search
main
0

Смыслы и формы

Каким должно быть наставничество в образовании?

В первом выпуске «МП» за этот год мы начали разговор о наставничестве в образовании. Молодые учителя из Калининградской области поделились своим мнением о том, какими качествами должен обладать наставник, а также рассказали о своих наставниках в профессии. Тему продолжают их коллеги из других регионов. В чем должно заключаться наставничество в педагогической среде и что необходимо для его развития?

 

Максим ГРИШИН, председатель Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского Профсоюза образования, заместитель генерального директора по УВР Лицея Бауманский Республики Марий Эл:

– Система наставничества, на мой взгляд, складывается из трех смысловых аспектов. Во-первых, сам молодой специалист должен понимать, что наставник для него не очередной контрольно-надзорный орган, а друг и помощник. Во-вторых, наставнику нужно осознавать, что он выполняет чрезвычайно важную социально ориентированную миссию. Здесь исключен принцип «живу одним днем…». Третье и, пожалуй, самое важное – создание условий руководителем организации. Директор в первую очередь заинтересован в кадрах, а значит, в его силах материальное и нематериальное стимулирование процесса наставничества.

В методических рекомендациях о создании целевой модели наставничества (совместное письмо Минпро­свещения и Общероссийского Профсоюза образования) сказано, что на сегодняшний день «Наставничество в образовании развивается преимущественно как волонтерское движение. Существует реальная потребность его трансформации в регламентированный вид профессиональной деятельности в образовании». С этими словами трудно не согласиться. Для возрождения системы наставничества в образовании сделан большой шаг – разработана нормативная база, однако еще больше предстоит сделать.

 

Олеся ГОНЧАРУК, директор центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Волгоградской государственной академии последипломного образования, председатель клуба «Наставник» Общероссийского Профсоюза образования:

– С одной стороны, наставничество в образовательной организации должно создавать условия для профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов, для привлечения лучших выпускников вузов, для «горизонтального обучения» педагогов на основе обмена опытом. С другой стороны, если рассматривать наставничество на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, то это эффективная форма для распространения передового педагогического опыта, для создания профессиональных сообществ, что, как следствие, повышает престиж учительской профессии. Лично для педагога-наставника это профессиональное развитие в режиме многозадачности, вертикальный и горизонтальный карьерный рост.

На всероссийском уровне работает клуб «Наставник» Общероссийского Профсоюза образования, в который входят актив Совета молодых педагогов, победители и призеры всероссийских конкурсов профессионального мастерства. Педагоги-наставники выступают лекторами на различных образовательных площадках, входят в экспертное сообщество, помогают региональным советам молодых педагогов.

 

Юлия ИЛЮХИНА, доцент кафедры дошкольного образования Института развития образования Краснодарского края, наставник абсолютного победителя и семи лауреатов конкурса «Воспитатель года России»:

– Наставничество в педагогической среде – это особый, сакральный акт взаимодействия двух человек, при котором передаются не столько техники, приемы и алгоритмы процессов, сколько ценности и смыслы педагогической профессии в целом.

Когда наставника назначают, велик риск не совпасть по ценностному и смысловому полю, а значит, возможно неконструктивное противостояние. Когда же наставника заставляют отчитываться о проделанной работе, велик риск возведения «потемкинских деревень» и ухода от содержательного взаимодействия в формальное.

В связи с этим при развитии наставничества в педагогической среде необходимо сохранить особые условия выбора наставника наставляемым, то, что называется «по сердцу», а также обезопасить наставничество от бюрократической планово-отчетной волокиты.

 

Ирина ЛУКИНА, лидер Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель» в 2020 году, директор средней школы №2 города Сухиничи, Калужская область:

– Чаще всего наставником предлагают стать педагогу не только с большим опытом педагогической деятельности, но и с активной жизненной позицией, опытом участия в конкурсах профмастерства и сопровождения детей разных категорий. Такие педагоги имеют достаточно высокую нагрузку (учебную и внеучебную). Поэтому наставничество уходит в формализм.

Возможное решение – групповое наставничество. Когда с наставляемыми работает группа, снижается индивидуальная нагрузка. Еще несколько интересных форматов наставничества: стратегические сессии, когда вместе с педагогом выстраивается карьерный маршрут и составляется план достижений, менторинг – индивидуальная работа на определенную цель (подготовка к аттестации или конкурсам профмастерства и т. п.), командные формы взаимообучения, сетевые формы – когда молодой педагог может выбрать себе наставника из других образовательных учреждений, обучение через профессиональные сообщества.

 

Андрей СЁМКЕ, учитель года Кубани-2000, заслуженный учитель Кубани, учитель физики и астрономии средней школы №19 Ейского района, Краснодарский край:

– У Владимира Даля наставник – это учитель или воспитатель. Бойль был наставником у Роберта Гука. Макс Планк – у Альберта Эйнштейна. У каждого в жизни был наставник. Георгий Панаетович Холиди был моим тренером по водному поло на протяжении 10 лет, под его руководством мы стали большими спортсменами, но главное – он научил нас дружить, быть командой, мужчинами и оставаться ими при любых обстоятельствах. Мы до сих пор дружим, несмотря на время и расстояние.

Считаю наставниками всех своих учителей. Мне повезло, у меня были отличные педагоги, которые научили любить науку, литературу, историю, искусство, жизнь, быть счастливым. Я благодарен им за это. В последнее время замечаю, что многому можно учиться у молодых коллег, и с гордостью считаю их своими наставниками.

В нашем открытом мире учитель может быть наставником для ребят из далеких от него регионов. Таких примеров в современном образовании много. Более двадцати лет в нашей стране реализуется проект «Межрегиональные экологические экспедиции школьников России» в рамках движения «Учитель года». За эти годы в экспедициях приняли участие более 3000 ребят из разных уголков России, написано множество исследовательских работ, реализована масса экологических и гуманитарных проектов. В большинстве случаев наставники и ученики, познакомившись в экспедиции, реализовывали задумки, находясь в сотнях километров друг от друга.

У нас в регионе реализуется проект «ProfНавигатор», который создан Краснодарской краевой организацией Общероссийского Профсоюза образования совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Активисты клуба «Учитель года Кубани» каждую пятницу становятся наставниками для молодых, начинающих учителей из всех муниципалитетов Кубани, а также из соседних регионов. Так, Екатерина Щербакова, лауреат конкурса «Учитель года России»-2022, поделилась опытом мотивации школьников к изучению математики, показала приемы развития критического мышления.

Мария Бабченко, учитель английского языка средней школы №1 Динского района, призер краевого конкурса «Учитель года Кубани»-2022, провела для педагогов онлайн-семинар «Блогосфера+Благосфера». Начинающие учителя узнали, как сформировать личный бренд, рассмотрели тренды социальных сетей, разобрали работу с аккаунтом и виды контента, а также обсудили миссию учителя-блогера. Полина Пятакова, лауреат конкурса «Учитель года России»-2021, рассказала о культуре и эстетике проведения уроков и мероприятий. Каждая такая встреча – это живительный нектар для начинающих учителей, глоток свежего воздуха. По итогам встреч подготовлен методический материал, который внесен в электронный банк.

В крае создан Совет молодых педагогов, который помогает выявлять дефицит профессиональных знаний у начинающих учителей, проводить фестивали и форумы в очном и дистанционном форматах, а также реализовать программу комплексного сопровождения молодых педагогов. Активисты клуба «Учитель года Кубани» выступают в роли наставников, и это взаимодействие становится ключевым в становлении молодых учителей, в их профессиональном развитии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте