Бюджет для разных “весовых категорий”
Наверное, многие слушали выступление министра образования Владимира Филиппова по телевидению в передаче “Здесь и сейчас”. Министр считает, что необходимо, чтобы финансовые средства, предназначенные для выплаты зарплаты педагогам, шли целевым назначением из федерального бюджета. Вполне с ним согласна, так как регионы России имеют совершенно разные “весовые категории” по финансовому состоянию и местные органы власти при скудной доходной части не смогут обеспечить стабильность выплаты зарплаты учителям.
Кроме этого, не менее важной проблемой для учреждений образования является состояние материальной базы.
Опыт Самары, где ремонтные работы школ осуществляются через хозяйственные группы, созданные при администрации, – один из путей в решении этой проблемы.
Смею заметить, что это настолько нам знакомое старое, которое в нашей области еще до перестройки практиковалось почти в каждом районе.
К нашему счастью, ремонтная бригада при отделе образования сохранилась в нашем районе, и я вполне согласна с министром образования, что это большая экономия средств для района, если все работники хозгруппы будут получать зарплату согласно штатному расписанию, а не по договору. Вот некоторые цифры. В прошедшем году силами бригады были выполнены работы на общую сумму 641 тыс. рублей, а на зарплату этих людей пошло 242 рубля. С учетом затрат на коммунальные услуги (освещение, тепло и т.д.) было сэкономлено средств на сумму 205 тыс. руб.
Но возникают очень серьезные проблемы. Совершенно отсутствуют планирование и финансирование средств на капремонт. Если бы экономисты и финансисты области внимательно просчитали целесообразность такого подхода к делу, можно было бы сэкономить очень большие средства. Конечно, для этого необходимо выполнение ряда условий.
Во-первых, самое важное – уверенность руководителей региона в необходимости сохранения этих групп.
Во-вторых, необходим глубокий анализ положения дел на местах, выделение целевых средств и рациональное использование их для ремонта учреждений образования.
Немаловажную роль играет подбор квалифицированных специалистов в хозяйственные группы.
И, наконец, необходимо своевременное материальное обеспечение работ. Этого можно добиться, если, например, делать взаимозачеты не в сентябре, октябре, а в мае, то есть заранее продумывать механизм обеспечения этих групп материалами и т.д.
Я не собираюсь убеждать в том, что образование – единственная отрасль, которая дает плоды будущего, об этом все здравомыслящие люди знают. Самое главное: в каких условиях их взращивают. Вот поэтому считаю необходимым на любом уровне – территориальном, региональном, местном – при рассмотрении и утверждении бюджета обратить серьезное внимание на планирование бюджетных расходов на содержание образовательной системы.
Наталья ЛИХОМАНОВА, начальник отдела образования, заслуженный учитель школы РФ
Чулым,
Новосибирская область
Три академика для сельской школы
Еще протопоп Аввакум знал, что рублями в России многого не достигнешь. Нет, можно, конечно, и дом трехэтажный отгрохать, и на Канары в отпуск махнуть, и все-таки не ощущать себя счастливым человеком. Русскому нужно еще что-то… Иначе он, подобно толстовскому Ивану Ильичу, тяжко мается, что неладно живет.
Но что же это такое, что и сегодня, несмотря ни на что, делает душу спокойной и даже счастливой? Ответ старый и очень простой: жизнь для других. Как меняется мир вокруг, когда живешь не для себя. И хотя дни твои становятся подчас невыносимо трудными и хлопотными, сердце трепещет от радости.
Четверть века назад Елизавета Шевалева стала директором средней школы в селе Хрящевка Самарской области. И хотя прошла она огни и воды, побывав председателем колхоза и секретарем деревенской парторганизации, а начинать все же было страшно: очень уж уважаемым человеком слыл на селе прежний директор Степан Денисов, посадивший с ребятами два красивых сада на радость людям. Сады эти к тому времени, как ему на пенсию уходить, на всю округу знаменитыми сделались. Для Елизаветы же они мерилом всей ее жизни стали. И даже когда их вырубили сами же люди, пустив землю под дачи, она не изменила своего к ним отношения, не изменила своей жизненной цели: быть для других.
…Витька вернулся из детской колонии серьезным и подавленным. Куда деваться в восемнадцать лет? Кто возьмет его на работу: ни образования хорошего, ни специальности нет. Так и болтался бы по селу в поисках приключений, если бы не Шевалева. Узнала о его возвращении и заявилась прямехонько к нему домой:
– Иди ко мне. Будешь учиться и профессию получать. Человеком станешь.
– Какую профессию? – обалдел от радости парень.
– А какую хочешь, в нашей школе их тьма!
И это действительно так: в Хрящевской средней школе-лицее любой ученик может выбрать любую из четырнадцати специальностей. Если у семьи есть средства – учеба стоит совсем немного, всего 700 рублей в год (это сейчас, а прежде было в два раза меньше), то ребята могут учиться на газоэлектросварщика или технолога по обработке металлов, строителя или предпринимателя малого и среднего бизнеса. Если средств нет, можно бесплатно получить профессии бармена или массажиста, гувернантки или кондитера, бухгалтера или компьютерщика. Причем учат ребят специалисты высочайшего уровня: преподаватели тольяттинских высших учебных заведений.
Ребята послабее учатся в школе. И их немало: семья неблагополучная или судьба сломана – беженцы. Или все хорошо, но способностей блестящих нет, не может ребенок на пятерки учиться. Ну и что? Он обязательно будет учиться в школе и обязательно получит хорошую, конкурентоспособную на сегодняшнем рынке специальность.
Сильные же ребята идут учиться в лицей. Нет, это не соседнее здание, это та же самая школа. Только все же это лицей. И в нем преподают три академика, пять профессоров, пять доцентов, кандидаты наук! Три академика не только не считают зазорным читать лекции в деревенской школе-лицее, но и счастливы даже делать это. Поскольку, как сказала Галина Тараносова (одна из этой счастливой тройки), ученики в Хрящевке – необычайно талантливый народ! Галина Николаевна вот уже восемь лет преподает поэтику и насчет таланта сельских ребятишек осведомлена весьма прилично. С ней абсолютно согласна доцент кандидат наук Эльвира Николаева, что учит детей психологии. А еще в лицее изучают три языка, культурологию, валеологию, хореографию. И плюс, конечно, общеобразовательные предметы.
– Зачем так много всего? – спросила я директора Шевалеву.
– Да затем, – наставительно ответила она, – что если молодые покидают родное гнездо, то оно обречено.
Вот так, все очень просто. Шевалева заботится о будущем своего села. Она не хочет, чтобы село погибло. Хрящевские ребята не уезжают из родной деревни в соседние, где есть профессиональные училища. Зачем? Елизавета Сергеевна дала им возможность у себя получать хорошие специальности. И сэкономила каждой семье примерно по 37 тысяч рублей – столько они потратили бы на учебу и автобусные поездки в соседние села за три года.
– Вы что же, специально это подсчитывали? – спросила я.
– Специально! Чтобы доказать в нашем областном управлении образования, что в Хрящевке нужна такая своеобразная школа, как наша. Нам говорят: либо школа, либо лицей. Но в селе “либо” невозможно, у нас необходимо “и”. Для слабых детей – школа, дарящая возможность получить хорошую профессию, а для сильных – лицей, дающий знания, необходимые для поступления в вуз. В Хрящевке нет второй школы, только одна! Отправлять детей в соседние деревни почти все родители не хотят, ведь жить им придется в чужих семьях. И ездить невозможно: один только билет стоит 30 рублей.
– Да вы поймите: существует порядок, – устало вздохнула первый заместитель начальника облуправления образования Виктория Прудникова, когда вместе с Шевалевой мы переступили порог ее кабинета. – К тому же порядок этот продиктован жизнью. Представьте себе, кто-то из хрящевских учителей завтра пойдет пенсию по выслуге лет оформлять. И что получит? Отказ!
– Резонно, – согласились мы и несолоно хлебавши отправились восвояси.
– Ну не могу я согласиться! – вдруг воскликнула Елизавета Сергеевна. – Все понимаю, а согласиться не могу. Моя школа потерпит крах, если потеряет статус лицея.
Вернувшись в Москву, я попросила прокомментировать ситуацию, сложившуюся в Хрящевке, главного специалиста управления экономики Минобразования Валентину Соколову.
– По типовому положению “Об общеобразовательном учреждении” # 1008 за 1994 год, утвержденному постановлением Правительства России, место под солнцем могут иметь и школа-лицей, и школа-гимназия, – сказала она. – Но что касается пенсий по выслуге лет, то, к сожалению, в Самарском управлении образования правы: не получают учителя сегодня такую пенсию, если работают в школе-лицее. Но есть надежда, что положение изменится. В Министерстве труда создана рабочая группа (в нее вошли и представители Минобразования), которая разрабатывает проект постановления об упорядочении назначения пенсий по выслуге лет, куда, надеемся, будут включены и работники таких учреждений, как школа-лицей и школа-гимназия…
Я вспомнила, в каких смятенных чувствах уезжала из Хрящевки. С одной стороны, я видела счастливого человека – директора замечательной школы. Я видела человека, гордого от сознания того, что именно она, Елизавета Шевалева, создала школу, без которой и село-то существовать не сможет. Но, с другой стороны, со мной прощался человек, подавленный буквой “его величества” положения.
– Ну и что же вы теперь будете делать? – спросила я Елизавету Сергеевну.
– Жизнь не стоит на месте, – с какой-то тихой яростью ответила она.
Я облегченно вздохнула. “…именно беспокойство и есть вечное достоинство человеческой души” – сказал один японский философ.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
с. Хрящевка,
Самарская область
Комментарии