search
main
0

Смысл бытия. Сборник притч для использования в образовательном и воспитательном процессах

Данный сборник может быть использован в воспитательной работе с младшими школьниками для формирования нравственных ориентиров и ценностей, для развития коммуникативных компетентностей и ассоциативного мышления. Они могут быть использованы и в работе с родителями для демонстрации различных интерпретаций одной и той же ситуации и побуждения слушателей к самооценке своих поступков.

Притча – эффективный способ пробуждения интереса школьников и активизации их деятельности на уроке в диалоговом режиме, однако требует от преподавателя осторожного и взвешенного подхода, методической грамотности и умеренности в использовании.В воспитательной работе притчи могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, они передают нравственные идеалы и показывают образцы поведения. Притчи можно отнести к метафорическим повествованиям. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Человек всегда учится сам и каждый делает выводы самостоятельно (часто совершенно разные на основе одной и той же истории). Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи – один из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. С одной стороны, обобщенные, массовые истории порождают множество индивидуальных интерпретаций, что в конечном итоге приведет к снижению качества обучения. С другой стороны, столкновение мнений, противоречивость и дополняемость интерпретаций позволяют раскрыть многомерность метафоры, многозначность ее смысла и найти то общее, что примиряет разные позиции, указать новое желательное поведение. Притчи выполняют следующие функции:    Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.     Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели этой истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.     Функция хранения опыта. Истории – носители традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, они облегчают процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, несут альтернативные концепции.В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве документа для анализа, в качестве ситуации для обсуждения или рефлексии. Способы использования притч в учебном и воспитательном процессах:1. Обсуждение основной идеи и смысла истории.2. Название притчи.3.  Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.4. Иллюстрирование рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения).5. Формулировка вопросов или ответ на поставленные вопросы.6. Выделение ключевых понятий.7. Инсценировка по рассказу (истории).8. Загадка, которую нужно отгадать.9. Найти или угадать пропущенные слова.10. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).11. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т. д.).12. Сравнение нескольких притч. Притча «Сосуд жизни»Однажды к одному мудрецу пришел человек и спросил: – Что такое жизнь человека, в чем ее смысл?  Старик взял в руки стеклянный сосуд и сказал: – Смотри. Я бросаю в этот сосуд крупные камни. Наполнился сосуд? Он полный? – Да, – ответил удивленный человек. – Теперь в этот же сосуд я бросаю мелкие камни, смотри, сколько их еще войдет. А вот мелкий песок. Я его засыпаю, и он заполняет оставшуюся пустоту. Теперь сосуд точно полный, но я возьму чашку с чаем и вылью его в сосуд. Вошла жидкость? Еще как…Вот этот сосуд и есть жизнь каждого из нас. Крупные камни – это самое главное в жизни, что есть у каждого: семья, работа, здоровье, учеба, друзья. Без этого не прожить. Мелкие камни – это не самое главное, но и оно заполняет нашу жизнь: помыть посуду, сходить в магазин, выбросить мусор и т. д. Песок – это вообще всякая ерунда: мелкие заботы и желания, пустая трата времени. Если засыпать в сосуд сначала песок, не войдут ни крупные камни, ни мелкие. То есть жизнь превратится в песок, так как не останется места на главное. А теперь я объясню, для чего я вылил в эту странную жизненную композицию чашку чая. А сделал я это для того, чтобы доказать, что, какой бы полной и занятой ни была наша жизнь, в ней всегда найдется время, чтобы собраться за столом со своей семьей и друзьями и выпить чашку чая.Притча «Мудрый отец»У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление – он горько заплакал. – Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет!- Гвоздей нет, а дырки остались, – ответил сын.Притча «Про ворону и павлина»В парке дворца на ветку апельсинового дерева опустилась черная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволять такой странной птице входить в этот парк! Он выступает так важно, что можно подумать – это сам султан, а при этом у него ужасно некрасивые ноги. А его перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. Он тянет за собой хвост, как будто он лиса». Ворона прекратила делать замечания и выжидательно замолчала.Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То, что ты видишь во мне плохого, основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, так что перья на плечах топорщатся и на шее появляется второй подбородок. В действительности я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки, а на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумывался над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне». (По П.Этесами)  Притча «Разумное воспитание»Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.Притча «О двух волках»Когда-то давно старый индеец передал своему внуку одну мудрость:- В каждом человеке борются два волка. Злой волк несет зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Добрый волк защищает мир, любовь, надежду, истину и верность.Маленький индеец на мгновение задумался, а потом спросил:- А какой волк в конце побеждает?Старый индеец с усмешкой ответил:- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.Притча «Корни семьи»Родители воспитывали сына строго. Отец был солдатом и хотел, чтобы сын тоже стал солдатом. Он учил сына стойко переносить холод и голод, упражнять мышцы и волю. Если сын хныкал, отец сурово наказывал его и говорил:- Сильный сын – опора родителей.Постепенно сын закалился и научился драться лучше всех. Только сын никогда не радовался отцу и ненавидел армию.Мать была родом из образованной семьи. Так сложилась судьба, что ей пришлось выйти замуж за солдата. Мать жалела себя и хотела, чтобы сын вырос образованным человеком. Целыми днями она заставляла сына упражняться в письме и математике, если отец был занят на службе. За ошибки мать сурово наказывала сына и говорила:- Умный сын – надежда родителей.Одно расстраивало мать: сын никогда не улыбался и ненавидел учебу.Гулять мальчику разрешалось только в выходной. С нетерпением сын ждал этого дня и исчезал из дома до вечера. Однажды мать решила проследить, чем занимается сын во время прогулки. Она с изумлением увидела, что мальчик отправился в домик, где жили родители ее мужа. Мать спряталась за деревом и видела, как бабушка расцеловала внука. Потом сын читал бабушке книжку. Мать наблюдала, как дед обнял внука, и они вместе мастерили что-то. Мальчик часто улыбался и даже хохотал. Притча «Любящий родитель»Жил родитель, который очень любил своих детей и очень боялся, что с ними что-то случится. Поэтому он всегда контролировал каждый их шаг, указывая, в какую сторону им нужно идти. Он делал все, чтобы никакие трудности не омрачили их жизнь. Но, несмотря на это, его дети выросли недостойными людьми.В отчаянии любящий родитель воскликнул:- Жизнь! Почему же так случилось?!Та ему ответила:- Потому что ты не дал мне ни единой возможности их воспитать.​Оксана ДМИТРИЕВА, учитель начальных классов гимназии №25 города Благовещенска Амурской области, учитель года Амурской области-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте