал. Он существует с разной степенью определенности, но он так или иначе влечет к себе человечество. Его притяжение способно ускорять процесс создания новых ценностей, поэтому совершенствование мира ценностей происходит постоянно. Это социальное творчество, совершенствование производства ценностей, эстетическое по существу, является прогрессом.

Устремленность к идеалу и совершенствование жизни – реальные эстетические аспекты социального бытия. Они являются неотъемлемыми характеристиками прогресса. И чем определеннее стремление к нему, тем явственней обнаруживаются эстетические аспекты.

Однако рассматривать историческое развитие только как прогресс было бы более чем недостаточно. Все противоречиво. Мир по природе своей диалектичен. Прогрессу противостоит регресс. Возможному идеалу всегда противостоят лжеидеалы, явные и неявные антиидеалы. Отсюда вытекает неизбежность социальной борьбы противоположных тенденций, порождающая все известные формы противостояния совершенства и несовершенства – драматическое, патетическое, трагическое, комедийное, романтическое и т.д., которые в положительном плане воедино пронизываются, как мы видели, героическим началом. В нем заключена эстетическая специфика исторической жизни человечества. Она проявляется тем сильнее, чем дисгармоничней жизнь.

И напротив, гармоничность выступает как высшая эстетическая характеристика для соответствующей социальной системы, исключающей практическое столкновение противоположных общностей и нежелательных тенденций. Говоря более строго, гармония – это стадия внутренне противоречивого развития явлений, на которой доминирует единство противоположностей в качестве интегрирующей основы присущим явлениям свойств и способствующее становлению и сохранению их положительных возможностей.

Гармония общества обеспечивается единством потребностей и интересов как их осознанной формы. Общность целей пробуждает социальный пафос, активное проявление возвышенного. Совершенство в материальном производстве, возвышенное в духовном и прекрасное в человеке – составные части позитивной социальной эстетики.

Ее негативы – все свойства и тенденции противоположного рода.

Солидарность положительных устремлений или социальная непримиримость, антагонизм – вот две полярно противоположные основы для социальной эстетики. В период подъема и расцвета общество приближается к лучшему варианту, в период крайнего упадка и катастроф – к противоположному.

Что представляет собой современная российская жизнь в этом плане? Внутри общества родилось понятие «беспредел». Оно говорит само за себя. Социальный беспредел – обобщенная характеристика этой жизни. Не знающая никаких реальных правовых норм «приватизация» породила социальное и политическое людоедство в виде «разборок» бесчисленных кланов, массовое киллерство, стремительную сверхполяризацию общества, незаслуженность богатств и неоправданную нищету, смыкание власти с преступным миром, превращение метода разборок в государственную политику, погром и предание огню собственного парламента, всеобщую коррупцию – вот ее характернейшие черты и проявления, на которые среди многих других указывал лауреат Нобелевской премии А.Солженицын.

У всех россиян это проходит перед собственными глазами. Поэтому они с надеждой приняли тезис «диктатуры закона» и следят за сложной борьбой сил, стремящихся навести порядок. Возвышенное начало жизни должно восторжествовать над низменностью, нивелировкой ценностей, насаждением эстетики насилия и порнографии, нецензурщины и духовной грязи.

Гармонизация жизни предполагает социальное партнерство в самых разных сферах жизни. В экономической области оно все более полно обеспечивается в развитых странах совместными формами собственности – акционерной, кооперативной, групповой, семейной, а также индивидуальной. Совместное владение превращает безликих исполнителей государственного (псевдосоциализм) и частного (старый капитализм) найма в предпринимателей-энтузиастов. Идейное и практическое взаимопроникновение, «конвергенция» индивидуального и коллективного начал являют на деле общественную гармонию.

В политическом плане партнерству способствует движение от элитарной ко все более широкой демократии, к полному самоуправлению общества, закрепляющему основу социальной гармонии. История показывает, что в социальной конкуренции побеждают и выживают общества с более высокой организацией. А всякое общество сильно не рабством, а энтузиазмом своих граждан. Только гармония дел и общность целей убеждают людей в возможности реально достижимых идеалов.

Наряду с политико-экономической сферой для социальной жизни особенно важна связь с религией. В ряде стран она предопределяет (в силу исторического развития) доминанту, психологический центр сознания. Религий много, но Бог один. И все религии учат, что есть мир видимый и есть мир невидимый. До поры до времени это трудно понять. Но если принять за реальность наш собственный духовный мир – совесть, идеалы, мечты, мир мыслей и т.д., – то можно понять, что реальность не сводится только к материальности.

На сегодняшний день наука открыла материальные, но незримые явления – электромагнитное, гравитационное и прочие поля. Более того, явления могут быть видимыми и нереальными – миражи, разного рода галлюцинации. Действительность невидимого мира во все времена подтверждалась экстрасенсорикой. К нашему времени наукой впервые установлена даже возможность контактов с потусторонним миром. О том же, в частности, свидетельствуют многие люди, пережившие клиническую смерть.

Суть наших рассуждений заключается в том, что логика видимого и невидимого мира не совпадает. Божественная логика – это логика любви. При всей парадоксальности, необычности ее для нас, она все ставит на свои места в случае признания любви высшей ценностью. Люди же поначалу превыше всего ставят материальные ценности. Затем убеждаются в большей ценности способностей и лишь потом – духовности: совести, принципов, идеалов. Но и это не предел. Конечное совершенство заключено в Божественном, в божественной любви.

Не зная сути этого эволюционного пути, люди идут по нему вслепую, путем страданий. Кажется, например, неожиданностью, что человека наказывают предательством, когда он «обожествляет» верность и чувство долга. Обожествлять можно только божественное. Любовь к Богу, Любовь вообще возвышается над всем – обидами, несправедливостью, издевательствами. Лишь в этом свете можно понять живые свидетельства сказанного – поступки и заветы Христа, прочих религиозных подвижников.

Древнеиндийский религиозный принцип гласит: знание выше веры. Наш выдающийся современник и соотечественник Сергей Лазарев делает тот же вывод: наука должна идти к религии, а религия – к науке. Практика Лазарева, Гробового и других истинных, дееспособных экстрасенсов позволяет не только излечивать «неизлечимые болезни», но и предотвращать аварии, подобные по масштабам чернобыльской. Конечно, предыдущая атеистическая идеология закрыла бы глаза на все их достижения. Но ведь, согласно марксистской философии, «практика – критерий истины»!

Народная мудрость учит, что люди, заботясь только о земном, земную жизнь не устроят. Ибо всеобщее бытие не сводится только к земному. Высшая ценность – сохранение нашего счастья в любой ситуации. А оно во всепоглощающей любви. Не надуман и неизбежен вопрос об источнике ее творящей и преобразующей энергии, которая в разных формах воздействует на живой и неживой мир. Современное и древнее знание, способное к наиболее глубинному проникновению, принципиально сходится на одном – «Бог есть Любовь». Не случайно практическая деятельность людей при всей ее проблемности и многосложности подтверждает: «Вся наша жизнь – это тренажер для накопления любви. И если мы пытаемся его использовать для других целей, он ломается».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте