На занятиях по литературе, посвященных взаимообучению пересказу, перед учителем стоит задача формирования специальных умений, необходимых для подготовки подробного пересказа и исправления ошибок и недочетов, допущенных в нем.
Подчеркну, что ученики не просто готовят пересказ художественного текста, а делают это в процессе взаимообучения, то есть сами оценивают и контролируют друг друга.
Чтобы правильно выделить и сформулировать эти умения, мы поставили перед собой вопросы:
1. Какие требования педагог должен предъявлять к подробному пересказу ученика?
2. Какие типичные ошибки допускают ученики при подробном пересказе?
Первое:
Ученик должен уметь выбирать для подробного пересказа такие события, факты и детали, которые важны для понимания смыслового содержания текста.
Ученик должен уметь передавать в пересказе художественного текста авторский стиль.
Второе:
При подготовке подробного пересказа ученик допускает типичную ошибку – заучивает текст наизусть. Владение умением выбирать главное, несмотря на то что требуется подробное изложение, позволит избегать этой ошибки. Ученику, выступающему в роли учителя, предстоит оценить пересказ партнера. Понятно, что он должен владеть умением видеть и исправлять данную ошибку.
Существенную роль в пересказе для передачи смысла событий играют детали. Ученик должен включать их в пересказ, а партнер, выполняющий обучающую роль, – замечать отсутствие необходимых в пересказе деталей и объяснять целесообразность их использования.
Обучая пересказу с сохранением литературного стиля, педагог формирует у детей умение использовать авторские выразительные средства языка. Оценивая ответ партнера по данному критерию, ученик-обучающий должен отмечать отсутствие таких средств и помогать совершенствовать пересказ.
Поскольку педагогическая функция складывается из владения предметными умениями и из способности обучить своих воспитанников этим умениям, то в процессе тренажа предметных умений в парах сменного состава отрабатываются и педагогические умения.
Тренажные карточки, направленные на формирование конкретного умения, включают подробные правильные ответы, а также приемы, позволяющие помочь партнеру.
Привожу образец карточки, предназначенной для формирования умения включать в язык пересказа авторские художественные средства.
Карточка-задание
Отметь авторские слова и выражения, которые необходимо включить в пересказ.
Ответь на вопрос: «Как включенные в пересказ авторские слова и выражения меняют его?».
Проверь правильность выполнения задания по ключу.
На карточке дан невыразительный вариант пересказа отрывка из сказки-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца»:
Настя была как курочка. Волосы были золотые. На лице веснушки. Носик глядел вверх.
Митраша был моложе сестры. Ему было 10 лет. Он был маленького роста и очень упрямым. Его называли «мужичок в мешочке». У него тоже были веснушки и как у сестры курносый нос.
Карточка-ключ
Ознакомься с содержанием карточки-ключа.
При работе с партнером в случае неполного ответа или, наоборот, чрезмерно точного восстановления текста предложи ему подумать: «Какие авторские слова и выражения (в описании внешности Насти и Митраши) создают зрительный эффект и подчеркивают симпатии автора к детям?»
В подробном пересказе партнера должны быть сохранены такие авторские слова и выражения:
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые. Только носик был один чистенький и глядел вверх.
Митраше было только 10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. Его называли «мужичок в мешочке». Нос его был чистенький и смотрел вверх, как у Насти, а все лицо покрывали золотые веснушки.
В рассуждениях партнера должно присутствовать примерно следующее: «Выделенные в описании внешности Насти и Митраши слова помогают зримо представить героев и выражают симпатии автора к детям».
Татьяна ПОСАЖЕННИКОВА, учитель русского языка и литературы
Комментарии