search
main
0

Сочинение без сочинения. Война против школьного пустословия еще идет..

​Давайте более подробно рассмотрим формальный подход к сочинению на одном примере. И в ЕГЭ, и на итоговом сочинении мы встречаем одну проблему – роли книги, чтения в жизни человека.

Вот, например, в одном из пособий по подготовке к сочинительной части ЕГЭ по русскому языку приводится отрывок из «Бесед о русской культуре» Ю.М.Лотмана. «Трудно назвать время, когда книга играла бы такую роль, как в конце XVIII – начале XIX века». Об этом и рассказывается в предложенном ученикам тексте.Ученик или тот, кто все это пишет за ученика, делает вывод: «Автор приводит читателя к мысли о том, что книги могут оказывать (и часто оказывают) очень большое влияние на формирование личности человека, его системы ценностей. Я согласна с мнением Ю.М.Лотмана и считаю, что влияние книги на человека может быть очень велико». Может быть, а может и не быть. Тут не о чем спорить, не о чем думать. Множество примеров можно привести о «может быть». Скажем, вспомнить Настю с ее романами о роковой любви из пьесы Горького «На дне» или влияние «Овода» на Павку Корчагина. Но есть множество примеров, когда не может быть. Скажем, вспомним кабинет Манилова, где на столе лежала заложенная на 14-й странице книга, которую он постоянно читал «уже два года». Татьяне Лариной «нравились романы, они ей заменяли все». А Наташа Ростова на протяжении всех четырех томов романа никогда никакую книгу не читает. Ну и что?Кстати, именно так и написано большинство сочинений на ЕГЭ по русскому языку и итоговых сочинений. Берется предложенная мысль и иллюстрируется примерами из книг.А сочинение – это решение задачи, это рассуждение над важной и часто трудной проблемой. И вот эта проблема может предоставить возможности для интереснейшего сочинения. Уже больше тридцати лет, заканчивая изучение русской классики, я предлагаю домашнее сочинение на тему «Что меня волнует и что оставляет равнодушным в русской классической литературе».Так вот в последние полтора десятилетия становится все больше сочинений о том, что классика ушла в прошлое и волновать сегодня уже никого не может. Послушайте.Вот из сочинений 2008 года. «Я читаю русскую классическую литературу, так как этого требует школьная программа, но никогда по собственному желанию». (Читает! Пока и отвергающие еще все-таки читают!) «Это давно минуло в большинстве своем, та жизнь, которую прожили они». «Вне стен школы у нас проблемы похуже, чем у Катерины. Поэтому интерес к русской классической литературе гаснет».А вот в 2006 году в трех одиннадцатых классах десять человек (пять юношей и пять девушек) написали, что в русской литературе их не интересует ничего:«Времена меняются, и постепенно классическая литература перестает занимать должное место в жизни людей и, в частности, молодежи. С моей точки зрения, если сейчас подойти к юноше или девушке с вопросом: «Что волнует тебя в русской классической литературе?», то в девяноста пяти процентах ответят: «Ничего!» Или, во всяком случае, так подумают и ответят какой-нибудь парой фраз, чтоб показать, какие они умные и образованные. У сегодняшних молодых людей существует огромное количество проблем, которые волнуют их больше, чем литература. Например, как поступить в институт, как найти работу, как добиться определенных высот в нашей стране, не нарушая законы и моральные устои».«Меня никогда по-настоящему не интересовала русская классическая литература. Все эти книги о чем-то далеком. У меня жизнь впереди. Мне хочется много сделать, понять, открыть для себя. А эти произведения стоят на месте. Раскольников в первой части убивает старуху, а всю оставшуюся жизнь кается. Весь день в школе разногласия, конфликты, дома хочется отдохнуть, а тут надо читать про угрызения совести. Мне все равно, какие книги читать, лишь бы они были легкими».«Я не говорю, что русская классическая литература устарела, я говорю о том, что человек вырос. Люди выросли из этой литературы, как дети вырастают из сказок».«Читая русских классиков, я заметила, что практически во всех произведениях прослеживается мысль, что человек должен заботиться, переживать за каких-то незнакомых ему людей, но я считаю, что прежде всего он должен переживать за своих близких. И это все происходит потому, что в этом жестоком мире действует закон «каждый за себя!». И это не эгоизм, не стремление возвыситься над окружающими, вовсе нет. Это просто-напросто попытки выжить в ситуации, которую мы, люди, создали».Конечно, будем всегда помнить Блока, который поставил рядом «порывы юных лет» и «крайность мнений».Лотман писал о книге и читателе в контексте определенного времени. В идеале и современный школьник должен бы написать именно об этом. Тем более он об этом знает по себе, по товарищам, по взрослым куда больше, чем мы сами.Теперешние сочинения, что по ЕГЭ, что по литературе, что итоговые, информационно пустые в большинстве случаев. А вы представляете, как много мы узнали бы, если бы прочли хотя бы тысячу сочинений современных школьников о книге в современном мире?!А я знаю, что это такое. В 1963 году я пришел на работу в Московский городской институт усовершенствования учителей, естественно, не оставляя при этом работу в школе. Вскоре нам поручили подготовить развернутый доклад о преподавании литературы в Москве. Тогда мне и в голову не могло прийти, что это преподавание в течение нескольких лет будут измерять тестами и я буду узнавать, что наш учебный округ знает литературу на 2,5% лучше, чем соседний, на 2,7% хуже, чем другой соседний. Но пока мы работали нормально. Я предложил к уже приготовленным темам сочинений, которые должны были пройти в 9-х, 10-х и 11-х классах во всех 30 округах, еще одну тему: «Какое произведение современной советской или зарубежной литературы мне больше всего понравилось и почему».Любая инициатива бывает наказуемой. В феврале 1964 года мне принесли тысячу сто тридцать девять сочинений, которые я прочитал от начала до конца. А это вам не тесты на компьютере проверять. Статья об этой работе была напечатана в журнале «Литература в школе». Я не знал, что вскоре она была переведена на английский язык и напечатана в советском журнале «Советский Союз», издававшемся в США. А еще через несколько лет мне из Америки прислали большую книгу «Что читают дети мира», где Советский Союз был представлен именно этой моей статьей, которая вначале была просто служебной справкой.Вопрос в другом: хотим ли мы, не боимся ли мы вот именно такие сочинения прочесть?Одно могу сказать твердо: безличностное сочинение, если это, конечно, не просто проверка знаний, – это вообще не сочинение. И как их оценивать?В 2014 году на итоговом сочинении в одном из регионов была тема «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?». Ответ ищут в жизни Базарова, Обломова, Андрея Болконского. Но ведь эта тема про тебя, про меня, про нас, про вас. К тому же события эти и впечатления во многом определяются временем. Одно дело мое поколение, которое совсем рано начало работать, другое дело – сегодняшний городской житель. И дело не только во времени. Одно дело сегодняшний городской ребенок, молодой человек, другое – тоже сегодняшний, но живущий в деревне. Естественно, ни одного сочинения о времени и о себе не было. Были изложения, пересказы прочитанного или даже непрочитанного.Приведу три выписки из сочинений моих учеников, пусть не на эту тему, а на другую, но именно об этом. Вот что получается, «когда строку диктует чувство», как сказал Пастернак. Я это сочинение проводил несколько десятилетий и с учениками, отобранными в единственной в Москве школе с театральным уклоном, где были и обычные классы, и в обычной школе. И кто лучше, кто блистательно, а кто просто хорошо, но с этой темой справлялись все, и читать их работы было интересно. И особо интересно было смотреть, как время откорректировало их ответы…«Однажды мою матушку положили в больницу. У нее открылась язва в желудке. Я остался с отцом на хозяйстве. Я знал, что отец приходит домой голодный и усталый. И каждый раз готовил обед, завтрак, ужин, убирал квартиру, ходил в магазин. (Это пишет ученик десятого класса. – Л.А.) Тогда я понял, как матушке было тяжело ухаживать за нами, за двумя мужиками. А раньше не задумывался об этом, мне было, извините за выражение, наплевать. Когда отец сломал ногу, я понял, как важны финансовые ресурсы и с каким трудом они зарабатываются. Можно так сказать, что раньше я видел жизнь только с ее светлой стороны, но, повзрослев, увидел все «прелести» жизни».Вот выписка из одного очень большого сочинения, одного из самых лучших, которые я прочитал в своей долгой учительской жизни; это было сочинение о смерти отца:«Первое, что я хотела сделать, – это броситься куда-нибудь и зарыдать. Но нет! Передо мной стояла мама, она была вся в слезах, в старой водолазке, которую я не видела на ней лет десять. Я видела ее глаза – глаза беззащитного ребенка, она, как игрушку, прижимала к себе совершенно мокрый платок. Я поняла: все, что от меня требуется, – это дать ей почувствовать, что вместе с папой не ушли из дома уверенность, знание, твердость. Я на время подавила в себе свое «я». Мгновение – и ты уже не тот, что прежде: ты по-другому дышишь, видишь, ощущаешь. Но страшно, страшно ощутить эти перемены».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте