search
main
0

Смысл требует поиска: образы и метафоры в современном образовании

Кажется, что в современном мире никому уже не нужны тексты и метафоры, а весь информационный обмен сводится к коротким клипам, визуальным образам, мемам и прочим новоиспеченным коммуникационным форматам. Однако это только кажется. Мода приходит и уходит, а стремление людей познавать глубину мира, размышлять, сомневаться, использовать образы непреходяще. Перефразируя известное высказывание, можно утверждать: «Скажи мне, кто твой образец, и я скажу, кто ты». Смысл всегда требует сложного поиска и большого труда, но только с ним жизнь приобретает значение, а человек понимает свой собственный путь. Не случайно известный аналитик Рэй Курцвейл обратил внимание на важность метафор: «Поиск метафор заключается в распознавании образов при изменении деталей и контекста – то, чем мы занимаемся постоянно в нашей каждодневной жизни». Да и искать метафоры не надо, они сами нас находят в повседневной жизни, сопровождают, удивляют, становятся обыденными, нередко запутывают и уводят от реальности.

Фото: Freepik

Метафоры в образовании дают яркие образы и помогают запоминать учебную информацию, но при этом могут ввести в заблуждение, увести от истины и отвлечь от трудностей познавательного пути. Как и все остальное в жизни, работа с метафорами требует сбалансированного и адекватного отношения, увлечения без потери управления, эстетического удовольствия с учетом критического мышления, ярких вспышек без ослепления.

Метафоры и образы часто показывают обычные события в непривычном свете, обращены к парадоксам и подсказывают новые идеи. Не всем будет просто перейти к такой позиции. Помните про званых и призванных – не все наблюдающие являются понимающими. Все ли готовы воспринимать новые идеи, меняться, развиваться, отказываться от имеющихся стерео­типов? Можно сказать, что если обучаться человек обязан (жизнь этого от нас настоятельно требует), то саморазвитие – дело добровольное, самостоятельное, индивидуальное и ответственное.

Джонатан Хайдт в своей работе «Стакан всегда наполовину полон! 10 великих идей о том, как стать счастливым» поместил такие утверждающие роль метафор в науке размышления: «Мышление человека строится на метафорах. Все новое и сложное мы понимаем через то, что нам уже известно. Например, думать о жизни в целом довольно трудно, но стоит применить метафору «жизнь – дорога», как сразу напрашиваются выводы: чтобы идти по дороге, нужно изучить ландшафт, выбрать направление, найти хороших попутчиков и наслаждаться путешествием, поскольку в конце пути, возможно, ничего не обретешь.

Трудно думать и о психическом устройстве человека, но стоит подыскать подходящую метафору, она сама направит мысль. На протяжении всей известной истории человечества мы жили бок о бок с животными и пытались ими управлять, поэтому животные проникли в древнейшие метафоры… Наша жизнь – творение нашего разума, а творим мы во многом через метафоры. Мы видим новое сквозь призму уже известного и понятного: жизнь – путь, спор – война, разум – наездник на слоне. Ошибка в метафоре вводит нас в заблуждение, а без метафоры мы слепы».

Культурные образцы и общественные ценности разных народов мира издавна передавались не только и не столько через прямые указания и нормативные документы с перечислением допустимого, поощряемого и запрещенного в поведении человека. Самым коротким путем к пониманию и принятию всегда были метафоры, которые зримо или скрыто присутствовали в художественной литературе, устном народном творчестве, живописи и скульптуре, коротких высказываниях и историях, известных в широких народных массах.

Язык метафор является одновременно сложным и простым, доступным многим и несущим смыслы только для избранных и понимающих. Само слово «метафора» имеет древнегреческое происхождение и переводится как «перенос» или «несущий над». Если метафора не становится самоцелью («ради красного словца»), то ее понимание включает анализ контекста, сравнение, проведение аналогий, олицетворение (иногда через гиперболы), перенос на реальную ситуацию с открытием нового смысла в привычном взгляде.

Метафора – это творческий способ описания потенциально сложной ситуации, который предлагает новые пути выхода из нее, изменение точки зрения человека. Человек оказывается способным посмотреть на себя под непривычным углом, выявить и проанализировать личностные особенности и поведенческие характеристики. Люди лучше помнят информацию, если повествование эмоционально окрашено и подключены эмоции воспринимающего.

В метафоре можно выделить четыре элемента: категория или контекст; объект внутри категории; процесс осуществления объектом своей функции; приложение процесса к реальным ситуациям или пересечение с ними. Аристотель очень точно подметил: «Создавать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Можно выделить два вида метафор: эпизодические (метафоры, маркирующие одно звено в ходе рассуждений, вызывающее затруднения в понимании) и сквозные (метафоры, на которых построен весь сюжет).

Метафора – место встречи общего смысла и индивидуального понимания в виде яркого и доступного объемного образа (он точно не является плоским – имеет глубину и многосторонность). Если такой встречи не происходит, то причина может быть в несвоевременности, в позиции одной из сторон (передающей или принимающей), во внешней обстановке и многом другом. Открытость личности к пониманию, размышлению и изменениям – ключевое требование к восприятию метафорических образов. Поэтому важно найти правильное настроение и получить максимум полезного жизненного опыта, переводя метафоры в практические вопросы и способы решения актуальных на данный момент проблем. Одним из самых естественных источников метафор и образов является искусство.

Об этом точно и философски сказал исследователь Ричард Уотсон в своей книге «Технологии против человека: как мы будем жить, любить и думать в следующие 50 лет?»: «Искусство – это повествование о жизни человека, нередко посредством метафор. Искусство – это попытка понять состояние человека и преобразовать это понимание в объекты и образы, способные преодолевать время и пространство. В своем лучшем проявлении искусство – это призыв к чему-то: оно может заставить людей страстно желать чего-то или задаться вопросами о самих себе. Искусство – это также визуальное представление того уникального факта, что люди – и только люди – могут представлять себя и свой мир со стороны. Искусство позволяет увидеть не только реальный мир, но и другие воображаемые миры, рождающиеся внутри нашей головы. Искусство напоминает нам, что мы тоже смертны, хотя в некоторых случаях мы используем его для облегчения страха смерти».

Первые в мире учителя, которые не могли использовать учебники и наглядные материалы за их полным отсутствием, часто обращались к коротким историям и притчам, чтобы создать яркий образ для обсуждения и создания некоторых образцов. Как нельзя образование представить без учителя, так и невозможно представить его без коротких сюжетных историй, имеющих разные названия – притчи, анекдоты, истории, рассказы, сказки, легенды, загадки и т. п. Все они показывают модели жизненных ситуаций в разных областях.

Часто метафоры создают образы. Нередко в них заключаются ценностные основания и значимые подходы к той или иной деятельности. Например, когда педагога называют скульптором, который «лепит» ребенка по своему усмотрению в соответствии с намеченным планом, задается взгляд на стратегию педагогической работы. Здесь четко видны субъектно-объектные отношения, в которых обучающиеся подобны глине или гипсу для изготовления определенного продукта (в зависимости от мастерства ваятеля).

Приведем пример притчи о спокойствии из книги, где предлагаются метафора дерева и разные образы – корни, ствол и ветви. При этом образный ряд можно продолжать и углублять. Кстати, метафора дерева может быть использована и при рассмотрении важных понятий из разных предметных областей образования.

– Учитель, в чем корни спокойствия? – спросил пытливый ученик.

– Корни спокойствия в безопасности. Если человеку не грозят смерть или болезни, он спокоен, – отвечал учитель.

– А из чего состоит ствол спокойствия? – спросил самый умный ученик.

– Ствол спокойствия – это правильная картина мира, составленная из верных смыслов и лишенная страстей.

– А куда простираются ветви спокойствия?

– Они простираются к близким по духу людям.

Метафоры проникают в область бессознательного, активизируют потенциальные возможности человека и представляют собой не жесткое указание, не директиву, они только намекают, направляют, наставляют, воспринимаются не посредством выводов и умозаключений, а непосредственно, чувственно, образно: мы сначала воспринимаем метафору, а потом ищем объяснение. Они могут использоваться с разными задачами.

Во-первых, так достигается компактность общения, позволяющая быстро и кратко донести до слушателя(ей) главную мысль, а также обеспечить ее понимание парт­нером. Поэтому метафоры во многих случаях связаны с визуальными образами, позволяющими «собрать разные смыслы».

Во-вторых, здесь язык сохраняет свою «живую душу», выполняет свое назначение быть источником ярких образов и символов, обеспечивающих эмоциональную окраску передаваемой информации и легкость понимания содержания, что способствует развитию образного мышления и стимулирует воображение.

В-третьих, оказывает помощь при передаче смыслов, которые не всегда легко, лаконично и ясно удается выразить средствами обычного языкового формата с прямым разъяснением.

Критичность в понимании метафор преобладает над категоричностью, а процесс их обсуждения сам по себе становится важным результатом личностного развития в образовании. Стоит помнить, что каждый обучающийся (более или менее подготовленный в изучаемой предметной области) может найти свои ответы на соответствующем уровне, а отсутствие общего образца и эталона способствует познавательной активности, делает образовательный процесс не только увлекательным, но и полезным для личностного становления.

Сказки, мифы, притчи в большей степени обращаются к интуиции и фантазии. С древнейших времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. С их помощью в сознании закреплялись нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Истории были также и средством народной психотерапии, которое врачевало душевные раны. Сегодня их часто заменяют видеосюжеты, однако не все из них обладают потенциалом для поддержки внутреннего развития и поиска личностных смыслов.

Высокий образовательный потенциал коротких метафорических историй может воплощаться в их использовании в разных направлениях:

  • для поддержки познавательной мотивации обучающихся в рамках занятия;
  • для изучения в качестве самостоятельного документа или текста с комплексом вопросов и заданий;
  • для выполнения нестандартного задания, когда история может быть восстановлена по предложенным фрагментам или элементам или же создана заново на основе отрывочных сюжетных линий;
  • для завершения занятия, подведения его итогов или обращения внимания на самые важные ценностные аспекты изученного содержания той или иной темы;
  • для самостоятельной творческой работы в рамках проекта, исследования, постановки и т. п. (в том числе в системе дополнительного образования).

При этом стоит помнить об опасности излишней эмоциональности и ухода от образовательных задач при использовании такого необычного образовательного инструмента. Частота использования также имеет значение, чтобы метафорические истории не превратились в рутину или ритуал, переставая быть мотивационным ориентиром к познанию, а также искусственным элементом, включенным в занятия ради формы, а не для рассмотрения содержательных вопросов.

Важно точно определить формы и способы работы с метафорами и образами:

  • сформулировать основную мысль или проблему, главную тему или соотнести тему занятия с метафорой или образом;
  • предложить окончание истории или дополнить ряд зрительных образов (дать собственные версии с пояснением, что в данном случае представляется значимым);
  • вставить пропущенные слова (на основе заготовленного учителем текста с пропусками, которые в данной форме работы могут быть связаны с ключевыми понятиями, смысловыми акцентами или языковыми особенностями текста);
  • предложить свои иллюстрации для данной истории (существующие классические произведения живописи, собственные образы, фото и т. п.);
  • дать собственное название истории или иллюстрации (озаглавить), написать к ней небольшую аннотацию (можно также предложить придумать сценарий ролика или даже снять его, используя знания и умения из разных учебных дисциплин);
  • сделать разбор текстового документа или анализ изображения (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста);
  • сформулировать несколько возможных выводов (пониманий смысла);
  • предложить собственные вопросы или ответить на уже поставленные;
  • провести сравнение нескольких метафор или образов.

При использовании разных типов метафорических материалов в образовании и самопознании вопросы являются основой для познавательного развития, обмена мнениями и позициями, организации общей дискуссии и рефлексивных размышлений над прочитанным. Понимание вопроса – ключ к поиску ответа на него, а значит, и к личностному познавательному развитию, желанию развиваться и меняться. Не случайно Максим Горький очень точно заметил: «Да не о том думай, что спросили, а о том – для чего? Догадаешься – для чего, тогда и поймешь, как надо ответить».

Не все вопросы одинаково продуктивны и полезны. Многие исследователи делят вопросы на конструктивные и деструктивные. К конструктивным вопросам относят те, которые проясняют, информируют о мыслях и чувствах других, приоткрывают информацию, получают больше фактов и деталей. Их отличают конкретность, отсутствие элементов ответа, уважение и вежливый тон без желания оскорбить или унизить, понятность для собеседника, отказ от стремления задеть достоинство (бережное отношение к личным особенностям и частной жизни).

Метафоры в образовании важно рассматривать с максимальным разнообразием методических подходов, опираясь на высказывание Эдмунда Гуссерля в его статье для Британской энциклопедии «Феноменология» о сочетании внешнего и внутреннего, разумного осмысления и эмоционального восприятия: «Суждение, оценка, стремление – они также не пустое обладание в сознании соответствующими суждениями, ценностями, целями и средствами, но подобным образом суть переживания». Использование разных методов и приемов должно предполагать разнообразие и постоянные оригинальные находки, позволяющие привлечь внимание и создавать ситуации удивления, но оно эффективно только при открытости слушающего и рассказывающего метафорическую историю.

Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте