Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сочинению быть, но какому?

УГ - Москва, №12 от 25 марта 2014. Читать номер
Автор:

Мы продолжаем дискуссию о том, как, когда, какое вводить сочинение, предусмотренное как итоговая аттестация. Как известно, Президент России Владимир Путин выступил с инициативой о возвращении школьного сочинения, сегодня педагоги обсуждают, как это возвращение сделать максимально полезным для системы образования.

Марат АЛИМОВ, учитель русского языка 143-й московской школы, учитель года Москвы-2006:Много лет мы мечтали о возвращении сочинения, для нас сегодняшнее его возвращение, вне всякого сомнения, событие радостное. Другое дело, что, как говорится, дьявол в деталях, подробностях. Когда мы эти детали и подробности будем обсуждать, не исключаю, что наша позиция может стать немного другой. Текст ЕГЭ, который дается для сочинения в части С, уже содержит определенную тему, навязанную выпускнику, он не может выбрать, на экзамене получает один текст с 1-2 проблемами. Если заменить, как предлагали, часть С сочинением и отказаться при этом от второго сочинения как такового и просто разделить по времени теоретическую и практическую части ЕГЭ по русскому языку, то это надо предварительно обсуждать. Если бы мы приняли такую форму сочинения, которую можно сдать в декабре или в феврале и которая станет допуском к ЕГЭ, если сочинение можно будет много раз пересдавать при условии, что это все будет «спущено» на школу, то, мне кажется, полезность сочинения будет равна нулю. Мы все это уже проходили, в девяностые годы у нас не было такого, чтобы кто-то не сдавал сочинение, сдавали все. Если все по сочинению будет решать школа, то все будет кулуарно, поэтому сейчас мы не можем сразу сказать: ребята, это сочинение будем учитывать наряду с ЕГЭ, потому что в Законе «Об образовании в РФ» о нем ничего не сказано – там есть два обязательных экзамена, и все. В конечном счете если мы действительно замахиваемся на вариант сочинения на общегуманитарную тему, тогда мы должны продумывать механизм культивации ребенка, чтобы он понимал, что от этого зависит его будущее. Пока неизвестно, будет ли в аттестате стоять оценка по литературе, по русскому языку или по какому-то другому предмету. Какие темы сочинений нам нужны? Например, в дореволюционной России темы на аттестат зрелости были такими: «Слово как источник счастья», «Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «О скоротечности жизни», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «На чем основывается духовная связь между предками и потомством?». Мы можем сделать скидку на лексику, но модель существовала такая – мы рассуждаем, опираясь на источники, в качестве источников выбираем и русскую литературу, и нерусскую литературу, и, может быть, не литературу вовсе в художественном смысле, а какие-то публицистические труды. Тогда, как мне кажется, цель сочинения обретает какой-то контур. Мы, таким образом, посмотрим на то, как самовыражается наш выпускник, как он выражает свою личностную позицию, насколько широк его культурный уровень, насколько он логичен в своем видении.  Сегодня есть опыт проведения для десятиклассников четырехчасового сочинения в одной из московских школ в марте 2014 года. Какими были темы? «Отцы и дети» в зеркале нашей современности», «Нужно ли бессмертие человеку?», «Все о Катерине Кабановой (разговор с моей современницей о браке)», «Кого можно назвать героем нашего времени?», «Я брат твой…», «Мое послесловие к повести Гоголя «Шинель», «Хочу любить, хочу молиться», «Разговор с самим собой после прочтения «Демона» Лермонтова», «Ждет ли свой мильон терзаний современных Чацких?». Какие темы выбрали дети? «Нужно ли бессмертие человеку?», «Кого можно назвать героем нашего времени?», «Изменился ли русский национальный характер?». Они не выбрали темы, которые были заточены на конкретные литературные произведения. Это показатель современного взгляда. Конечно, те темы, которые шли без ссылки на литературные произведения, все равно в общем контексте были доказаны с помощью этих произведений. Детям надо дать свободу, идеальный вариант – предложить сочинение на общегуманитарные темы, без заточки на какое-то конкретное литературное произведение и с обязательным указанием источников, на которые ссылается пишущий. В идеале такое сочинение должно быть включено в систему ЕГЭ, то есть оно должно быть на полных правах, с тем чтобы ребенок, который готовится к выпуску, понимал, что от этого, как и от других экзаменов, тоже зависит его будущность. Это самый хороший вариант мотивации. Но при этом проблема номер один -критериальная база оценки сочинения. Если критерии будут достаточно четкие, можно выбрать и режим ЕГЭ.Михаил ПАВЛОВЕЦ, заведующий кафедрой русской новейшей литературы и читательских практик МГПУ, член рабочей группы Министерства образования и науки РФ по возвращению сочинения в школьную программу:нас разные представления о том, что такое сочинение. Мы по-разному хотели его возвращения – те, кто инициировал его возвращение, те, кто ждал того, каким оно должно быть, те, кто думал о том, кто будет принимать решение о его возвращении. В общем, то, что понимают о сочинении разные люди, это разные жанры. Как раз сейчас мы пришли к результату – возвращению сочинения, но остается вопрос, каким оно будет. Ответ на этот вопрос пока не дан. Родители должны понимать, что никаких решений еще не принято, кроме одного – в перечень поручений по результатам Послания Президента РФ Федеральному собранию включено поручение об обеспечении начиная с 2014-2015 учебного года учета результатов итогового сочинения в выпускных классах школ наряду с результатами ЕГЭ при приеме в вузы.Сейчас мы определили несколько развилок, и на каждую развилку либо есть ответ, либо нет. Главная развилка – это все-таки сочинение в ЕГЭ или аттестационная работа. Министерство образования и науки РФ склоняется к тому, что это ни то ни другое, а допуск – написав сочинение, ты допускаешься к сдаче ЕГЭ и окончанию школы. Дальше развилкой был вопрос о том, когда проводить сочинение – в десятом классе или в одиннадцатом. Соответственно в том, что касается одиннадцатого класса, был вопрос: сочинение проводить в середине или в конце учебного года? Министерство образования и науки РФ в последней концепции, предложенной для обсуждения, склоняется к тому, чтобы сочинение было написано в середине года: во-первых, ребята еще не так загружены непосредственно подготовкой к ЕГЭ, к пробным экзаменам, во-вторых, есть возможность пересдачи. Почему назвали два возможных месяца – декабрь и февраль? В декабре можно написать сочинение, тот, кто не написал, имеет возможность сделать это в феврале, а дальше уже переключиться непосредственно на подготовку к ЕГЭ. Следующая важная развилка – где и кто проверит сочинение. Опять-таки тут два основных варианта – либо проверяют в школе и мы доверяем школе и коллективу, либо проверяет муниципальная комиссия, то есть те же самые учителя, но из других школ. Третий промежуточный вариант, когда сочинение проверяют в школе, но с присутствием внешнего эксперта, который может исполнить как контролирующую функцию, так и роль третейского судьи, – например, если у учителей возникнут разногласия, он сможет вмешаться и авторитетным мнением поддержать ту  или иную сторону. Еще одна важная развилка, но наименее продуманная, что такое сочинение: либо это литературоведческое или литературное сочинение, то есть по списку конкретных произведений, либо это более широкое понятие – письменная работа, которая проверяет так называемые речевые и письменные компетенции, то есть то, насколько школьник за 11 лет научился выражать свою точку зрения в письменном виде, отстаивать свою точку зрения, это меняет не только содержание образования, но меняет подходы, всю структуру образования. По сути дела, это будет революция в образовании. Весь вопрос в том, насколько школа готова к таким изменениям.Какие темы сочинений нужно предлагать детям –  литературные или свободные? Учителя, которые проводят сочинения, говорят, что дети гораздо хуже справляются со свободными темами, чем с обычными литературными. Но литературные сочинения просто шаблон, дети воспроизводят какие-то готовые формулы. Чтобы вводить сочинения на свободные темы, нужно детей готовить, причем начиная с начальной школы. Необходимо отказаться от рабочих тетрадей с вписыванием слов, нужно, чтобы ребенок с первого класса учился писать и высказывать свое мнение.Более того, если мы будем готовить их с первого класса писать неформатные, нешаблонные работы, а к 11-му классу будем требовать с них работу по шаблону, то испортим им жизнь, потому что они не смогут вписаться в этот шаблон, привыкнув быть творческими личностями.О сочинении говорят как об инструменте привлечения к чтению, то есть чтение понимается не как самоценная деятельность, а как то, к чему нужно путем внешних принуждений привлечь ребенка. У меня есть ощущение, что инициаторы возвращения сочинения понимают его и как инструмент для выявления личностных компетенций, но под личностными компетенциями понимают, как правило, способность ребенка развернуто выразить свою патриотическую позицию или нравственно-патриотическую позицию.Но когда в связи с сочинением говорят о самих личностных компетенциях как о проверке того, какие ценности ты исповедуешь, как ты относишься, например, к родине, к матери, к земле, то возникает вопрос: а если я отношусь немножко не так, как все это представляет, например, проверяющий учитель, может ли он мне снизить оценку за то, что я, например, недостаточно патриотичен, с точки зрения этого учителя? Ведь сочинение – попытка оценивать именно позицию.Мне очень понравилась идея, которую высказал Игорь Михайлович Реморенко. Он предложил такой вариант, что сочинение проверяет все-таки школа на уровне «зачет – не зачет», а дальше ребенок получает заверенную копию  своего сочинения и с этим сочинением идет в вуз, в вузе создается экзаменационная комиссия, которая сама уже проверяет и ставит оценки, приплюсовывая дополнительные баллы. Такое сочинение попадет в портфолио, вуз вправе заявить на уровне приема документов, принимает он это или не принимает, и соответственно сколько баллов он добавляет за хорошее сочинение.Мне нравится идея разнородных сочинений, разножанровых, когда есть и сочинение на литературную тему, и сочинение, где художественное произведение импульс для своей собственной творческой мысли, и сочинение общекультурное, где можно привлекать литературный материал, а можно и не привлекать. Данный материал является компиляцией части эфира программы “Родительское собрание” радиостанции “Эхо Москвы” от 16 марта 2014 года


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту