search
main
0

Снято! Нельзя, чтобы все фильмы были похожи на «Ералаш»

Для меня важна воспитательная функция, а не просто заигрывание со зрителем в стиле «а чё, прикольно!». Мне не нравится ни в кино, ни в жизни любое сталкивание лбами, унижение. В наших работах всегда побеждают добро, дружба, честность. Мне важно привлечь внимание детей к семейным и общечеловеческим ценностям, помочь им поверить в себя и свои силы, понять, что каждый является уникальной личностью.

Сказка о Добре и ВреО том, что окончила филфак, не жалею – это мне очень помогает писать сценарии. После пединститута пошла в школу №90, где организовала самодеятельный театр пластики. Потом меня переманили в школу №93, директор которой дала мне большой простор для творчества. Однажды я увидела передачу по 11-му каналу, что приглашаются творческие инициативные люди. За ночь написала концепцию рубрики – так родилась детская передача «Мозаика». Директор школы была счастлива, что классы и коридоры периодически превращались в съемочную площадку и каждый имел шанс «попасть в телевизор». Я тогда говорила: «У меня две работы, два ребенка, скоро будет два образования», – оканчивала режиссерское отделение Алтайского государственного института культуры. Через полгода «Мозаику» закрыли за нерентабельностью. Мир рухнул, небо упало на землю… Но меня пригласили работать сценаристом в еженедельную полуторачасовую передачу «Утро с «Агавой». Я ушла из школы, но дети меня в покое не оставляли, например, одно мое «Утро» было посвящено теме «Одиночество детей в полноценных семьях». Вскоре я освоила режиссуру прямого эфира, главное в которой – умение молниеносно принимать решения. Потом были «АКМЭ» и предвыборная кампания двух хороших людей.«О чем ты мечтаешь?» – спросил меня один из кандидатов, бизнесмен Владимир Ильич Ширшов, когда пил чай у нас на кухне. Я сказала: «О собственной студии». Он засмеялся: «Женщины должны мечтать о шубах, драгоценностях». И… купил студию. 40 тысяч долларов – это были безумные для меня деньги. Владимир Ильич вместе с моим мужем Димой, тоже режиссером, поехали в Москву, закупили оборудование, после чего грянул дефолт 98-го года! Владимир Ильич дал нам помещение. А я сказала, что надо купить стулья, чтобы люди не стояли в очереди. Хотя никого не было, ведь я совершенно ничего не понимала в предпринимательстве. С порога заявила Владимиру Ильичу, когда он привез оборудование: «Давайте сразу договоримся, сколько мы будем вам выплачивать ежемесячно». Он только покачал головой: «Ты не представляешь, в какую кабалу хочешь себя загнать». И, собственно, тогда началась студия «Твист», но еще не детская – рекламные ролики, фильмы-презентации, юбилейные: первый фильм был посвящен заводу «Дромасс», которому исполнялось 100 лет…В кризис 2009 года нам пришлось распустить команду, остались вдвоем с мужем. Зашел в гости еще один замечательный человек в моей жизни – бизнесмен Константин Владимирович Терещенко, наш заказчик: угостите, мол, чаем-кофе. Мы смогли предложить ему только воду из кулера. Тут же, как в кино, явилась администратор здания, начала кричать, что мы третий месяц не платим за аренду. Константин Владимирович забрал нас к себе. Однажды увидел, как из студии выходят студенты (я бесплатно давала мастер-классы будущим специалистам по рекламе), и предложил: «А что, если это будут не студенты, которые уже определились с выбором, а дети?» Я-то было уже собиралась сворачивать свою предпринимательскую деятельность. А тут воспрянула. Он мне сказал, что надо написать план на ближайший месяц, на год, на 10 и на 30 лет. Причем на 30 лет такой, чтобы казалось, будто это невозможно выполнить. Я решила, что через 30 лет создам в Омске киноколледж. Мы сделали ролик, собрав последние деньги – 18 тысяч, отнесли за рекламу на телевидение. Набралось 15 детей, с которыми стали делать телепередачу «Хороши и Плохиши». А когда задумали тележурнал «Попкорн», дали за две тысячи рублей бегущую строчку с волшебным словом «кастинг». Пришло больше сотни детей! 50 остались.Найти себя настоящегоСейчас студия «Твист» – это 70 детей от 6 до 18 лет. Есть группы игрового кино, анимационная, видеооператорского искусства, недавно занялись журналистикой – уже второй год делаем на первом городском канале «Школьные новости». В этом году выиграли с новостями конкурс ЮНПРЕСС Лиги юных журналистов РФ, трое детей съездили в «Артек». Актеры, педагоги, режиссеры, журналисты, аниматоры ведут занятия актерского мастерства, сценического движения, речи. Все наши дети непременно появляются и на сцене, и в кадре – это принцип: каждому надо дать шанс. Они постепенно раскрепощаются, избавляются от зажатости. В течение всех лет мы снимаем игровые короткометражки, которые показываем на первом городском канале и три раза в год – в кинотеатре «Иртыш». Наши ленты побеждают во всероссийских и международных конкурсах. Достойного детского кино в России много, но все ограничивается фестивалями – делают его такие же сумасшедшие, как мы. Наша полнометражная лента, снятая на грант регионального правительства, «Сказка о Добре и Вре», демонстрировалась на кинофестивале «Дух огня». Зал из 1200 детей воспринял ее с восторгом. Потом нас пригласили продемонстрировать ее на фестивале «Московские премьеры» в рязановском клубе-кинотеатре «Эльдар», где он показывает те фильмы, которые любят россияне, – хорошие, добрые. Городской Департамент образования позволил прокатить ленту по школьным лагерям. Директор кинотеатра «Вавилон» Борис Собко – единственный в Омске прокатчик, который идет навстречу творческой инициативе. Прокат «Сказки о Добре и Вре» для омских школьников в «Вавилоне» шел целый месяц. А все наши попытки пробиться на Центральное телевидение просто не получают никакого отклика.Я пытаюсь вытащить из детей себя настоящих. Пишу сценарии под каждого с учетом его возможностей, которые постепенно становятся больше. Атмосфера в студии доброжелательная, никаких насмешек, никакой звездности – это резко пресекается. Мы не давим, не выталкиваем на сцену или камеру – надо, чтобы ребенок созрел. И он раскроется. Такой побочный эффект – многие наши ребята становятся отличниками: интровертам ведь часто легче сказать, что не знает, чем пересказать выученное, ожидая насмешек. Это та же проблема – одиночество детей в благополучных семьях. Их не слушают или недослушивают, они замыкаются, уходят в себя. Мы, кстати, журналистику ввели не только потому, что это более реальная профессия, но и для того, чтобы дети научились слушать.Встретимся через 30 летМоя мечта открыть в Омске киноколледж уже обретает реальные очертания, хотя и 10 лет не прошло. Олег Гаас, наш студиец, окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, снялся в фильме «Полное превращение». Вероника Дмитренко окончила ОМГУ им. Достоевского и сейчас работает в профессиональном театре. В этом году Егор Осиледец поступил в колледж культуры и искусства на отделение режиссуры. Ребята творчески реализуются уже во взрослой жизни. И я рада, что помогла им в этом. Детской студии всего шесть лет, новое поколение уже подрастает. Но я не хочу, чтобы мои ребята уезжали из Омска. На мой взгляд, у нашего города большой творческий потенциал, надо только его раскрыть. Мы на днях закончили снимать фильм по заказу городской администрации «Вместе строим будущее», где рассказывается об 11 удивительных людях, организовавших добрые дела: студию танцев для колясочников, общество «солнечных детей», приют для собак… Таких людей на самом деле гораздо больше! Все начинается с себя – настоящего. Теперь мечтаю, чтобы мои 80 лет отмечали в концертном зале. Я бы сидела в кресле, а на сцену поднимались мои ребята – не важно, каких профессий, главное – успешные, состоявшиеся личности. Встретимся через 30 лет.​Елена ШИЛЯЕВА, сценарист, режиссер, Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте