search
main
0

Сочинения о сочинениях. От методики преподавания к методике сдавания

Второй сюжет. «Петров пригласил друзей на дачу. На ночь он разместил их на сеновале. Сидоров закурил, сено вспыхнуло. Дача сгорела. Должен ли Сидоров возместить Петрову убытки от этого пожара?»

Вот вам механизм превращения отвлеченных тем в совершенно конкретные, живые рассуждения. Только через себя, свой опыт, личное отношение, конкретные ситуации, больше того – спорные ситуации. Я перелистал сейчас свою книгу «Сочинения о жизни и жизнь в сочинениях». Несколько раз в жизни я давал традиционные сочинения нравственной направленности. Получалось плохо. Тем более когда сочинение домашнее.А что получалось?Вот уже несколько десятилетий, знакомясь с новыми десятыми классами (прежде девятыми), я предлагаю домашнее сочинение на тему «Уже шестнадцать или еще шестнадцать». Естественно, некоторые ученики меняли цифры на пятнадцать, а иной раз и на четырнадцать. Нередко в этом сочинении говорили, что впервые пишут о себе. Естественно, я говорил, что до конца школы ни одно имя в такого рода сочинениях не будет названо при анализе работ.Осенью 1984 года я предложил ученикам трех классов, в которых тогда работал, – двух десятых и одного девятого – рассказать о том, как война прошла через их семьи, их дома. Сказала, что не сможет написать это сочинение, одна ученица: все нити с той эпохой порваны.В середине 80-х годов, в 1984-1987 годах, как учитель литературы, как классный руководитель и как секретарь партбюро, я много занимался летней трудовой практикой, которую проходили мои ученики перед началом последнего, выпускного класса. Я был в цехах, магазинах, столовых, детских садах, на телеграфе, в учреждениях – всюду, кроме режимных предприятий, где работали мои ученики; смотрел, как они работают, разговаривал с их руководителями на работе. Не раз выступал на эту тему на педсоветах в школе и на совещаниях в райкоме партии. При этом большой материал мне давали сочинения, которые я проводил в сентябре в тогда выпускном классе. Тема: «Летняя трудовая практика: работа, люди, я».И вот прошло десять лет, всего десять лет, даже неполных десять, когда я впервые провел сочинение о летней практике. И весной 1994 года мои ученики пишут в одиннадцатых классах сочинение на тему «Работаю и зарабатываю». И сравниваю эти сочинения с теми, что писали о работе десятилетие назад. Ничего похожего. Другая жизнь, другой мир, другие ценности.В 1992-1993 учебном году, когда начался у нас переход к рыночной экономике и, можно сказать, к рыночной жизни, у меня не было своего девятого класса. И я попросил знакомых учителей провести в конце учебного года, в мае 1993 года, в девятых классах на одном уроке небольшую работу – «Павел Иванович Чичиков: взгляд из 1993 года». Я повторил эту работу в 1998 и 2000 годах. Видно было, как изменилось отношение к Чичикову.В октябре 1981 года я предложил ученикам выпускного в то время десятого (гуманитарного) класса сочинение на тему «Что меня волнует в современной жизни». Кое-кто из родителей стукнул в горком партии, что я давал сочинение на тему «Что я не принимаю в современной советской действительности». Зав. роно, хорошо знавшая меня, спустила все на тормозах. Через двенадцать лет уже в другой школе, в эпоху уже не Брежнева, а Ельцина, я повторяю эту тему. Работы мне сдали 20 сентября 1993 года. На другой день в нашей истории произойдет крутой поворот. А через 27 лет после первого сочинения и через 13 лет после второго на ту же тему два моих одиннадцатых класса вновь пишут сочинение на ту же тему. Изменился мир, другая пришла жизнь, иными стали ученики, во многом о другом были написаны сочинения.Или вот такая задачка на один урок: «Героиня одного из рассказов Чехова заказала себе кольцо с надписью «Все проходит». Узнав об этом, другой герой этого же рассказа подумал, что если бы он заказывал себе кольцо, то выбрал бы другую надпись: «Ничего не проходит». С кем из них вы согласны и почему?»Великий хирург Сергей Сергеевич Юдин за десять лет сделал три тысячи операций на желудке. Говорят, что в Москве жестко действовало его распоряжение: с прободением язвы только к нему в институт имени Склифосовского. И однажды привезли на операцию заключенного в день рождения самого Юдина. И пациент сказал хирургу: «Простите, доктор, что сегодня вместо именинного пирога у вас на столе я». И только после этих трех тысяч операций Юдин написал книгу «Этюды желудочной хирургии» (всего лишь этюды!).Ну Юдин великий хирург. А вот обыкновенные, но талантливые врачи, мои школьные друзья, попросили меня вычитать их рефераты кандидатских диссертаций. Один (он говорил, что он лучший знаток женских ног в Советском Союзе) занимался проблемами перелома шейки бедра. Другой участвовал в создании первой советской искусственной почки (гемодиализа). Вот эта многолетняя практическая работа и легла в основу их диссертаций.А разве возможен другой путь? Тем более в народном образовании, когда дело идет о судьбе сотен тысяч и даже миллионов учеников и сотен тысяч учителей. Сам я за 62 года работы в школе и 58 лет, что печатаюсь, лишь раз (один раз в жизни!) написал о том, что не было проверено мною самим на уроках. Я предложил журналу «Литература в школе» статью о том, как вместе с моими учениками был на спектакле театра имени Ленинского комсомола по пьесе Михаила Шатрова «Синие кони на красной траве», после которого они писали сочинение об увиденном в театре. А Государственную премию Шатров получил за другую пьесу. И в журнале меня попросили написать, как бы мог пройти урок именно по этой, награжденной пьесе. Так что оскоромился всего лишь раз за всю свою школьную жизнь. А все остальное проверялось годами и даже десятилетиями. Десятилетиями и потому, что важно было увидеть, как меняется восприятие и понимание произведений, а также отношение к ним в потоке бурно меняющегося времени. Ведь мне пришлось жить и работать на крутом переломе истории. И еще и по другой причине. Я не раз, особенно в последние два десятилетия, убеждался, что то, что у меня легко выходило и получалось прежде, переставало теперь получаться. В профессии учителя есть нечто общее с работой актера. Старые успехи, старые достижения, знания, титулы, награды не дают никакой лицензии на сегодняшний спектакль. Выходишь на сцену (входишь в класс), и вот сейчас и здесь все начинается сначала, и этим «здесь и сейчас» и определяются твое умение и твой успех или неуспех. А у нас огромное количество методических работ делается на основании опыта в лучшем случае старого времени, другой эпохи и работы с другими учениками, а то и без всякой опоры на сделанное самим собой.Эта преступная беззаботность сказалась и на сочинениях.Вот придумали 500 тем. Какая соблазнительная идея! Вот и сегодня предлагают: запустим в Интернет 200 тем, а потом выберем 6, потому что волнует лишь одно – результат написания, а не результат постижения литературы. Казалось бы – проверить в разных регионах в разного типа школах. Ан нет. И всю страну бухнули в этот котел. И несколько выпусков сварили в нем. Так же как и те сочинения, что провели в Москве в апреле-мае. Ни обсуждений, ни критической оценки предложения, ни проверки – сразу все в школу.Вот и при обсуждении тем для сочинения по литературе вносится совершенно экзотическое предложение. Кто знает, может быть, и выдающееся предложение. Но проверить бы, ведь такую модель никто и никогда на использовал. А что там мы проверим сразу на всей стране?Посмотрите вкладыш в пачке лекарства. По каким только параметрам его не проверяли! И воздействие на организм по бесчисленному количеству параметров, и фармокинетика, и сочетание с другими лекарствами, и действие на другие органы человека, и влияние на массу тела, и диета при применении лекарства, и возможные осложнения по десяти направлениям (со стороны нервной системы, со стороны пищеварения и т. д.), и противопоказания и применение при беременности, кормлении грудью, и применение пожилыми людьми, и побочные действия (а частота побочных реакций определялась соответственно классификации Всемирной организации здравоохранения), и применение у больных с нарушением функции почек, и применение больными с нарушениями функции печени, и влияние на способность к управлению автотранспортом и другими сложными механизмами. И за всем этим тысячи опытов и экспериментов, и не в одном, конечно, месте.Вот бы так и в народном образовании. Куда там! Помню, как я не знал, смеяться или плакать, когда в молодые годы читал в автореферате кандидатской диссертации на получение кандидата педагогических наук: автор провел по теме диссертации шесть уроков в школе. Хотя сегодня и медики через два-три года после окончания института и соответственно через два-три года работы врачом садятся за диссертации. Сам я защищал кандидатскую, будучи автором десятков статей и нескольких книг.Итак, ничего, в масштабе страны тем более, не внедрять, не проводить без испытания, обкатки.Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте