В школе №1253 при поддержке Департамента образования, городского методического центра, кафедры филологического образования Московского института открытого образования и других организаций состоялся круглый стол по теме «Содержание и формы государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе: реальность и перспективы», в котором приняли участие более 100 педагогов Москвы, члены региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников», слушатели курсов повышения квалификации, инициативная группа педагогов «топовых» школ, эксперты-специалисты.
Председатель РОО НАС Роман Дощинский напомнил, что Президент РФ Владимир Путин, по сути дела, дал Министерству образования и науки РФ поручение в ближайшее время создать концепции введения сочинения как формы государственной итоговой аттестации и предложить их для широкого общественного обсуждения. Реакция Министерства образования и науки РФ была практически мгновенной, были созданы рабочие группы по разработке концепций, а затем предложены проекты пяти концепций, например, директор гимназии №56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес считает, что майская промежуточная аттестация должна быть в формате устного экзамена как допуск к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, а учитель русского языка и литературы московской школы №57 Сергей Волков полагает, что в 9-м классе в рамках ГИА должен быть экзамен по русскому языку – современный формат ЕГЭ по русскому языку, в 10-м классе – устный экзамен по литературе, в 11-м классе – ЕГЭ по предмету «Русский язык и литература» в формате сочинения объемом не менее 450 слов по одной из 10 тем литературного и нелитературного содержания.Участникам круглого стола Ассоциация учителей русского языка предложила высказать свое мнение по таким вопросам, как: Можно ли говорить о том, что предметы «Русский язык» и «Литература» – предметы, претендующие на особые формы государственной итоговой аттестации? Как решается проблема государственной итоговой аттестации в новом Законе «Об образовании в РФ» и в федеральном государственном образовательном стандарте? Существует ли определенная зависимость между подходами к целям, задачам, результатам обучения по предмету и формами аттестации? Влияет ли смена методологических подходов к обучению, актуализация системно-деятельностного подхода как ведущего в организации образовательной деятельности на выбор формы аттестации? Нужно или не нужно сочинение как форма государственной итоговой аттестации? Решит ли оно те задачи, которые перед ним поставлены? Как следует рассматривать выпускное сочинение: как форму выпускного экзамена или как форму единого (выпускного и вступительного) экзамена? Проверять сочинение должны специально обученные внешние эксперты или это является внутренним делом каждой образовательной организации (формой промежуточной аттестации учащихся)? Стоит ли спешить с введением сочинения? Каков должен быть оптимальный календарь введения сочинения? Готово ли общество или не готово к сочинению как форме государственной итоговой аттестации? Что необходимо сделать для полной готовности? Возможно ли соединить в одном экзамене классическое сочинение, проектную деятельность и устную беседу, как это звучало в формулировке Президента РФ? Какие ответы на интересующие нас вопросы дают опыт отечественной истории образования и современная зарубежная практика? Вводимое сочинение отменяет формат привычных ЕГЭ по русскому языку и литературе или дополняет их? Какие стороны реализуемой сегодня формы государственной итоговой аттестации отвечают, а какие не в полной мере отвечают требованиям к результатам обучения, заложенным в новом ФГОС? Как правильно подойти к проблеме единого предмета «Русский язык и литература» в старшей школе (по ФГОС)? Означает ли это, что и аттестация должна предусматривать измерение результатов именно по русскому языку и литературе в рамках одного итогового испытания?Кроме того, участникам круглого стола организаторы предложили анонимно заполнить такую анкету:1. Считаете ли вы сочинение одной из возможных форм государственной итоговой аттестации?Да – 70%.Нет – 27% .Затрудняюсь ответить – 3%.2. Вы полагаете, что сочинение должно существовать параллельно с традиционным ЕГЭ по русскому языку?Да – 53%.Нет – 40%.Затрудняюсь ответить – 7%.3. Насколько возможен перенос системы классических сочинений на литературную тему в современные условия?Возможен – 47%.Невозможен – 39%.Затрудняюсь ответить – 14%.4. Каков, с вашей точки зрения, оптимальный объем сочинения как формы государственной итоговой аттестации?200 слов – 38%.400 слов – 55%.600 слов – 7%.5. Процедура проведения экзамена в форме сочинения должна быть такой же, как в ЕГЭ?Да – 18%.Нет – 70%. Затрудняюсь ответить – 12%.Продолжение разговора о сочинении – в «УГ-М» №10.
Комментарии