Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сначала был Хаос… Как составить базу данных по истории

Учительская газета, №49 от 7 декабря 2004. Читать номер
Автор:

Вот уже пятый год историк-выпускник Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Вячеслав РУМЯНЦЕВ ведет в мировой Сети проект «ХРОНОС – всемирная история в интернете». На его сайте содержится свыше тридцати тысяч файлов с различными материалами. В настоящее время проект читают более семи тысяч посетителей в сутки. Есть там и методический раздел, в котором, в частности, в электронном виде представлен курс «Новейшая история зарубежных стран». На примере этого раздела автор показывает, как можно наладить собственную историческую базу данных и как ее использовать в практической учебной работе.

Учитель, проработавший не один год в школе, накапливает не только опыт преподавания, но и разработки дидактического и методического характера, а также определенную сумму выписок и вырезок по предмету. Ныне они перешли с бумаги в компьютер, но это мало что изменило по существу дела. Не составляют исключения и учителя истории. После каждого учебного года, особенно если приходится вести одновременно несколько разных классов, волей-неволей образуется масса интересного и важного материала. Но накапливается именно масса, аморфная и неупорядоченная. Перед каждым добросовестным учителем рано или поздно встает задача: как из получившегося «пласта» информации сформировать стройную базу данных. Сегодня немало дополнительной информации приносит интернет, и теперь, если не создать стройную систему, то все это обилие обернется первозданным хаосом. Четыре года назад из этого хаоса я начал строить что-то более-менее четкое. Теперь могу поделиться «накоплениями».

По ходу рассказа я буду ссылаться на материалы, которые ежедневно доступны из любой точки земного шара. Общий адрес цитируемого ресурса – http://www.hrono.ru/. Ссылки на конкретные упоминаемые мной тексты я буду давать в скобках.

Итак, материалов к урокам и для повышения собственной компетенции, как отмечалось выше, масса. Непонятно только, что же с ней делать. На помощь приходят современные информационные технологии. Правда, в исторической области их применение сопряжено с рядом сложностей. Труднее всего определить, что же является первичным атомом истории, из которого строится и здание учебного предмета. Большинство составителей обучающих программ по истории этот вопрос вообще обходят стороной, полагая, видимо, что он слишком философский. К составлению лазерных дисков, как правило, привлекают по большей части компьютерщиков. Для них первичным атомом является факт, а то и время. Столь неточному, а по сути дела, ошибочному пониманию предмета способствует преобладающее в среде программистов физико-математическое или «электронное» образование. Знания же в области общественных наук у них ограничиваются ненавистным истматом.

Некоторые из фирм – изготовителей дисков пытаются также привлечь к работе специалистов по истории. Однако в общении с дипломированными историками заказчик очень быстро обнаруживает непонимание стоящих задач: какие должны быть тексты по истории, например XIX века, чтобы их понял ученик шестого класса. Критерий выбирается «на глаз». «Этот текст шестиклассник не поймет!» – такое резюме, являющееся достаточным для расторжения договора с исполнителем, не решает саму проблему, да и решить-то ее не может. Из обширной педагогической литературы, в том числе из публикаций в «Учительской газете», известно, что мальчики и девочки в средних классах развиваются неравномерно, как физически, так и интеллектуально. В этом возрасте проявляются гуманитарный и технический склады ума. В конце концов, дети бывают экстравертами и интровертами, холериками и флегматиками. Но до сих пор, как мне известно, производители исторических программ на лазерных дисках не решили проблемы разноуровневой подачи учебного материала. А между тем именно современные электронные носители и информационные технологии позволяют наконец решить эту застарелую проблему.

Итак, какой же должна быть историческая база данных, чтобы ею могли пользоваться учителя для подготовки к урокам и ученики в самостоятельной работе? Не секрет, что зачастую читатель упомянутых выше дисков не в состоянии продвинуться дальше титульного листа, не в силах разобраться в пользовательском интерфейсе.

Во-первых, конечно же, все меню для поиска нужной информации должны быть четкими и ясными, без всякого рода программистских «заворотов». Эту очевидную мысль приходится напоминать, так как примеров обратного слишком много.

Во-вторых, в основу базы данных должно быть положено событие как акт, имеющий комплекс причин в прошлом и ряд последствий в будущем.

В-третьих, каждый материал, каждый файл исторической базы данных должен состоять из отдельных текстов, рассчитанных на разный уровень восприятия.

Для наглядности рассмотрим возможную компоновку материала на примере одного из первых уроков «Новейшей истории» в 11-м классе (http://www.hrono.ru/metodikazarub_strany.html) по теме «Политико-экономическая характеристика ведущих стран Европы и Северной Америки в начале XX века». Предполагается освоить понятия: пангерманизм, политика «большой дубинки» США, «дипломатия доллара» США, дуалистическая монархия, парламентская монархия, суфражистки, пацифисты, метрополия. В качестве основной ставится задача изучить такое явление, как реформизм Ллойд Джорджа (в Великобритании), политику кайзера Вильгельма II и канцлера Отто фон Бисмарка, выразителя идеи «натиск на Восток» (в Германии), деятельность радикального правительства Жоржа Клемансо (во Франции), работу двухпартийной системы и президентство Томаса Вудро Вильсона и Теодора Рузвельта (в США), а также политику императора Австро-Венгерской империи Франца Иосифа и ряд других вопросов. Каждый из перечисленных выше пунктов должен быть представлен в базе данных несколькими текстами, дающими представление о предмете разной глубины и с различных точек зрения. Тогда преподаватель сможет на основе этого электронного пособия давать ученикам задания, требующие сопоставления, выделения главного и формулирования собственного (иными словами – правильного) суждения о предмете изучения.

Обязательно следует сказать о подходах при составлении собственной базы данных каждым учителем истории. Шестилетний опыт использования ресурсов интернета подсказывает: все найденные материалы нужно копировать и сохранять на своем компьютере или в локальной сети. Естественно, не забывайте, что делать это следует с разрешения владельца и притом обязательно указывать источники цитирования материалов. Этого требует не только авторское право, но и этика. Почему я настаиваю на копировании? Потому что за прошедшие годы целый ряд замечательнейших сетевых проектов бесследно исчез. При каждой перепечатке чьего-то материала я обязательно даю ссылку на исходный адрес ресурса. К сожалению, многие из них, уже не откликаются – таких доменов более не существует. Все информационные богатства, которые мне не удалось вовремя «скачать» (а разрешение владельцев сайтов было получено), пропали.

И самое главное, в создании баз данных, пригодных для обучения школьников, нужна кооперация. В качестве автора идеи и основного составителя сетевого проекта «ХРОНОС – всемирная история в интернете» я предлагаю всем желающим брать эту разработку за основу. Благо она доступна через мировую паутину практически из любого конца планеты и ничего не будет стоить ее пользователям.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту