В «Учительской газете» за 2002 год (№2 от 9 января) я писал о трех портретах, написанных с моей матери известным художником Георгием Георгиевичем Ряжским, автором знаменитой «Председательницы», которая экспонируется в Третьяковской галерее. Вся наша жизнь состоит из случаев. И вот недавно совершенно случайно я сделал открытие: с матери написано не три портрета, а восемь. О пяти последних я узнал, посетив выставку, подготовленную Русским музеем в рамках фестиваля «Интермузей-2008». Вскоре мне попала в руки книга искусствоведа Николая Щекотова «Георгий Ряжский», изданная в 1935 году. Там опубликовано несколько портретов, написанных с моей матери, мне ранее неизвестных: «Нацменка» (1933), «Чувашка» (1932), «Женский портрет» (1943).
Меня часто спрашивают, почему так много портретов написано с одного человека? Может, между художником и моей матерью, Верой Федоровной Сергеевой, были хорошие дружеские отношения, причем долгие (портреты писались в разные годы), может, к тому же ее тип лица был интересен художнику. Искусствовед Любовь Шакирова из Русского музея, когда я пришел в его запасники, увидев меня, с удивлением заметила, что я очень похож на мать. Картины она помнит, а меня увидела в первый раз. О сходстве мне потом говорили не раз.
Георгий Ряжский родился в 1895 году. Работал в архиве банка. В 1915-м был призван в царскую армию, откуда демобилизовался в ноябре 1917-го по болезни. С 1919-го по 1921 год работал в Самаре в политотделе Красной Армии. Вместе с товарищами создал организацию «НОЖ» – Новое общество живописцев, которое, однако, вскоре распалось. Затем при его участии возникла «АХР» – Ассоциация художников революции. С 1930 года Георгий Ряжский – член РОПХа, Российской организации пролетарских художников. Вначале он мечтал о скульптуре, учился у Анны Семеновны Голубкиной, которая отмечала его дарование. Живописью Ряжский занимался под руководством Константина Федоровича Юона. Широкая известность пришла к нему после картин «Председательница», «Делегатка», которую он писал со второй своей жены, балерины из Самары. А первая, с которой художник прожил только три года, была журналисткой из зажиточной семьи (мать ему еще говорила: «Зачем ты на ней женишься, она буржуйка).
Порой, когда я смотрю репродукции картин, где изображена мама, возникает желание выразить свои чувства стихами. Вот, например, такой отрывок:
С моей матери есть картины.
И я очень этим горжусь!
Я смотрю на них неотрывно –
И порою находит грусть.
Я грущу, что мать много страдала,
Билась с нами как рыба об лед,
Кровь для фронта часто сдавала –
Цену этому каждый поймет…
Храните, берегите своих матерей! По-другому никак нельзя.
Комментарии