search
main
0

Соблюдайте стандарты, и все будет в порядке

​Ольга ЖУРАВЛЕВА, главный специалист – эксперт отдела надзора по гигиене детей и подростков управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве: – Учитывая тенденции роста числа школьно-обусловленных болезней, снижения числа здоровых детей во всех возрастных группах, одной из важнейших задач современного образования остается создание благоприятных условий для реализации программ обучения детей и подростков.

В условиях образовательного учреждения возникают различные серьезные стрессовые факторы.Необходимо обратить внимание педагогов на некоторые из них с точки зрения санитарных норм и правил.Стрессовая педагогическая тактика чаще всего выражается в неправильном построении урока, монотонности изложения материала или неумении заинтересовать школьную аудиторию. Санитарные правила и нормы, регламентирующие деятельность общеобразовательных учреждений, рекомендуют временные рамки применения одного вида деятельности на протяжении урока, особенно для учеников начальной школы, а также регламентируют время использования технических средств обучения.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников чаще всего выявляется при применении авторских методик, не апробированных и не прошедших экспертизу на возможность применения. Напомню, что согласно п.2 ст. 28 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 29.03.1999: «Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам».Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса:- Отсутствие специализированной ученической мебели. Даже при наличии специализированной мебели не всегда наблюдается грамотное использование и правильный ее подбор под рост ученика. В ходе проверок выявлены нарушения в расстановке парт-конторок в классах, а это может только навредить ученикам. Согласно проекту новой редакции СанПиНов «При установке парт-конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием (мебелью). В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к ученику, должна быть различная (и иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм). Угол наклона столешницы составляет – 15-170. Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени обучения не должна превышать 7-10 минут, а для обучающихся II-III ступени – 15 минут».- Естественная освещенность в классах часто снижена из-за использования тюлевых занавесок, которые не несут никакой функциональной нагрузки, они просто элемент украшения. В то же время такие занавески снижают поступление естественного света в класс и накапливают на своей поверхности пыль. Поэтому стоит заменять тюлевые занавески регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.- Искусственная освещенность в классах снижена чаще всего в приспособленных классах, где требуется установка дополнительных линий освещения. В обычных же классных аудиториях нарушения чаще всего возникают при отсутствии или неправильно установленном местном освещении доски. Напомню, что согласно вышеупомянутым СанПиНам «классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской». Исключение составляют лишь интерактивные доски, которые представляют собой самосветящийся экран. Установки местного освещения над такой доской не требуется. Если в кабинете использована комбинированная доска (интерактивная доска и меловая), то местное освещение устанавливают над меловой ее частью. В любом случае «при использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк. При использовании кино- и диапроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном». Для того чтобы была возможность создать «темный коридор» перед экраном, необходимо при проведении ремонтных работ предусмотреть возможность раздельного включения первой линии светильников. Поэтому при планировании закупки интерактивных досок, проекторов и других ТСО, требующих создания «темного коридора», необходимо одновременно планировать изменение системы освещенности в классах. Отмечу, что, к сожалению, пока не исследовано влияние на зрение детей энергосберегающих ламп, можно лишь предположить, что зрение они явно не улучшают.- Соблюдение воздушно-теплового режима, в частности режима проветривания, – важный фактор, влияющий как на предотвращение утомляемости в течение рабочего дня, так и на предотвращение распространения вирусных респираторных заболеваний. Нарушения режима проветривания часто связаны с заменой рам на оконные блоки из ПВХ-профилей. Такие окна не имеют фрамуг и могут обеспечить лишь часть требуемого воздухообмена при диагональном режиме проветривания. Открывать же всю створку окна можно только во время перемены. Поэтому при замене окон на пластиковые необходимо соблюдать как площадь остекления, предусмотренную проектом, так и площадь фрамуг, обеспечивающих должный воздухообмен в классах.Наличие школьной формы – безусловно, положительный фактор в школе, но, учитывая качество школьной формы, возникают сомнения, настолько ли она безопасна, чтобы дети могли проводить в ней по 5-6 часов в день. По данным лабораторных исследований школьной формы, проведенных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в 2009 году, было установлено несоответствие исследуемых образцов (юбка «Alensia» ООО «Техноткань» Кыргызстан, юбка черная, пиджак черный «ИП Музыченко А.Е.» МО, г. Раменское, брюки темно-синие, жилет темно-синий ЗАО «ПТК Перемена», Москва) СанПиН 2.4.7/ 1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых».В то же время при проведении мероприятий по надзору в 2009 году было выявлено отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на следующих предприятиях-изготовителях школьной формы: ООО ПТФ «Юдино» (МО, Одинцовский район, деревня Крюково, 1а), ЗАО «ДО Орел» (МО, г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 7), швейное производство «Класс и К» (МО, г. Щелково, ул. Первомайская, д. 7). У остальных фирм-изготовителей, продукция которых реализуется в Москве, на предприятиях были документы, подтверждающие качество и безопасность одежды для детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте