Пока москвичи отдыхали, московская организация Профсоюза работников образования и науки продолжала напряженную работу. Причина тому – многочисленные слухи и опасения как в педагогическом сообществе, так и среди родителей, связанные с планами столицы по введению новых систем оплат труда, с новыми принципами финансирования образовательных учреждений. Чтобы внести ясность, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования, член Наблюдательного совета пилотного проекта «Москва-125» Сергей Кузин и его первый заместитель Марина Иванова встретились в Независимом пресс-центре с журналистами, пишущими на тему образования.
Сергей КУЗИН:- Необходимость встречи с журналистами была вызвана некоторыми публикациями в СМИ в связи со стартовавшим 1 апреля 2011 года пилотным проектом по совершенствованию системы общего образования в Москве, а также попыткой создать новые профсоюзы учителей. Что же сегодня происходит в московском образовании? В московских школах нынче на повестке дня вопрос повышения качества образования: решая экономические вопросы, руководители города пытаются поднять качество образования, качество работы учителя и (хотя мне эта формулировка и не нравится) качество предоставляемых услуг. Прежде всего отмечу: все нововведения касаются исключительно школы и пока не затрагивают дошкольное и дополнительное образование. Ситуация в детских садах тоже сильно меняется, резко возрастает число детей, которых принимают в ДОУ, меняется ситуация и в учреждениях дополнительного образования, уже созданы рабочие группы, которые работают над предложениями по решению тех или иных проблем, но пилотный проект пока касается только общего образования. Более того, предлагаемые изменения касаются не всех школ, а только 125 школ – участниц пилотного проекта. Именно эти 125 школ (по одной из каждого района Москвы) вошли этот проект. Пилотный проект – это не эксперимент, не шаг в реформировании образования, а работа по освоению и опробованию новых принципов нормативного финансирования.Как известно, вышло постановление Правительства Москвы №86-ПП от 22 марта 2011 года с приложениями, разъясняющими суть пилотного проекта. 125 школ переходят нынче на новый механизм финансирования учебного процесса. Новизна механизма заключается в том, что каждая из этих школ получит из городского бюджета единой суммой средства, размер которой напрямую будет связан с числом школьников, обучающихся в этом образовательном учреждении. Это так называемый принцип подушевого финансирования. Чем больше школа, чем больше в ней учеников, тем больше бюджетных средств это образовательное учреждение получит. Ученики разных параллелей будут получать разный норматив. В Москве и до того было как бы нормативное финансирование, но оно было разным по учреждениям разного типа и вида, которых в Москве очень много – просто школы, школы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии. Нормативы раньше были приняты волевым решением, теперь все образовательные учреждения будут финансироваться по логичным, общепринятым и всем понятным правилам. Взят курс на то, чтобы норматив спецшкол, лицеев и гимназий не понижать до 63 тысяч рублей, которые раньше в расчете на одного ученика получали все простые школы, а наоборот, норматив простых школ повышать до 120 тысяч рублей, которые нынче должны получать лицеи и гимназии. Получив положенные по нормативу средства, школы должны сами определить, как и на что будут тратить эти деньги. При этом никто не будет диктовать школе, сколько и что она должна приобрести, сколько потратить на хозяйственные нужды и коммуналку, какой будет смета. Понятно, что большая часть пойдет на оплату труда учителей и других работников. Многое определять в каждой школе будет управляющий совет, в который войдут разные люди – директор школы, представители администрации, педагогического коллектива, родительской общественности, попечители, председатель профкома школы. Скажу сразу, что некоторые директора школ – профсоюзоненавистники (такие у нас есть) – пытаются всячески не допустить в такие советы председателей профкомов, а мы выступаем против такой позиции. Управляющий совет будет принимать важные решения по управленческой и экономической деятельности образовательного учреждения. Что нас волновало и волнует? Объем фонда оплаты труда, собственно зарплата работников разных категорий, которые трудятся в образовательных учреждениях: управленческого и обслуживающего персонала, а также учителей. Фонд оплаты труда будет состоять из двух «мешков». В одном «мешке» – обязательная, то есть гарантированная, оплата труда (ставки, должностные оклады, оплата за классное руководство). Для нас важен пункт в постановлении Правительства Москвы №86-ПП: «Установить, что заработная плата работников государственных образовательных учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта, устанавливаемая в соответствии с новыми системами платы труда, не может быть ниже заработной платы, выплачиваемой указанным работникам до введения новых систем платы труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей этих работников». Поэтому все спекуляции относительно грядущего уменьшения зарплат учителей беспочвенны. Если сегодня учитель получает некоторую зарплату без всякой новой системы оплаты труда, то по этому постановлению при сохранении за ним того же самого количества учебных часов, той же нагрузки в виде классного руководства, проверки тетрадей, заведования кабинетом сумма выплат будет той же самой. Дополнительно учитель сможет претендовать на стимулирующие добавки к зарплате, если он будет показывать высокое качество своего труда. Во втором «мешке» – стимулирующая часть фонда оплаты труда. В стимулирующий фонд войдет и экономия фонда оплаты труда (самый простой пример – если учитель берет больничный лист, то ему платят из фонда медицинского страхования, и таким образом появляется экономия фонда оплаты труда), и экономия по различным платежам, в том числе коммунальным, и средства из внебюджетных поступлений (каждому учреждению будет разрешено заниматься деятельностью, приносящей доход). Будут расписаны показатели качества, по которым учителям будут выплачиваться стимулирующие надбавки. Сегодня в школах идет разработка положений о выплате стимулирующих надбавок.Основная работа по проекту начнется 1 сентября 2011 года, понятно почему. Для того чтобы учителю изменить систему оплаты труда по Трудовому кодексу РФ, его нужно предупредить за два месяца о том, что грядут такие изменения. Профсоюз на этом настаивал. Если с 1 апреля мы вводим новый принцип финансирования образования для 125 школ, участвующих в пилотном проекте, то два месяца – апрель-май – уходят на предупреждение учителей, дальше начинаются летние отпуска, учителю обязаны выплатить отпускные по той зарплате, которую он имеет сегодня. Таким образом, реальные изменения оплаты труда могут начаться только с 1 сентября 2011 года. Сегодня много неясностей, и это понятно: введение новой системы, как и вообще введение всех новшеств, требует ответа на многие вопросы. Москва одним из последних регионов переходит на НСОТ, многие субъекты РФ стали переходить на новую систему оплаты труда 7-8 лет назад. Все началось с тюменского эксперимента. Тюменская область, когда там был губернатором Сергей Собянин, первой в России перешла на новые принципы финансирования ОУ и системы оплаты труда. Москва усилиями Юрия Лужкова и Любови Кезиной держалась на старых принципах, не очень охотно встраиваясь в тот фарватер новшеств, которые развивались в Российской Федерации. Столица была самостоятельной, ни от кого не зависимой, поэтому у нас было все свое, самое лучшее. Что и говорить, жили мы хорошо, зарплата учителей была (и остается) самой высокой в РФ, было более пятидесяти различных надбавок, но сегодня Москва догоняет российские регионы, так как они разрабатывали свои системы оценки качества работы учителя, а нам еще предстоит это сделать.В разных регионах ситуация складывалась и складывается по-разному. Но во всех произошла оптимизация штатных расписаний, кадрового состава ОУ. Это произошло по разным причинам: где-то учителей было больше, чем предусмотрено по нормативу, где-то по другим причинам, но сокращения во всех регионах произошли, в некоторых до 20 процентов от общего числа учителей и работников образования. Соответственно у оставшихся учителей зарплата возросла до 30 процентов. Что мы ожидаем в Москве? В Москве тоже потихоньку началось сокращение численного состава работников образовательных учреждений. Это происходит тоже по разным причинам и в разных округах по-разному, но, что называется, по живому сокращения нет – идут сокращения вакансий. Не секрет, что штатные расписания очень многих образовательных учреждений были сильно раздуты. Существуют некоторые нормативы числа учителей, приходящихся на определенное число учеников. По российскому нормативу соотношение «ученик – учитель» равно 1:15, в Москве этот норматив в среднем был 1:12, а в некоторых школах – 1:6. У ректора МГУ Виктора Садовничего шесть проректоров, а у нас есть московские школы, в которых у директоров девять заместителей – по международным связям, по науке и так далее. Такие явно одиозные вещи будут приводиться в порядок. Мы, правда, опасаемся, что будет сокращение реальных учителей, мы прогнозируем, что это произойдет в первую очередь за счет пенсионеров, которые достигли уже далеко запенсионного возраста. К сожалению, то, что они продолжают работать, связано с отвратительным состоянием нашей пенсионной системы. Если бы людям платили достойную пенсию, на которую можно жить, они, конечно, не стали бы так долго находиться на работе. Недавно мы подписали дополнение к соглашению с Департаментом образования, в котором прописали вопрос о единовременной компенсации людям, уходящим из школы на пенсию. Сегодня Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования вместе с департаментом готовит предложения по внесению корректив в пенсионное обеспечение педагогов, которые мы внесем в Правительство Москвы.
Комментарии