search
main
0

Социальное партнерство в образовании: взаимодействие школы с бизнес-структурами

В школу должна прийти окружающая ее жизнь… Или… Школа должна открыть двери, и дать возможность ученикам участвовать в процессах преобразования окружающей среды … Или… Современная школьникам жизнь должна стать содержанием учебного процесса, происходящего в школе… Все эти мысли в качестве критики устаревающей на глазах школы звучат уже давно. Более сотни лет назад эти ценности стали одной из основ новой педагогики, провозглашенной, в частности, Джоном Дьюи, и воплощавшейся в практике так называемых «прогрессивных школ». Однако сегодня практика эта так и не стала массовой, трудности в реализации подхода испытывают не только общеобразовательные государственные школы, но и продолжающие искать пути реализации прогрессивного образования частные, экспериментальные школы.

1.1. Окружающая жизнь (бизнес как ее часть) как ресурс образовательной программы школы

«Масла в огонь» добавляют и принимаемые ныне новые образовательные стандарты, во многом ориентирующие школу на тесное взаимодействие с окружающей жизнью, с обществом. То есть теперь уже, вроде бы, эта практика должна выходить из зоны эксперимента и становиться массовой. Не простой это будет путь…

Думается, что вначале точно имеет смысл присмотреться к ныне уже существующему опыту, понять, что уже получается и что нет, что нужно делать школе и обществу, чтобы они стали ближе друг к другу и стали партнерами в деле образования нового поколения.

Вряд ли возможно такое «открытие» школы «в одиночку» – без партнеров. В этом смысле, сложно говорить об обществе в целом как о партнере, хорошо бы выделить конкретных представителей – с кем конкретно школа (образование) может взаимодействовать. В этом тексте мы рассмотрим опыт взаимодействия образования и общества на примерах партнерства школы с бизнесом (как частью общества) и возможную роль в этом взаимодействии некоммерческих организаций.

Говоря о возможных направлениях взаимодействия общества и школы предложим следующую модель их отношений: мы будем анализировать имеющиеся примеры сотрудничества с точки зрения активности в таком взаимодействии двух партнеров – школы и общества (бизнес-структур в нашем случае), насколько тесно они взаимодействуют, кто выполняет ведущую роль в этих взаимоотношениях, насколько активно участвует в изменениях друг друга: школа – общества, общество – школы.

При таком подходе – обсуждении активности в партнерстве – у нас получится примерно следующая схема.

По вертикали здесь предлагается рассматривать увеличивающуюся активность общества (бизнеса), а по горизонтали – школы. Соответственно мы можем размещать возможные примеры проектов сотрудничества по четырем полям, четырем направлениям взаимодействия.

Понятно, что любая схема всегда ущербна и является лишь одним из объяснений реальности происходящего. Но все-таки – объяснением…

Итак, исходя из анализа активности обеих сторон взаимодействия, мы можем видеть 4 подхода, 4 типа, 4 вектора взаимодействия, которые складываются между школой и обществом (в данном случае – бизнесом).

Школа изучает жизнь вокруг себя (нижний левый квадрат нашей таблицы)

Школа не проявляет активности в возможных изменениях окружающей жизни, и ее возможные партнеры из общества (бизнеса) также занимают скорее пассивную позицию во взаимодействии.

Школа изучает жизнь вокруг себя, но не пытается её преобразовывать. Надо отметить, что по нашим наблюдениям, это наиболее частый вариант соприкосновения школы и общества. Бизнес здесь чаще всего выступает как объект исследования.

Среди возможных примеров сотрудничества:

– экскурсии, образовательные путешествия школьников на предприятия (в частности, например, в рамках программы «Обучение через предпринимательство», реализуемой в некоторых регионах страны);

– деловые игры типа игры «Журналист», организуемой образовательным центром «Участие», когда дети в роли журналистов приходят на предприятие и анализируют, описывают увиденное, стараясь полученные впечатления и родившиеся мысли донести до будущих читателей их издания,

– исследовательские проекты, когда предприятие, организация готовы выступить в качестве объекта исследования, организуемого учителем с детьми, но не имеют возможности, желания организовывать более активное взаимодействие со школьниками, скажем, допуская их на практику на рабочие места,

– работа школьников с бизнес-кейсами (например, в рамках конкурса по решению кейсов), когда специалисты предприятия готовы представить о себе некоторую информацию и сформулировать организаторам те или иные реальные проблемы, перед которыми оно стоит, на основе этого составляются кейсы и школьники пробуют найти решения (которые потом принимаются экспертами, в том числе, с участием представителей предприятия). В этом случае школьники изучают предприятие, не принимая участие в его работе.

Для бизнеса такие форматы партнерства со школой не слишком обременительны, для школы же актуален вопрос: как эти взаимоотношения могут включаться в учебный процесс школы? Чаще всего такие проекты осуществляются в рамках внеучебной деятельности. Как сделать так, чтобы изучение бизнеса как части окружающей школы жизни стало содержанием учебной деятельности школьников – пока остается открытым вопросом.

Общество (бизнес) инициирует изменения в образовании (верхний левый квадрат таблицы)

Общество (в лице предпринимателей, бизнес-структур) проявляет инициативу, а школы, следуя за предложением, включаются во взаимодействие. В этих случаях бизнес выступает своего рода инициатором перемен, участником общественного влияния на школу. В школах реализуются образовательные программы и проекты, инициированные бизнесом.

Причины такого желания влиять на образование могут быть разными. Это и подрастающие собственные дети, ради которых затеваются те или иные образовательные проекты, и стратегические задачи выращивания будущих сотрудников и др. (на возможных причинах сотрудничества бизнеса и образования остановимся несколько ниже).

Примеры таких проектов разнообразны.

Это и частные школы, которые создаются как независимый бизнес, направленный на конструирование иной образовательной реальности. При этом, если двадцать лет назад в России такие школы создавались с нуля чаще всего инициативными педагогами и родителями, то сейчас все чаще случаи, когда предприниматели инвестируют в появление новых образовательных организаций, имея собственное понимание того, как должно быть устроено образование подрастающего поколения.

Это и личные инициативы предпринимателей, желающих изменить ситуацию хотя бы в части школ, такие как, например, «Школа завтра» – проект поддержки изменений в тринадцати школах Санкт-Петербурга. В рамках проекта было организовано обучение тринадцати школьных команд и экспертное сопровождение их в процессе подготовки и реализации плана изменений программ развития. Проект осуществлен некоммерческой организацией «ОСЭКО» на средства предпринимателя.

Это и разнообразные программы крупных корпораций, которые озабочены продвижением собственного бренда и созданием широкой базы для притока будущих сотрудников и потребителей продукции.

Такой является, например, программа «Школьная лига РОСНАНО» (schoolnano.ru) — сетевой проект, целью которого является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь, образования школьников в области естественных наук, современных технологий и технопредпринимательства.

«Школьная лига РОСНАНО» объединяет учителей школ, исследователей, преподавателей ВУЗов, представителей бизнеса, и, конечно, школьников. Участниками Программы в 2010-2014 гг. стали свыше 100 учебных заведений и 100 партнеров (бизнес-компаний, вузов, исследовательских центров) из 42 регионов страны. Программа реализуется при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО).

Школа преобразует жизнь вокруг себя (нижний правый квадрат таблицы)

Школа пытается преобразовывать себя и мир вокруг себя, а общество и бизнес не мешают этому процессу и/или поддерживают его, реагируя на просьбы или инициативы школы. В некоторых случаях школам удается собственную инициативу по преобразованию местного сообщества ввести в образовательную программу. Предпринимательские инициативы школьников и учителей становятся важной частью школьной жизни.

Среди примеров, иллюстрирующих это направление сотрудничества можно привести следующие.

В школе (при школе) организуется собственное производство, позволяющее детям получать опыт производительной деятельности и приносить пользу школе и окружающим людям. Таких примеров много особенно в сельских школах, где самообслуживание – необходимость жизни. Журнал «Народное образование» (Москва) специально организовал ежегодный Конкурс имени А.С.Макаренко для того, чтобы объединить и поддержать такие школы.

Программа «Достижения молодых», существующая как общественная инициатива, некоммерческая организация, объединяет школы, в которых обучение бизнесу введено в учебную программу (в рамках курса «Экономики» или иным способом). При этом освоение предпринимательства идет не только через теорию, но и через собственный опыт, через участие в реальном деле. В процессе освоения курса старшеклассники создают свою собственную учебную фирму, продумывают продукт, который будут производить и продавать, или услугу, которую будут предлагать клиентам. Далее ребята разрабатывают бизнес-план, распространяют среди друзей, знакомы, родственников учебные акции, собирают под них реальные деньги, организуют бизнес-процесс, и в конце учебного года считают прибыли и убытки… В некоторых случаях у учебных фирм бывают фирмы-партнеры, сотрудники которой консультируют ребят, помогают им в продвижении от идеи до продукта и его продажи.

Овладение школьниками современными компьютерными технологиями позволяет увязать занятия по информатике и реальный бизнес. Так, например, ученики пензенского лицея №3 имеют возможность знания, полученные на уроках информатики, применить на практике, работая над реальными заказами, которые выполняет «СМОЛО.КОМ» – IT-компания, созданная учителями школы. А в чартерной школе AMSA (Marlboro, MA, USA) учитель технологии прошла курсы в компании «Оракл» и теперь старшеклассники, успешно освоившие учебный курс программирования, могут проходить практику в этой компании и включаться в реальный бизнес-процесс.

В Пензенской области школы активно включились в программу «Обучение через предпринимательство». Среди чисто исследовательских проектов встречаются такие, которые имеют продолжение и в виде бизнес-продукта. Смысл программы в том, чтобы дети знакомились с бизнесом через общение с конкретной компанией и посильное включение в ее бизнес-процесс. Сначала предприятия в Пензе включались в этот образовательный проект скорее под влиянием местной администрации. Но когда директора фирм увидели, что с ребятами интересно работать, и что после приложения некоторых усилий школьники, благодаря своей креативности, могут предлагать решения неожиданные и полезные для дела, то активнее включились в процесс взаимодействия.

Школа как часть местного сообщества. Сообщество как школа (правый верхний квадрат таблицы)

Активны во взаимодействии и школа и общество (бизнес) вокруг нее. Представители бизнеса понимают важность сотрудничества со школой, изменения образования как ресурса развития общества и региона…

Школа ощущает себя частью местного сообщества, и видит свою задачу изучать его и влиять на его изменение. При этом школа использует местное сообщество, бизнес как ресурс, как пространство образования.

К сожалению, такие отношения между школой и бизнесом, образованием и местным сообществом самые редко встречающиеся. Но все же примеры таких проектов, такого взаимодействия есть.

Вероятно, такими примерами могут быть описываемые А.М.Цирульниковым социокультурные феномены, когда в том или ином регионе местные предприниматели, чаще всего мелкие, начинают, так или иначе, осознавать необходимость своего взаимодействия с образованием. Кузнец, который приобщает к своему ремеслу-искусству местных ребятишек; отставной военный, который в селе создает библиотеку и привлекает к этому делу школьников, одновременно создавая с ними фактически сельский дом детского творчества на базе библиотеки; экопоселенцы, строящие свою жизнь на месте бывшей свалки и первым делом создающие школу для своих и не только детей и т.д.

Программы типа «Город как школа» (NY, USA) или «Walkabout» (Yorktown Heights, NY), в рамках которых старшеклассники имеют возможность под руководством тьюторов проходить ряд практик, меняя места работы. Ребята не сидят за партами в школе, а учатся и работают около реального специалиста, в реальном деле. Принципиальное отличие от средневекового подмастерья в том, что современный подросток регулярно обсуждает с тьютором всё, что происходит в этой его работе и, в том числе, что нужно изучить, чтобы лучше работать, чтобы на рабочем месте становиться более успешным, какой образовательный путь для этого выбрать. Программы эти доказали свою эффективность, особенно для ребят, испытывающих трудности с академическим путем образования, К сожалению, в России подобные программы пока не развиваются.

Учебный центр, созданный на базе предприятия. Например, в Санкт-Петербурге на базе предприятия «Водоканал» создан детский учебный центр, посвященный экологическим проблемам. Это был совместный проект «Водоканала» и некоммерческой организации. В этом центре работают специалисты, разрабатывающие образовательные программы. Школы используют учебный центр как внешний ресурс для реализации своей образовательной программы, приводя туда детей на занятия.

Научные интерактивные музеи. Эти проекты в России становятся все популярнее. Причем в отличие от США они создаются как бизнес-проекты. Но изначально планируются как прорывные образовательные проекты, которые призваны делать то, что не происходит в школе – увлекать детей наукой.

Конечно же, приводить те или иные примеры совместных проектов можно и далее. Но сейчас мы остановимся. Нам важно было описать рамку, позволяющую проанализировать имеющийся опыт сотрудничества и зафиксировать возможные направления деятельности школы (и ее партнеров) в поиске путей взаимодействия.

Анализ имеющегося опыта партнерства у школ с обществом (бизнесом и другими организациями) показывает, что в некоторых школах есть проекты сотрудничества и того, и другого, и третьего типа. Но во многих школах нет никаких подобных проектов.

Одна из причин такой ситуации – как часто в отсутствии стремления к партнёрству, так и в сложности его осуществления. Школе сложно «открываться», впускать к себе партнеров, взаимодействовать с ними, влиять на окружающую жизнь. Сложно, в первую очередь, преодолеть стереотипы о смысле и способе организации образования, которые давлеют над педагогическим и родительским сообществами. И технически не просто преодолеть сложности, возникающие на пути раскрытия рамок классно-урочной системы, и преодоления соответствующих ей ограничений, заложенных в системе финансирования, в нормативных документах.

Есть здесь сложности и со стороны предприятий – связанные и с нежеланием производственников отвлекать работников от непосредственных обязанностей, и с необходимостью соблюдать жесткие правила безопасности, препятствующие проникновению школьников на производство и пр.

В итоге в ситуации, когда если и реализуется в школе сотрудничество с окружающей средой, то лишь в логике «школа изучает жизнь вокруг себя, но не пытается её преобразовывать», живут большинство школ. И, напротив, «школа как часть сообщества» встречается довольно редко.

И – что важно – это характерно не только для России, но и для иных стран, в частности – США.

Действительно, гораздо проще однажды написать книжку и по ней изучать историю, чем идти и разговаривать о ней к конкретным людям, свидетелям. Проще изучать птиц по картинкам в учебнике, чем начать с ребёнком делать скворечник и т.д.

Школе, конечно, привычнее исследовать, чем делать. Но проблема в том, что большая часть школ и исследованиями в реальности не занимается. Школы не делают окружающую жизнь частью содержания своей деятельности. Основным содержанием их деятельности остается «программа», которая часто с окружающей жизнью связана мало.

1.2. На пути к партнерству. Некоторые механизмы взаимодействия бизнеса и школы

Обсуждая возможное партнерство школы и бизнеса, важно понять – каковы возможные мотивы их сотрудничества, что они могут получить от такого взаимодействия. Зачем бизнес и школа могут быть нужны друг другу?

Некоторые ответы на этот вопрос попробуем дать на основе наблюдений за проектами, осуществляемыми коллегами, и опираясь на наш собственный опыт реализации совместных с бизнесом проектов, а также на материалы многих встреч и бесед с предпринимателями и руководителями школ, лидерами образовательных проектов.

Зачем бизнесу школы?

Видятся несколько линий, по которым могут налаживаться партнерские контакты бизнеса и образования, мотивов, благодаря которым предприниматели готовы (и заинтересованы) идти на контакт со школами (см. рис.). Скорее всего, работают эти мотивы не по–одиночке, а в некоторой совокупности, один какой-то мотив может быть ведущим, а другие – подкрепляют его.

GR (отношения с органами государственной власти и управления)

Бизнес, участвует в жизни школы, других образовательных проектов, понимая, что такие проекты помогут ему навести мосты, наладить контакты с государством, с конкретными чиновниками, представить им себя в позитивном качестве предпринимателя, помогающего решать государственные задачи. Примером такого реализованного мотива может быть участие предпринимателей в организации летней школы «Наноград», организуемой в рамках программы.

«Школьная лига РОСНАНО» – на финальные события летней школы (экспертиза решенных детьми реальных кейсов от предприятий) приезжают не только руководители предприятий–партнеров, но и руководители региона, в котором проходит летняя школа, представители федеральных ведомств. И такая личная встреча на позитивном фоне обсуждения детских проектов может быть обоюдно полезна для обсуждения тех или иных новых бизнес-инициатив.

PR (связи с общественностью)

Многие фирмы сотрудничество со школами рассматривают, в первую очередь, как возможность пиара, понимая, что школы (или сеть школ) и стоящие за ними ученики, учителя, родители – это большая аудитория, с которой также важно налаживать отношения, как с потенциальными клиентами, позитивный имидж предприятия среди которых также важен. Одним из самых популярных инструментов в таком сотрудничестве являются многообразные конкурсно-образовательные программы.

КСО (корпоративная социальная ответственность)

Программы Корпоративной Социальной Ответственности есть сейчас практически у всех крупных корпораций. В этом смысле, почему бы коллегам наравне с поддержкой сирот, спорта, пожилых и т.д., не включить и в свою сферу влияния и образовательные проекты? Зависит это, в том числе, от убедительности разработчиков проектов. Примеры такого сотрудничества уже есть.

Маркетинг

Детское и родительское сообщество может быть ресурсом для маркетинговых исследований. И есть примеры партнерских проектов, которые с одной стороны, решают маркетинговые задачи предприятия, с другой стороны, дают школе возможность использовать в своей образовательной программе ресурсы предприятий – их продукцию, ту или иную информацию о них, а также кадры – специалистов фирмы.

Оригинальные решения для бизнеса

Часто предприниматели находят в школе (или другой образовательной организации) партнера, во взаимодействии с которым можно выстроить взаимовыгодную схему. Такие проекты сложно типологизировать – они оригинальны и разнообразны, зависят от конкретных условий и творческих способностей партнеров. Например, стоматологическая клиника договорилась со школой использовать не нужное ей помещение под свой медицинский офис. Условием школы было – бесплатное (или льготное) обслуживание детей и учителей. Клиника в плюс к помещению получила еще и поток лояльных клиентов – родителей учеников. Другой пример. Предприниматель договорился со школой совместно развивать школьные мастерские. В результате школа получила заинтересованного специалиста, возящегося с ее подростками во внеурочное время; партнера, вкладывающего время и другие ресурсы в развитие материальной базы; возможность для подростков ответственной работы уже в школьном возрастеж; а предприниматель – помещение для работы, стартовую техническую базу, и множество заинтересованных и с каждым днем все более квалифицированных работников.

Личные мотивы

Понятно, что личные мотивы – одни из самых крепких и хорошо действующих: ребенок предпринимателя учиться в школе, жена работает, бывший учитель попросил помочь… Может быть проекты, стартовавшие по таким мотивам не столь долговременны (зависят от конкретной личной ситуации), но точно по таким мотивам школам привычнее всего сотрудничать с предпринимателями.

Кадры

Для многих руководителей производств проблема кадров – одна из важнейших. Понятно, что школьники – это не те специалисты, кто уже в ближайшее время придет на предприятие. В этом смысле гораздо понятнее бизнесу взаимодействовать с вузами в расчете на студентов как будущих сотрудников, да и уже во время учебы готовых работать. Но, во-первых, все чаще появляются примеры партнерств школ и бизнеса в сфере IT, поскольку возрастной порог вхождения в этот бизнес становится все меньше и it- фирмы начинают охотиться за головами талантливых ребят (а вернее вкладываться в их подготовку) уже со школьной скамьи. Во-вторых, все больше появляется предпринимателей, понимающих, что готовить квалифицированных специалистов (пусть и не конкретно для своей фирмы) нужно уже со школьной скамьи, в частности, помогая школе становиться современнее.

Стратегическое мышление

В этом смысле можно с уверенностью говорить, что многие предприниматели понимают, что, в том числе, для успешности их бизнеса принципиально, чтобы менялась к лучшему социальная ситуация в том регионе, где они работают (в предельном случае – в стране в целом). И влияние на развитие образования – один из механизмов улучшения качества жизни. Последнее время все чаще появляются примеры сотрудничества бизнеса и образования исходя именно из этой предпосылки. В частности, примером тому – проекты фондов таких известных бизнесменов как Д.Зимин, О.Дерепаска, В.Аликеров… Но и есть примеры включенности более мелкого бизнеса в решение инфраструктурных проблем образования.

Что школа может получить от взаимодействия с бизнесом?

Понятно, что школа всегда нуждается в дополнительных ресурсах и в деньгах, в частности. Сейчас мы не будем обсуждать ремонт помещений и оборудование классов, оплату охраны и другие понятные нужды школы, требующие постоянного поиска финансирования. Остановимся в первую очередь на описании форматов взаимодействия с бизнесом, которые могут дополнить, разнообразить образовательную программу школы.

Экскурсия на предприятие

Традиционный и чуть ли не единственный в течение долгого времени жанр знакомства школьников с окружающей жизнью, в частности, предприятиями. Плюс этого формата в том, что он не так трудоемок для предприятия, принимающего группу детей – отвлекается от дела лишь один человек, который в ограниченное время проводит детей по заранее спланированному маршруту. Это опять же важно с точки зрения техники безопасности – дети под присмотром и не сунут пальцы куда не следует. Минус в том, что дети, участвующие в экскурсии, остаются лишь пассивными слушателями и наблюдателями, не получая опыта более активного взаимодействия с предприятием и его специалистами.

Образовательное путешествие

В развитие этого жанра последние годы все активнее разрабатываются программы знакомства с окружающей действительностью в жанре образовательного путешествия. Путешествие принципиально отличается от экскурсии тем, что его основной задачей является получение его участником не только новой информации, но и нового личного опыта, ответа на какой-то заранее сформулированный вопрос. В путешествии важна более активная, включенная позиция участников. Путешественник часто сам участвует в планировании путешествия, ведет дневник или фиксирует свои наблюдения в иной форме. Важной частью путешествия является постоянное осмысление увиденного, полученного опыта, встреч с людьми и т.д. Таким образом инструментированные встречи детей с предприятиями позволяют, с одной стороны, сохранить важные для предприятия условия – кратковременность посещения, соблюдение требований безопасности, а с другой, – превратить обычное экскурсионное посещение в образовательную программу. При разработке программ важно создать для ребят такую ситуацию, при которой они становятся активными «экспертами» происходящей действительности – задают вопросы, пытаются рассмотреть реальность с нестандартных ракурсов, выступают с настоящей критикой серьезного «взрослого» мира.

Это не просто, где-то взрослые оказываются не готовыми к диалогу с детьми – ведь не секрет, что некоторые взрослые до смерти детей боятся. А где-то и рады поговорить, но не знают, на каком языке – и говорят по привычке – сухо и сложно для понимания.

Примером такого образовательного путешествия может быть деловая игра «Журналист», когда школьники попадают в изучаемое пространство со специальным заданием от редакции (см. напр. www.fondedu.ru).

Также в качестве примера можно привести и игру «От идеи до внедрения», позволяющую организовать реальное и игровое знакомство с современными технологическими производствами. На первом этапе такой игры школьники знакомятся с научно-популярными текстами, смотрят фильмы и пр. ресурсы, представляющие изучаемую технологию. На следующем этапе школьники с накопившимися вопросами посещают производство, участвуют в экскурсии по нему, по возможности задают вопросы работающим там специалистам. На третьем шаге школьники выбирают впечатлившую их технологическую разработку, продукт и в игровом режиме пробуют представить, как они бы сами могли заняться ее производством. Пусть не в реальности, а в процессе игрового моделирования, группы школьников предлагают свои варианты технологических продуктов и способов их производства; готовят бизнес-план, защищают его в банке для получения кредитов, встречаются с инвесторами и возможными заказчиками на свой продукт? Проходя полный цикл производства продукции…

Встречи с профессионалами: образ успешной взрослости

Все чаще в школах (и других образовательных организациях) организуются встречи с успешными представителями современного высокотехнологичного бизнеса, адресованные старшеклассникам.

В ходе этих встреч бизнесмены (и другие специалисты современных предприятий) могут не только рассказать реальные истории своего успеха, ответить на вопросы и развеять сомнения, но и помочь ребятам сориентироваться в мире профессий, уточнить свой выбор дальнейшего пути в жизни.

Задача таких встреч — сократить ту дистанцию, которая существует между обычным школьником и гендиректором крупной компании — навести мосты между теми, кто будет делать завтрашнюю экономику (в том числе, опираясь на науку) и теми, кто уже сегодня имеет реальные опыт, видение и связи.

Подросткам очень интересны конкретные моменты биографий успешных сегодня людей, в которых они в свое время совершали свой выбор будущего. Не менее важно для ребят услышать из первых уст – чем же сегодня можно заниматься в современном высокотехнологическом бизнесе, где можно применить те знания, что они сегодня получают в школе и завтра будут осваивать в ВУЗе, какие профессии сегодня популярны на рынке труда, и что будет востребовано завтра.

Старшеклассникам нужен образ успешной взрослости. И важно, чтобы такой образ создавался не только из книг и фильмов, а на живых встречах, когда подросток может задать свой собственный вопрос настоящему лидеру, успешному человеку, знающему и умеющему, и, что очень важно, желающему поделиться накопленным опытом с молодыми, идущими вслед и рядом.

Стиль этих встреч – живая беседа заинтересованных взрослых людей. Опыт показывает, что встречи со школьниками оказываются полезны и интересны и предпринимателям, ведь это своего рода обратная связь – взгляд на бизнес со стороны тех, кто вступает в возраст экономической активности, лучше улавливает современные тенденции общественной жизни, яснее понимает потребности человека XXI века.

Конкурсные образовательные программы

Все чаще школам и школьниками предлагаются для участия образовательно-конкурсные программы, разработанные с участием специалистов из тех или иных фирм и вузов.

Для ребят это возможность – проявить себя во Всероссийском конкурсе, овладеть новыми компетенциями, найти новых друзей среди школьников в числе авангарда лучших, формирующих уже сейчас будущую технологическую, научную и бизнес-элиту страны.

Для фирм – это способ организовать для себя красивую «пиар-историю»; поддержать талантливых школьников; может быть уже присмотреться к кому-то из них как будущим сотрудникам (особенно это актуально для фирм из it-сферы).

Для школ – это еще один ресурс стимулирования школьников к активной учебной деятельности, поддержки талантливых учеников, возможность отметить лучшие работы школьников призами (что конечно, тоже важно и приятно). Наиболее дальновидные школьные коллективы используют такие образовательные конкурсные программы для формирования вариативной части образовательной программы школы, при разработке элективных курсов и пр.

Поскольку партнерами в таких конкурсах часто становятся компании из сферы высоких технологий, то это дает шанс вовлечь школьников в активное освоение информации о предприятии, включить в процесс деятельностного знакомства с объектами и знаниями о них; такое взаимодействие реального производства и обычных школьников формирует интерес подрастающего поколения к инновациям и развитию высоких технологий.

Одним из примеров такого образовательного конкурса может быть конкурс «Инфографика», организованный совместно с ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника». Образовательной задачей конкурса является обучение школьников искусству создания инфографических текстов. По заказу компании участникам предлагается разработать инфографический текст о продукции компании. В жюри конкурса принимают участие и представители компании. Наиболее удачные работы будут использоваться компанией в своей pr-программе.

Кейсы

Еще один способ дать возможность подросткам глубже познакомиться с реальными проблемами настоящего предприятия – предложить им решить кейс предприятия, созданный на основе реальных проблем конкретного предприятия. Сам по себе кейс-метод уже в давно используется в обучении специалистов предприятий, не так давно начал использоваться в работе со студентами, но вот со школьниками решать кейсы реальных предприятий начали совсем недавно.

Понятны сложности в организации такой работы. Когда кейсы на основе реальных проблем решают специалисты предприятий в ходе своего обучения – это тот материал, с которым они сталкиваются в своей ежедневной работе. Участвуя в работе со студентами по решению ими кейсов, руководители предприятий понимают, что это их завтрашние работники. И, один из форматов такой работы, – кейс-чемпионаты – как раз и строится на том, что предприятие фактически вкладываются в обучение и отбор своих потенциальных сотрудников. Компания формулирует материалы для кейса, студенты его пробуют решить, в жюри входят специалисты компаний (вплоть до ген. директоров), они принимают или не принимают решение кейса, дают участникам обратную связь. Победителям – призы и – предложение о работе. Со школьниками вся эта история кажется многим странной – не понятно, что могут решить подростки в ситуации, когда они еще не всю школьную программу прошли, знания по которой требуются для решения реальных проблем предприятий, часто весьма специфических. Логика вложений в подростков как в будущих работников тоже, на первый взгляд, не понятна – ждать их выхода после вуза на работу еще лет 5-7, да и выберут ли они еще нужный вуз и нужную специальность – вопрос…

Тем не менее примеры взаимодействия компаний со школьниками по решению кейсов уже есть. Один из действующих форматов – кейс-чемпионат (по аналогии со студенческим). Другой – организация работы с кейсами в рамках летней школы «Наноград». Партнерские компании в рамках Летней школы «принимают на работу» участников летней школы – старшеклассников различных школ России в качестве стажеров и предлагают для решения кейс, разработанный на основе реальных проблем и задач, стоящих перед предприятием (технических, технологических, маркетинговых, пиаровских…). Под руководством молодых кураторов и при участии консультантов от фирм, старшеклассники должны предложить решение кейса и в конце школы защитить его перед Экспертным советом, в который, в том числе, входят руководители предприятий-заказчиков.

Что важно – заказчики получают не только удовольствие от общения с пытливыми, творческими, заинтересованными школьниками, но и часто идеи решений, которые предполагают использовать в своей практике.

Некоторые школы используют работу с кейсами предприятий –партнеров в рамках тематических недель (в частности, Всероссийской недели технопредпринимательства), элективных курсов по экономике и в других образовательных программах.

Исследования

Есть примеры того, что организуя учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников, педагоги обращаются к тем или иным организациям или предприятиям с просьбой выступить объектом для исследования со стороны школьников. Подростки изучают то, как устроена организация, чем она занимается, какова ее роль в окружающей школу жизни…

В качестве примера можем привести элективный курс «Права человека», который реализуется в одной из школ. Учащиеся 11 класса, примерно 15 человек в год, выбирают себе этот курс, как один из возможных, и участвуют в нем на протяжении семестра по 4 часа в неделю.

В рамках курса «Права человека» каждый из участников выбирает себе тему для более подробного исследования. 75 процентов времени курса уходит на аудиторные занятия, лекции учителя, 25 процентов – на индивидуальное исследование. Каждый из учащихся находит себе организацию, так или иначе связанную с выбранной темой. На основе изучения теоретического материала, общения с сотрудниками организации, экспертами, учащийся готовит доклад-презентацию, представляющую его исследование по теме, тем самым соприкасаясь с практикой, знакомятся с имеющимися в жизни нарушениями прав человека и способами помощи людям.

Аналогично существует, например, практика, когда в рамках школьного курса экономики (или обществоведения, или др.) старшеклассники выходят на те или иные дружественные предприятия (чаще всего найденные через родителей, работающих на них) и изучают их устройство, механизмы работы, продукцию, рынки, клиентов и пр. Так в Пензенской области школьники ведут исследования деятельности предприятий в рамках проекта «Обучение через предпринимательство». Приведем в качестве примера некоторые темы исследовательских работ школьников по этой программе: «Анализ конкурентоспособности предприятий малого бизнеса на примере парикмахерских поселка Беково», «Анализ опыта создания предприятия по оказанию ремонтно-строительных услуг», «Об организации работы предприятия по выращиванию рассады, анализ его конкурентноспособности в районе» и т.п.

Проекты

С введением проектной деятельности в образовательную программу школы перед учителями встает задача поиска задач, проблем, направлений приложения усилий школьников. В этой ситуации предприятия-партнеры могут выступить как дополнительный внешний ресурс для организации проектной деятельности.

Так, например, в Francis Parker School (Чикаго, США) в качестве отдельного направления работы школы действует программа, в рамках которой школьники и учителя реализуют междисциплинарные проекты по экологии. Для этого учителя заранее объединяются в рабочие междисциплинарные группы. Каждая группа продумывает возможные исследовательские и практические проекты, связанные с различными науками и общим акцентом на экологию. В момент обсуждения идеи проекта ищутся организации, которые могут стать партнерами. Например, организации, контролирующие качество воды. Далее школьники 9-11 классов выбирают ту или иную проектную группу, в которой в течение некоторого времени ведется практическая работа. (ориентировочно 1 час в две недели в рамках школьного расписания и 5 дней в году на работу во внешней организации).

Стажировки, практики

Стремясь помочь школьникам с ориентацией в окружающей жизни, в выборе будущей профессии и дальнейшего образовательного маршрута, познакомиться с существующей в регионе производственной инфраструктурой, получить опыт самостоятельной продуктивной деятельности и рабочих отношений, многие школы организуют для старшеклассников стажировки и практики на базе партнерских предприятий. Они могут быть как организованы в течение учебного года, так и в течение одного из летних месяцев. В США, например, действуют программы, в рамках которых старшеклассники в течение последнего года обучения в школе с помощью педагогов (и родителей) находят для себя место практики в той или иной организации и работают там в течение месяца или двух. Тем самым, в течение учебного года у юношей есть возможность попробовать себя на нескольких рабочих местах и в нескольких ролях. Такими местами практики могут быть библиотека, некоммерческая организация, фабрика, магазин, школа, музей, исследовательский центр, больница и т.д.

Раз в неделю на место практики старшеклассника приезжает его педагог-тьютор. Он обсуждает с ним, с его наставником на месте работы, другими сотрудниками – успехи практиканта, проблемы в работе с ним, что школьнику нового удалось узнать, чему он научился, что понял – про себя и место практики, профессию и пр.

Один-два раза в неделю все практиканты собираются в помещении программы и обсуждают получаемый опыт, там же организуются дополнительные занятия по предметам, необходимые для учащихся при поступлении в колледжи или другие учебные заведения в соответствие с их выбором.

Учебные фирмы (школьные компании)

Современным подросткам важно еще обучаясь в школе разобраться в том, как устроено общество, в котором они живут, и в частности – как устроен бизнес. Причем хорошо бы это делать не только теоретически, и практически – самим включаясь в процессы изменения, обустройства окружающей жизни. Примеры такой работы школ в сотрудничестве с бизнесом и другими организациями есть.

Так, скажем, с 1991 года развивается в России программа «Достижения молодых». Одна из линий в этой программе – организация работы «школьных компаний». Обучаясь экономике и предпринимательству старшеклассники создают небольшие компании, которые в полуигровой-полуреальной обстановке проходят весь бизнес-цикл – от идеи до производства продукта и его продажи. В этом ребятам помогают фирмы–партнеры, специалисты которых выступают помощниками, консультантами, партнерами.

В России есть школы, которые осуществляют свою воспитательную программу на основе производительного труда. У таких школ есть опыт самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности создания школьных предприятий и производств, в которых самое активное участие принимают старшеклассники – как работники и организаторы производственных процессов. Специально для поддержки этих школ, выявления и распространения успешного опыта журналом «Народное образование» проводится Конкурс имени А.С.Макаренко.

Работа школьников по заказу предприятия

В некоторых школах старшеклассники получают опыт настоящей работы по заказу предприятия–партнера, так сказать, без отрыва от учебы.

Есть примеры, когда подростки вместе с учителем, имея в школе приличную исследовательскую технику, по заказу предприятия проводят исследования тех или иных материалов, производимых фирмой-партнером. Компания получает нужную им аналитику, дети – опыт работы по заказу, исследовательскую работу, которую не стыдно представить на самых взыскательных конкурсах.

Есть опыт, когда школьники, занимаясь освоением тех или иных программных средств в рамках курсов по информатике, программированию, уже в школе начинают работать над производственными задачами, сформулированными it-компаниями.

Описанные выше форматы взаимодействия школ и бизнес-партнеров позволяют школе серьезно обновить свою образовательную программу. Все они вовлекают подростков в деятельностное (в той или иной степени) освоение норм и практик окружающей жизни, чего бывает сложно сделать в рамках обычно организованного учебного процесса.

Программы повышения квалификации учителей

В завершении заметим, что в последнее время появились примеры и еще одной задачи школы, в решение которой бизнес готов включаться. Это участие бизнеса в программах повышения квалификации учителей.

Иногда такие программы организуются и проводятся с участием представителей бизнеса (напрямую обучающих педагогов), иногда бизнес лишь финансирует эту деятельность, доверяя ее осуществление иным специалистам.

Примером таких программ может быть и программа «Федерация интернет-образования», реализованная 15 лет назад компанией ЮКОС, и гораздо более локальная программа «Школа завтра», организованная в Санкт-Петербурге, и программа «Школьная лига РОСНАНО», реализуемая с 2010 года при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ. И многие другие.

Но сам по себе способ реализации таких программ – когда бизнес не напрямую выходит на каждую школу, а создается сеть школ, и уже участвующим в ней школам и учителям предлагается программа повышения квалификации – требует от нас при описании механизмов взаимодействия бизнеса и школы упомянуть о роли некоммерческих организаций в этом сотрудничестве.

1.3. О роли некоммерческих организаций во взаимодействии бизнеса и образования

Вопрос – где и как могут встретиться представители бизнеса и школы? Мы уже говорили, что предприниматель может оказаться родителем, приведшим ребенка в школу, бизнес может быть соседом по району, территории на которой расположена и школа, они могут познакомиться на совещании у главы региона… В продвинутых школах есть специально выделенные сотрудники, задача которых искать контактов с потенциальными партнерами, обсуждать и разрабатывать с ними возможные проекты. Но, во-первых, позволить себе содержать отдельную «боевую единицу» может, мягко говоря, не каждая школа. А, во-вторых, вести переговоры с бизнесом для людей школы – не простое дело. Да и людям из бизнеса бывает очень сложно понять педагогов.

Существует явное различие в языках и логике жизнедеятельности людей из бизнеса и людей из образования. И, как и в жизни, – когда у людей разные языки – на помощь могут приходить переводчики, посредники – владеющие и тем и иным языком, понимающие и ту и иную культуру, которые могут взять на себя труд переговоров, продумывания обоюдовыгодного проекта и ведения его на пользу всем участникам.

Так к паре взаимодействующих – школе и бизнесу – добавляется третий участник процесса – посредник. Чаще всего (хотя не обязательно) – некоммерческая организация (см. выше схему 2).

Как мы уже упоминали – один из удобных для школ и бизнеса механизмов организации совместной деятельности – создание сети школ, участвующих в проекте. Особенно это актуально для крупного бизнеса и крупных проектов. Бизнесу это удобно, например, потому что, имея в партнерах не одну школу, а сеть, можно рассчитывать на большое число участников проектов (что выгодно, скажем, при необходимости реализации пиар- или маркетинговых программ), а школе удобно, потому что школе не нужно будет тратить свои скромные ресурсы на решение орг.вопросов и можно сосредоточиться в большей степени на своей содержательной работе.

Михаил Эпштейн

Фото Ольги Максимович

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте