Модернизация российского образования сегодня чрезвычайно актуальна. Столичное образование, обладая положительными стартовыми возможностями и преимуществами, должно находиться в авангарде преобразований, отвечающих требованиям обеспечения современного уровня системы образования при сохранении позитивных ценностных основ воспитания и педагогики.
«Прежде всего необходимо воспитать человека, а воспитанный человек будет учиться на протяжении всей жизни» – эти слова великого учителя Леонида Мильграма на сегодняшний день особенно актуальны для родителей.Выбор учреждения, образовательных программ, решение проблем преемственности в обучении, определение перспектив развития ребенка, освоение блока дополнительных образовательных услуг, контроль питания и в целом переход на новую систему финансирования – все это тесно связано с системой общественного управления, так как единое образовательное пространство невозможно создать без участия родителей. Управление в образовании в качестве государственно-общественного предполагает непременное сочетание государственного как обязательной составляющей и общественного в самых различных вариантах (с учетом особенностей конкретного образовательного учреждения). Целью государственно-общественного управления образованием в этом случае будет оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях. Система кооптации членов управляющего совета даст возможность отработать механизм взаимодействия всех звеньев структуры управления. Однако на сегодняшний день попытки выхода на исполнительную власть успехом пока не увенчались.На школьной ступени образовательной среды активно внедряют такие формы государственно-общественного управления образованием, как управляющие и школьные советы, ученическое самоуправление, объединения родителей, общественная аттестация. В связи с этим возникают задачи уточнения приоритетов развития, обобщения накопительного опыта, его анализ и систематизация для выявления оптимальных форм управления, эффективных в условиях мегаполиса.За 2009-2010 год число управляющих советов существенно увеличилось, сегодня они созданы уже практически в каждом образовательном учреждении. Управляющий совет создан согласно зарегистрированному уставу, он наделен полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики, работает на основе доверия, но разделения прав и ответственности участников образовательного процесса, прозрачности ведения дел, однако факт создания такого органа вовсе не свидетельствует о реальном наличии самоуправления. Процессы развития государственно-общественных форм управления образованием сегодня пока не могут быть реализованы в полной мере в силу многих причин. Одна из них (и существенная) – отсутствие единой законодательной базы. Зачастую локальные акты в школах создают не под конкретное образовательное учреждение, учитывая его специфику в процессе развития, а под конкретного директора, привлекая к работе «карманный» управляющий совет. Другая – не всегда полная и серьезная заинтересованность, ответственность в этом процессе всех участников – родителей, педагогов, администрации, управленцев городского и окружного уровней, и, конечно же, государства в целом.В октябре 2010 года в рамках комиссии по вопросам развития институтов гражданского общества в сфере образования Московской городской Общественной палаты по образованию для развития этого направления была создана рабочая группа, в которую вошли представители Департамента образования, МГПИ и родительской общественности, которые активно участвовали в проведении тематического «круглого стола» – до этого мы регулярно проводили мониторинг и анализ исследования деятельности системы государственно-общественного управления в ОУ Москвы в 2007-2010 годы. В мае 2010 года на пленарном заседании городской научно-практической конференции «Роль государственно-общественного управления в реализации программ «Наша новая школа» в МГПУ по итогам наших мониторингов выступил член нашей комиссии Александр Леонтович. Позже, в рамках «круглого стола», инициированного Департаментом образования и проведенного совместно с МИОО при участии старшеклассников, предпринимателей СВАО и ВАО, Департамента поддержки развития малого и среднего предпринимательства, был представлен опыт нашей работы, признанный как пример эффективного государственно-общественного управления в целевой профориентации учащихся и рекомендованный для распространения в других округах столицы.За время работы комиссии проходило обсуждение проектов нормативных документов, в частности проекта закона «Об образовании в РФ», базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, в результате мы собрали и передали в Институт стратегических развитий РАО более 30 предложений. Комиссия Общественной палаты совместно с городским родительским советом поддержала инициативу Департамента образования по созданию экспертно-консультативных советов. На сегодняшний день члены комиссии в составе рабочей группы ведут работу по активизации работы таких советов. Таким образом, нормотворческая инициатива институтов гражданского общества вышла на новый, более качественный уровень и теперь определит характер общественного контроля за деятельностью в сфере образования на следующий период работы Общественной палаты по образованию.Выступая от имени Общественной палаты по образованию на форуме «Профориентационная деятельность как основа преемственности в системе непрерывного образования» (ноябрь 2010 года), который проводился для выявления проблем в организации трудовой занятости и участия учащейся молодежи, я, в частности, обозначила как одну из главных проблем нарушение связи между рынком образовательных услуг и рынком труда. Результатом форума стало принятие совместно с сотрудниками МГПИ резолюции по проблемам совершенствования профессионального образования. В связи с тем что в проекте закона «Об образовании в РФ» невнятно просматривается идея интегративного инклюзивного обучения, член нашей палаты Юрий Баусов разработал поправки и предложения.В ноябре 2011 года на третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «На пороге взросления» в МГППУ члены комиссии активно работали в секциях, на Форуме педагогических вузов, который проходил в МГПУ, совместно с председателем комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы Виктором Кругляковым мы искали точки взаимодействия между школой и обществом на основе законодательных основ образования.Сегодня происходит постепенная переориентация образовательного процесса современной школы, семья и сам школьник все настойчивее требуют внести необходимые изменения в работу школы, с тем чтобы помочь ее выпускнику приобрести умения, которые помогут ему быстрее адаптироваться во всех сферах современного социума. Прежними технологиями подобные социальные запросы семьи и личности ребенка не удовлетворить, требуется иной педагогический подход, позволяющий учитывать мнение потребителей образовательных услуг. Аргументированно изложить и отстоять свою позицию можно, имея свое представительство в органах государственного управления, только в этом случае произойдет согласование позиций, бесконфликтное решение проблем на всех уровнях государственной власти.Создание и развитие различных институтов гражданского общества дает возможность решить важнейшие задачи, которые стоят перед системой образования. Реформируя систему, основываясь на свободе и ответственности, мы придем к основной цели – повышению качества образовательных услуг, доступности и прозрачности ее деятельности.Ирина ВАСИНА, сопредседатель Экспертно-консультативного совета родителей при Департаменте образования, председатель Северо-Восточного окружного совета родительской общественности, представитель бизнес-сообщества Москвы
Комментарии