В наше время в обществе можно выделить как минимум две точки зрения на проблему домашнего задания. Коротко их можно сформулировать так: 1) учитель в процессе урока должен достигать целей обучения, поэтому домашнее задание нужно убрать совсем, 2) именно самостоятельная работа дома с изученным материалом позволяет школьникам закрепить и расширить пройденный материал.
Я придерживаюсь второй точки зрения, потому что считаю домашние задания одним из важных элементов процесса обучения математике. Приступая к выполнению домашнего задания, ребенок остается с математикой один на один, рядом нет одноклассников, которые подскажут, нет и учителя, который поможет выйти из затруднительного положения. Работая дома, ученик не только закрепляет полученные на уроке знания, совершенствует умения и навыки, но и приобретает навыки самостоятельной работы, воспитывает в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
Скептики сразу возразят: «А решебники? А всевозможные программы, позволяющие решать без усилий?» И я готова с ними спорить! Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание и способы его проверки способны творить чудеса!
В начале хочу обратить внимание на такой показатель, как объем домашнего задания. Большие исследования в области домашнего задания были проведены за рубежом. Ученые пришли к выводу, что слишком объемные домашние задания приводят к снижению успеваемости школьников. Например, дети, тратящие на выполнение уроков от 30 минут до 1,5 часа, получают лучшие оценки, чем те, кто занимается по 4 часа.
При создании домашних заданий не следует пренебрегать основными принципами:
– однообразие заданий ведет к потере интереса к учебе;
– задавайте на дом творческие задания только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания;
– используйте дифференцированные домашние задания для развития индивидуальных способностей особо одаренных детей и создания ситуации успеха для слабоуспевающих;
– с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания;
– используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношение ваших учеников к выполнению домашнего задания.
Гармоничное сочетание педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки рождает и сохраняет мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.
Большую часть домашних работ по математике составляют письменные задания. Большим подспорьем является платформа МЭШ. Для учеников это виртуальное образовательное пространство.
В системе МЭШ богатый выбор домашних заданий в виде тестов и интерактивных приложений. А для исключения использования решебников всегда можно прикрепить файл, над которым придется потрудиться. Еще как вариант хочу вам порекомендовать онлайн-тесты на таких платформах, как «Образовательные тесты» (https://onlinetestpad.com/ru/tests) или OnlineTestPad (https://testedu.ru/). Тесты на этих сайтах с автоматической проверкой. Что очень удобно не только для ребят, но и для родительского контроля. А мне как учителю я прошу предоставить скрин страницы с результатом выполнения.
Для создания своих собственных тестов с автоматической проверкой я использую платформу МЭШ. А еще хочу порекомендовать бесплатную онлайн-платформу 4exam (https://4exam.ru/). На этом сайте можно создавать тесты с любым количеством заданий. Все результаты выполнения вы увидите в журнале на этом же сайте.
Индивидуальная устная проверка позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма проверки используется для текущего и тематического контроля.
Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю можно составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его ученикам. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом. Такие кроссворды можно найти на сайте OnlineTestPad (https://testedu.ru/). Интерактивные кроссворды имеют успех и у старшеклассников. Автоматическая проверка хорошо экономит время на уроке.
Весьма эффективны неожиданные вопросы. Задача учителя – сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено. Пример вопроса: «Вам написали два смешанных числа. Как вы будете выполнять сложение и вычитание этих чисел? Всегда ли можно выполнить эти действия?»
В нашем арсенале также такой прием, как рецензия на устный ответ или защиту задачи. Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений). Ребята должны оценить решение по двум пунктам: что сделано правильно, а где допущена ошибка или недочет.
Краткие письменные ответы, когда вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
Солидарный опрос: если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10‑15 минут на подготовку.
В учебниках в тексте или в конце параграфа есть вопросы. Эти вопросы являются неотъемлемой частью домашнего задания. Элементы игры позволяют разбавить сухость теории.
А еще мы любим счастливый случай! Когда ребята по очереди вытаскивают листочки с вопросами. И если на листочке написано «Счастливый случай», отвечать не надо, тебе просто повезло!
На уроке можно «поймать» двойку: это мячик, несущий каверзный вопрос, он опасен, так как, к сожалению, способен поймавшему принести «2». Но эти моменты любят все, даже старшеклассники с удовольствием участвуют в игре!
Но ведь можно собрать и пятерку! За ответы на теоретические вопросы ученики в течение всего года получают карточки. Или, как дети их называют, смайл-деньги. Защита от подделки – роспись учителя. Собрав пять карточек, они зарабатывают пятерку. Очень стараются слабые ребята, ведь у них есть хороший шанс в течение модуля заработать пятерку!
Хочется выделить творческие домашние задания. Эти задания можно давать как сильным, увлекающимся ученикам, так и слабоуспевающим. Например, задание для слабоуспевающих «Оформи правило» – нарисовал, написал, а потом рассказал, таким образом, запомнил навсегда. Или для сильных «Реши красиво задачу» – сухое условие, понятное не для всех, становится красочным и увлекательным!
В связи с внедрением ФГОС нового поколения все большее значение приобретают метапредметные результаты – овладение универсальными приемами учебной деятельности, которые позволят ребенку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, а также поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД.
Домашнее задание – составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, потому что лишь при единении урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.
Мария АЛЕКСЕЕВА, учитель математики школы №1000
Комментарии