search
main
0

Со ступеньки на ступеньку. Буквенный этап обучения грамоте

Буквенный этап обучения грамоте предполагает знакомство со специфическими графическими символами/зрительными образами звуков – буквами и овладение первоначальными навыками правильного объединения букв в слоги и слова.

Сначала ребенок знакомится с печатными вариантами написания букв. Несмотря на многообразие существующих шрифтов, все печатные буквы русского алфавита состоят из очень небольшого набора элементов, в связи с чем многие имеют визуальное сходство. Это создает определенные трудности их идентификации (например, т-п-г; п-и-й; ш-ц-щ и др.), которые существенно возрастают, когда ребенку приходится зрительно выделять ту или иную букву в составе слова, так как здесь возникает эффект маскировки за счет стоящих рядом похожих букв. Правильная идентификация букв – необходимое, но недостаточное условие для осуществления акта чтения, поэтому детям с помощью специальных упражнений предлагается не только опознать букву, но и определить ее местоположение по отношению к другим буквам.У дошкольников 4-5 лет движения глаз менее эффективны, чем движения глаз взрослого человека. Детям этого возраста с трудом удается произвольно зафиксировать взгляд на каком-либо объекте, зрительно выделить его наиболее существенные признаки. С одной стороны, это связано с тем, что окуломоторная система у дошкольника еще не полностью сформирована, с другой – с тем, что движения глаз, как и любые другие двигательные навыки, формируются постепенно как под влиянием практического опыта, так и под влиянием специального целенаправленного обучения. Поэтому наряду с идентификацией и определением местоположения букв ребенок учится при чтении правильно «сканировать» читаемое поле: последовательно, без пропусков проводить визуальную обработку графической информации, перемещая взор в направлениях слева направо и сверху вниз строчка за строчкой. Все буквы сразу ребенок усвоить не может, да в этом и нет необходимости. Для первоначального обучения грамоте следует взять несколько гласных (кроме йотированных), на материале которых легко сформировать базовые навыки чтения:- идентификация (узнавание) и запоминание буквы;- правильное соотнесение зрительно воспринимаемой буквы с обозначаемым ею звуком;- последовательное произнесение звуков в строгом соответствии с последовательностью расположения букв в пространстве (слева направо);- последовательное перемещение взгляда слева направо, возврат к началу следующей, расположенной ниже, строчки и т. д.Безусловно, формирование этих навыков требует произвольного внимания, его концентрации и распределения, а также произвольного запоминания. Формирование умения читать гласные буквы сопровождается работой по определению количества и последовательности звуков в их различных комбинациях (фонологический анализ). После знакомства с гласными а, о, у, ы, и вводятся согласные, которые ребенок учится читать в обратных слогах: ан-он-ин; ам-ом-ум и т. п. Состав этих слогов также подвергается звуковому анализу.Буквально с первых занятий по обучению грамоте детей учат различать артикуляционно и акустически сходные звуки, дифференциации которых посвящаются специальные уроки.Следующая ступень – чтение «слогов-слияний» – является самым важным, переломным моментом в процессе обучения чтению, так как требует более сложных мыслительных операций и более сложного взаимодействия зрительного и речедвигательного анализаторов. Здесь уже оказывается недостаточным правильно произнести отдельные звуки, которые соответствуют букве или ряду букв, теперь нужно научиться определенные звукосочетания (в частности, согласный + гласный) произносить слитно, то есть овладеть новой единицей чтения – «слогом-слиянием»: ма-то-су и т. п.Правильное прочтение комбинации согласного с гласным предполагает слитное или раздельное их произнесение с учетом позиции по отношению друг к другу.Для эффективного формирования навыков правильного прочтения слова используются «подстрочные знаки» – точки и дуги:  Точка ставится под буквой, когда нужно произнести отдельный звук (гласный или согласный), дуга ставится под «слогом-слиянием», указывая, что этот звукокомплекс нужно произнести слитно. Под буквами ь и ъ точка не ставится, так как эти буквы сами по себе звука не обозначают. Например: корабль, объявление, семья.Овладение возможными единицами чтения (а их в русском языке всего две: отдельный звук или «слог-слияние») позволяет расширить лингводидактический материал за счет введения слогов различной структуры: ам-ма-мам-ама или смо-мос-осу и т. п. Автоматизации навыка чтения способствует чтение слогов и слов «по подобию»: ма-на-ка-са или ум-ун-ус-уф; мак-рак-лак; шапка-маска-лапка и т. п.В то же время стереотипное чтение может спровоцировать процессы генерализации, когда ребенок читает не то, что написано, а то, что у него выработано как стереотип (чтение «по догадке»). Именно поэтому упражнения в чтении слогов (а в дальнейшем и слов) «по подобию» сочетаются с упражнениями в чтении слогов и слов различной структуры и различного буквенного наполнения. Научившись читать слоги различной структуры, ребенок безболезненно переходит на следующую ступень овладения грамотой – чтение целых слов.Автоматизация и совершенствование навыка чтения целых слов происходит постепенно – от простого к сложному. Сначала для чтения предлагаются слова, состоящие из небольшого количества простых слогов без стечения согласных, типа кот, усы, лапа. Затем вводятся слова, состоящие из прямых и обратных слогов: паук, аист, мост, лимон, карман, кукушка и т. п. В дальнейшем в работу включаются слова сложной структуры, например: абрикос, хвостик, тракторист, артистка.Но и на этом этапе обучения как для чтения, так и для фонологического анализа по возможности отбираются слова, произношение которых не расходится с правописанием, так как орфоэпическое чтение формируется гораздо позже.Особое внимание уделяется чтению слогов и слов с буквами е, ё, ю, я. Из-за вариативности их прочтения в различных позициях (ср. яма, мяч, баян, статья, объявление) знакомство с этими буквами отнесено на более поздний этап обучения. При этом первое их предъявление осуществляется в позициях после мягких согласных: мя-се-лё-сю и т. п. Когда доходит очередь до изучения этих букв в начале слова, после гласной или после букв ь или ъ, внимание учеников никак не акцентируется на том факте, что в этих случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа], чтобы в дальнейшем не спровоцировать эффект «фонетического письма», когда ребенок пытается графически отобразить два звука, которые он действительно способен различить и определить. По этой же причине нельзя давать слова с йотированными гласными и для фонологического анализа. Оптимальный прием обучения чтению слогов и слов с буквами е, ё, ю, я – это чтение по образцу, который демонстрирует учитель.Таким образом, навык чтения формируется постепенно, последовательно проходя ряд этапов. На каждом этапе осуществляются определенные технические операции, которые в дальнейшем при многократном повторении и приводят к автоматизации навыка. Овладение той или иной операцией является целью и сутью того этапа, на котором она осуществляется.Каждый из этих этапов характеризует качественно новую ступень в овладении техникой чтения. При этом, даже умея читать целые слова, ребенок продолжает знакомиться с новыми буквами и отрабатывает чтение слогов различной структуры, включающих эти буквы, а знакомство с новыми буквами сопровождается чтением слогов и слов с уже изученными буквами.Психофизиологическими исследованиями установлено, что оптимальным объектом фиксации взгляда при чтении является слово, средство визуального оформления которого – пробелы. Пробелы имеют решающее значение для формирования алгоритма движений глаз и эффективного чтения, поэтому некорректное их применение (слишком маленький или слишком большой пробел) отрицательно сказывается на тактике чтения, а следовательно, и на понимании прочитанного. Затрудняет восприятие слова при чтении и некорректное использование других знаков, например переноса или пунктирных линий, разделяющих слово, выделение частей слова цветом, размером и т. п.Учебно-методический ресурс «Уроки русской грамоты», размещенный на портале Института Пушкина (http://rus4chld.pushkininstitute.ru/#/ilearnrus/readwrite), посвящен букварному периоду обучения грамоте, во время которого формируются первоначальные навыки чтения и письма. Концептуальной основой предлагаемого учебно-методического интерактивного пособия является звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению, реализуемый на базе современных научных положений психофизиологии, лингвистики, логопедии, когнитивной психологии и когнитивной нейрологии.Особое внимание при формировании первоначальных навыков чтения уделено развитию фонематического слуха ребенка, формированию на практической основе навыков фонологического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры, а также навыков дифференциации визуально схожих печатных букв и букв, обозначающих акустически близкие звуки.При отборе учебного материала и определении последовательности его предъявления учитывались особенности зрительного и слухового восприятия, а также специфика формирования глазодвигательных и графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Начинать работу с данным электронным учебно-методическим пособием можно после первой, подготовительной, ступени обучения грамоте, на которой происходит знакомство ребенка со звуковой системой русского языка. В этот период ребенок знакомится с органами речи, овладевает навыками различения на слух гласных и согласных звуков, глухих и звонких согласных, учится определять количество и последовательность звуков в ряду гласных (от трех до пяти), выделять первый и последний звуки в словах (элементарный фонологический анализ). На этом добуквенном этапе все практические упражнения со звуками осуществляются без опоры на соответствующие буквы.Также на этой ступени у ребенка формируются навыки визуальной обработки графической информации (выделение графического объекта, его локализация в пространстве) и графо-моторные навыки, необходимые в будущем для написания букв.Учебно-методический ресурс «Уроки русской грамоты» содержит 30 занятий (уроков). Красочный иллюстративный материал «подсказывает» детям, какое слово следует произнести или проанализировать, и помогает понять его значение. Ресурс содержит обширный материал для отработки практических навыков чтения. Оформлению графического материала для чтения уделено особое внимание: не допускается визуальное дробление слова на отдельные части или расположение слов лесенкой, столбиками, по кругу и др. На самых ранних этапах обучения это серьезно затрудняет выработку правильного алгоритма чтения.Каждое занятие имеет достаточно жесткую структуру, которая определяет строгую последовательность предъявления учебного материала. В сценариях задан определенный унифицированный алгоритм работы, который последовательно реализуется из урока в урок, вырабатывая у детей нужные учебные стереотипы. Занятия ведет педагог. Все объяснения и задания, адресованные ребенку, сформулированы однозначно, ясно и коротко, что позволяет детям быстро их понимать и выполнять. Дети могут работать с ресурсом как в сопровождении взрослых, так и самостоятельно. Ольга КАЛЕНКОВА, кандидат филологических наук, руководитель проекта «Русский язык для наших детей» на портале «Образование на русском», заведующая проектной научно-исследовательской лабораторией образовательных ресурсов по русскому языку для детей Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина;Ольга БЕЗРУКОВА, кандидат педагогических наук, главный эксперт проектной научно-исследовательской лаборатории образовательных ресурсов по русскому языку для детей

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте