search
main
0

Сочинские встречи-2010

Ежегодные сочинские встречи неизменно дают богатую пищу для размышлений и профсоюзным лидерам, и руководителям органов управления образованием. Что вынесли для себя участники нынешнего совещания, какие темы их особенно волновали? По окончании семинара мы попросили социальных партнеров поделиться своими впечатлениями.

Владимир ВЕКШИН, председатель Удмуртской республиканской организации профсоюза:- Темы семинара, безусловно, актуальны, нас очень волнуют те проблемы, которые сопровождают и будут сопровождать введение новых нормативных актов. Мы в своих территориях уже начали обсуждение этих вопросов. В Удмуртии прошли парламентские слушания с участием профсоюза, на которых мы высказали свои предложения по закону об образовании. Они связаны с вопросами управления образовательными учреждениями, с возможностью участия профсоюза в этом процессе, которое предусмотрено Трудовым кодексом РФ, но не предусматривается в законопроекте. В частности, это касается социальных льгот педагогов, социального статуса учителей и руководящих работников – они тоже становятся заложниками законодательной базы, потому что на них наваливается огромная ответственность в связи с 83-м законом и новым законом об образовании. Думаю, 90 процентов директорского корпуса к таким радикальным изменениям не готовы, мне их искренне жаль.Профсоюзные лидеры на семинаре говорили о Всероссийской акции работников бюджетной сферы, этот вопрос сегодня один из самых актуальных. В республике до мая продолжались задержки выплат за классное руководство, началось сокращение зарплаты работников дошкольных учреждений. У нас была предзабастовочная ситуация. 16 сентября мы приняли обращение к руководству страны и республики, где заявляем: все, что происходит в Год учителя, на самом деле дискредитирует саму идею Года учителя. Одно из наших основных требований – индексация заработной платы в этом году.В целом, что касается принятия новых законов, я считаю, что мало внимания обращается на мнение общественности. Политическая активность падает в том числе и потому, что наши предложения уходят, как в песок. Поэтому я считаю совершенно правильным решение о проведении Всероссийской акции. Все прекрасно понимают, что без решений на уровне Федерации ничего не будет: ни индексации зарплаты, ни каких-то серьезных изменений. Профсоюзу нужно показать, что мы единая сила, для этого нужна наша политическая воля. Мы своими действиями должны побуждать власти, чтобы они не дремали. Как говорится, «на то и щука в пруду, чтобы карась не дремал».Таймураз ТЕЗИЕВ, председатель Северо-Осетинской республиканской организации профсоюза:- Ежегодные семинары, которые проводит Центральный совет профсоюза, безусловно, приносят большую пользу. Многие детали происходящих законодательных изменений становятся понятнее, начинаешь лучше ориентироваться в правовом образовательном пространстве и в общей политике, которую проводит государство. Здесь мы узнаем из первых уст, как работать над тем или другим документом.Особенно нас волнует новый закон об образовании. К сожалению, у всех выступавших на семинаре звучали пессимистические нотки: трудно добиться каких-то изменений, дополнений. Складывается впечатление, что мнение общественности, профессиональных союзов, различных социальных групп не учитывается вообще. Тогда возникает вопрос: зачем проводить обсуждение? Получается какая-то игра в одни ворота.Что касается содержания проекта нового закона, я считаю, что в нем мало внимания уделено учителю как профессионалу, как личности. В прессе много говорилось о том, что этот закон будет исполнять функцию кодекса. Но, думаю, даже если он будет принят, придется принимать дополнительные законодательные акты, чтобы этот закон действовал.Ольга ЛАРИЧЕВА, председатель Тульской областной организации профсоюза:- Самое сложное, что нам в этом году, когда проходит Год учителя, все время приходится чего-то достигать, мы как бы преодолеваем Альпийские горы. Мы от Тульской области направили 27 вопросов в Центральный совет профсоюза по аттестации. По закону об образовании тоже направляли запросы в разные инстанции: в Центральный совет, в Министерство образования и науки РФ, в нашу областную Думу, в Совет ректоров.Действующий закон «Об образовании» принят в 1992 году, то есть раньше, чем Конституция, но изменений в него внесено было много. Планировалось, что новый закон включит в себя все законодательство, которое есть в образовании, все подзаконные акты, типовые положения и так далее. Но на сегодняшний день этот законопроект многое упускает. И слишком много возлагается на само образовательное учреждение, на его орган самоуправления. Все нюансы должны быть прописаны в уставе учебного заведения, то есть при каждом учреждении должен чуть ли не юрист работать. А руководители образовательных учреждений – это в первую очередь педагоги.Закон об образовании должен быть понятен учителю, любому родителю, гражданину страны, иначе зачем его принимать? И самое главное для родителей, в каком образовательном учреждении их ребенок будет учиться. Проект закона предполагает сокращение видов и типов образовательных учреждений. Так, дошкольные учреждения могут быть только двух видов – обыкновенный детский сад и детсад компенсирующего вида. Куда идти ребенку, например, с косоглазием?На семинаре мы обсуждали проект закона с моей коллегой, председателем Липецкой областной профсоюзной организации Нелли Николаевной Зоровой. У нас обеих второе образование юридическое, мы два новых председателя, избранные несколько месяцев назад. Нам хотелось бы, чтобы в новом законе не потерялось то ценное, что есть в действующей нормативной базе. Речь идет о том, чтобы зафиксировать нормирование рабочего времени педагогических работников, например, для педагогов дополнительного образования. Раньше это регулировалось подзаконными актами. Сейчас речь идет о том, чтобы аккумулировать все в одном законе, но пока этого не получилось.Людмила ПУРТОВА, председатель Марийской республиканской организации профсоюза:- Проведение подобных семинаров заставляет мобилизоваться и получить новые знания. Что касается содержания, то от семинара к семинару оно становится конкретнее, рассматриваются вопросы, которые действительно нуждаются в разъяснении. Та методика аттестации педагогов, которая была представлена Владимиром Дмитриевичем Шадриковым, очень заинтересовала. Но у меня, как у члена аттестационной комиссии, и у министра образования Марий Эл Галины Николаевны Швецовой возникли вопросы по ее практическому применению. В чем сложность? Аттестация должна с 1 января проводиться главной аттестационной комиссией, она в регионе одна. Даже в нашей маленькой республике нужно аттестовать несколько тысяч педагогов. На сегодня в штате этой комиссии у нас в министерстве работает один человек. В связи с сокращением чиновничьего аппарата любой разговор об увеличении численности сотрудников комиссии изначально воспринимается в штыки. А то, что функционал министерства расширяется, никто не учитывает. Непонятно, кто будет выполнять эту работу, где те эксперты, которые должны проводить аттестацию? Предполагается, что экспертами должны быть маститые, заслуженные педагоги. Освободят ли их тогда от педагогической деятельности, кто им будет платить и по какому принципу? Сейчас идет формирование бюджетов в регионах, и постановка этих вопросов пока понимания не находит. Между тем качественная аттестация в конечном счете служит ученику, она невозможна без дополнительных финансов, без общей идеологии.Оксана ДЕНИСОВА, заместитель директора Департамента административного обеспечения Министерства образования Ульяновской области:- Мне понравилась программа семинара-совещания, все рассматриваемые вопросы очень актуальны и для руководителей органов управления образованием, и для профсоюзных лидеров.Хотелось бы больше узнать о проекте нового закона «Об образовании в РФ», послушать его разработчиков. Как подчеркнула заведующая правовым отделом аппарата Центрального совета профсоюза Жанна Петровна Осипцова, содержание и форма этого проекта не согласуются друг с другом. Планировалось собрать в одном кодифицированном акте все положения, которые у нас урегулированы подзаконными актами, но этого не получилось. Например, у нас есть типовые положения о разных типах образовательных учреждений, и с принятием нового закона подзаконные акты будут отменены. Как дальше будет регулироваться вся деятельность образовательных учреждений – непонятно. То есть в законопроекте не хватает конкретизации по многим вопросам.Сожалею, что «исчезает» начальное профессиональное образование. Теперь будет только среднее профессиональное и высшее. Значит, на рабочие профессии будут учить в учреждениях СПО. И когда новый закон вступит в силу, нам придется что-то делать с профессиональными училищами. Такие глобальные вопросы повисли в воздухе.Новый порядок аттестации педагогов тоже оставляет много вопросов, представители территорий отмечали, что на регионы перекладывается еще одна ответственность. Раньше муниципальные органы управления образованием могли аттестовывать своих работников на вторую и первую категорию. Теперь вся аттестация будет на регионе. В Ульяновской области 22 тысячи педагогов, на каждый год за пять лет будет приходиться по четыре с половиной тысячи человек. То есть на каждый месяц, с учетом отпускного периода, – примерно по 600 человек. Такое количество учителей при сегодняшних возможностях аттестовать не реально. Орган исполнительной власти должен создать какую-то структуру, которая будет заниматься аттестацией. В субъектах нет средств на оплату работы экспертов. Кроме того, у нас возникнет вопрос по дополнительным ставкам для тех, кто будет проводить аттестацию, – выбивать их очень тяжело, даже если есть переданные полномочия по проведению аттестации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте