search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей Результаты первых ЕГЭ доступны: как узнать количество баллов и когда появятся итоги всех экзаменов С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного В регионах появились первые стобалльники ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ Минпросвещения: в финал «Учитель года России-2023» вышли 90 педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения Съезд Всероссийского педагогического собрания объединил более 200 делегатов из 49 регионов страны В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Крупнейший международный образовательный форум начался в Казани
0

Смысл – в деталях. Пересказ текста в процессе взаимообучения

На занятиях по литературе, посвященных взаимообучению пересказу, перед учителем стоит задача формирования специальных умений, необходимых для подготовки подробного пересказа и исправления ошибок и недочетов, допущенных в нем.

Подчеркну, что ученики не просто готовят пересказ художественного текста, а делают это в процессе взаимообучения, то есть сами оценивают и контролируют друг друга.

Чтобы правильно выделить и сформулировать эти умения, мы поставили перед собой вопросы:

1. Какие требования педагог должен предъявлять к подробному пересказу ученика?

2. Какие типичные ошибки допускают ученики при подробном пересказе?

Первое:

Ученик должен уметь выбирать для подробного пересказа такие события, факты и детали, которые важны для понимания смыслового содержания текста.

Ученик должен уметь передавать в пересказе художественного текста авторский стиль.

Второе:

При подготовке подробного пересказа ученик допускает типичную ошибку – заучивает текст наизусть. Владение умением выбирать главное, несмотря на то что требуется подробное изложение, позволит избегать этой ошибки. Ученику, выступающему в роли учителя, предстоит оценить пересказ партнера. Понятно, что он должен владеть умением видеть и исправлять данную ошибку.

Существенную роль в пересказе для передачи смысла событий играют детали. Ученик должен включать их в пересказ, а партнер, выполняющий обучающую роль, – замечать отсутствие необходимых в пересказе деталей и объяснять целесообразность их использования.

Обучая пересказу с сохранением литературного стиля, педагог формирует у детей умение использовать авторские выразительные средства языка. Оценивая ответ партнера по данному критерию, ученик-обучающий должен отмечать отсутствие таких средств и помогать совершенствовать пересказ.

Поскольку педагогическая функция складывается из владения предметными умениями и из способности обучить своих воспитанников этим умениям, то в процессе тренажа предметных умений в парах сменного состава отрабатываются и педагогические умения.

Тренажные карточки, направленные на формирование конкретного умения, включают подробные правильные ответы, а также приемы, позволяющие помочь партнеру.

Привожу образец карточки, предназначенной для формирования умения включать в язык пересказа авторские художественные средства.

Карточка-задание

Отметь авторские слова и выражения, которые необходимо включить в пересказ.

Ответь на вопрос: «Как включенные в пересказ авторские слова и выражения меняют его?».

Проверь правильность выполнения задания по ключу.

На карточке дан невыразительный вариант пересказа отрывка из сказки-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца»:

Настя была как курочка. Волосы были золотые. На лице веснушки. Носик глядел вверх.

Митраша был моложе сестры. Ему было 10 лет. Он был маленького роста и очень упрямым. Его называли «мужичок в мешочке». У него тоже были веснушки и как у сестры курносый нос.

Карточка-ключ

Ознакомься с содержанием карточки-ключа.

При работе с партнером в случае неполного ответа или, наоборот, чрезмерно точного восстановления текста предложи ему подумать: «Какие авторские слова и выражения (в описании внешности Насти и Митраши) создают зрительный эффект и подчеркивают симпатии автора к детям?»

В подробном пересказе партнера должны быть сохранены такие авторские слова и выражения:

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые. Только носик был один чистенький и глядел вверх.

Митраше было только 10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. Его называли «мужичок в мешочке». Нос его был чистенький и смотрел вверх, как у Насти, а все лицо покрывали золотые веснушки.

В рассуждениях партнера должно присутствовать примерно следующее: «Выделенные в описании внешности Насти и Митраши слова помогают зримо представить героев и выражают симпатии автора к детям».

Татьяна ПОСАЖЕННИКОВА, учитель русского языка и литературы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте