search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века

Сочинение не умрет?.. Изложение – всего лишь побег от вранья

Весна, к сожалению, не только пора любви – выпускные экзамены приближаются с катастрофической скоростью, заставляя всерьез поволноваться и одиннадцатиклассников, и их наставников. Осенью прошлого года многих учителей-словесников буквально сразило известие: сочинение заменяется изложением с творческим заданием. Самые решительные из них готовы были идти к Государственной Думе с лозунгами “Даешь сочинение!”. Но прошло время, страсти улеглись. Вернее, они сосредоточились теперь вокруг введения Единого государственного экзамена. Но пока он настиг лишь четыре региона, и потому остальным, думаем, небезынтересно узнать, в какой же форме будет проходить экзамен по литературе в этом году. С этим вопросом я вновь обратилась к начальнику гуманитарного отдела общего среднего образования Минобразования РФ Лидии Рыбченковой, непосредственному автору эксперимента.

– Лидия Макаровна, насколько я знаю, нового итогового положения об аттестации пока что нет, в действующем же четко указано: экзамен по литературе должен проводиться в форме сочинения…
– Зачем же мы сразу будем менять этот документ? Ведь эксперимент может оказаться неудачным или потребовать существенной корректировки. Думаю, вполне достаточно приказа министерства от 07.09.2000 года N 2585 “О проведении экспериментального экзамена по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2000-2001 учебном году”. Суть его – в возможности предоставления выбора выпускнику, а не в отмене сочинения и замене его изложением. Хочешь писать сочинение – пожалуйста. В экспериментальном классе часть ребят может выбрать сочинение, другая – изложение. Выпускники, отдавшие предпочтение изложению с творческим заданием, будут писать его 28 мая 2001 года, а кого не удовлетворит полученная отметка, смогут повторно сдать письменный экзамен в традиционной форме – сочинение -1 июня. Кстати, в эксперименте пожелали участвовать 73 региона, и до сих пор есть некоторые учебные заведения, которые просят – включите нас в списки. Конечно, мы рассматриваем эти обращения, но вообще срок подачи заявок был ограничен до 1 ноября.
– Как будет проходить эксперимент в Москве? Были заявления, что для московских одиннадцатиклассников изложение станет обязательным.
– Насколько я знаю, сейчас этот категорический императив снят. Выпускники московских школ тоже смогут выбирать, какая форма экзамена им более по душе. Страсти улеглись после того, как вышло наше рекомендательное письмо с образцами заданий. Пробные изложения ребята написали в январе, и тогда многие поняли: не такое это простое дело – изложение с творческим заданием… Единственный нюанс – Московский комитет образования решил проводить и сочинение, и изложение в один день -1 июня.
– Кто разрабатывал тексты для изложений? Какого они характера, сколько вариантов предусматривается?
– Учитель-экзаменатор получит два текста в конверте из произведений, входящих в “Обязательный минимум содержания общего среднего образования”. Один – эпизод из прозаического произведения, другой – отрывок из критической статьи. Творческое задание к текстам первого типа (эпизод) – это проблемный вопрос, связанный с содержанием не только данного отрывка, но и всего произведения в целом. Ну а задания к критическим статьям потребуют от выпускника продолжить, развить, конкретизировать разбор изученного произведения, проводимый критиком или литературоведом. Всего же вариантов, разработанных под моим руководством инициативной группой, будет 6-7. За полчаса до экзамена конверт вскроют и выберут из двух текстов один. Кстати, в Башкортостане хотят немного изменить форму экзамена – писать переложение текста с аналитическим комментарием. Возможно, они выбрали не совсем удачное название – это скорее интерпретация текста или его пересказ. Мы разрешили им такую форму экзамена, предупредив обо всех подводных камнях, о том, что такой эксперимент возможен, если ребята уже писали нечто подобное.
– Сколько времени отводится на изложение с творческим заданием?
– Шесть часов, как и на написание сочинения.
– А как будет оцениваться эта работа?
– Тремя отметками: первая – за содержание изложения, вторая – за творческое задание, третья – за грамотность всей работы. Содержание изложения и грамотность проверяются в соответствии с действующими “Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку”. Цель же творческого задания – выяснить, знают ли ребята содержание художественного произведения, основные теоретико-литературные понятия, творческую деятельность писателя, могут ли дать аргументированный ответ на проблемный вопрос. Итоговая оценка по литературе выставляется с учетом двух отметок: за содержание изложения, творческого задания и годовой отметки.
– Каковы ваши прогнозы?
– Прогнозировать сложно. Но необходимость такого эксперимента была очевидной. Можете представить, как учителям надоело проверять списанные сочинения, их уже просто трясло от шпаргалок. Вы же знаете, что на каждом книжном прилавке можно найти “100 лучших сочинений” и “Краткий пересказ произведений русской классики”. Учителя устали от вранья и фальши. Нашим же экспертно-аналитическим центром уже разработана схема анализа эксперимента. Педагоги должны будут ответить на вопросы анкеты. Нас интересует, как воспринимается эта форма работы выпускниками, каковы ее недостатки и достоинства. Все материалы экзамена будут обобщаться, в каждом регионе есть люди, отвечающие за проведение эксперимента. Наш экспертно-аналитический центр будет заниматься и перепроверкой работ. От каждого региона мы возьмем по три работы: лучшую, среднюю и худшую.
– Можно ли проводить экзамен по литературе в форме тестов? Ведь вскоре ЕГЭ охватит все школы России…
– Как показал конкурс на контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ, те тесты, которые были поданы по литературе, никуда не годятся. Именно поэтому в ЕГЭ пока нет литературы. Я думаю, что литературу вообще довольно сложно вложить в форму теста. Правда, все зависит от того, что мы собираемся проверять, каковы будут условия тестирования. Если мы хотим воспитать думающего, рассуждающего читателя, то вряд ли нам в этом помогут тесты. Я думаю, что сочинение как форма экзамена не отомрет. Просто нужны поиски новых формулировок тем, они должны постоянно обновляться, и мы над этим работаем. Но на все нужно время, такие глобальные вопросы в одночасье решить невозможно.
Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте