Еще несколько лет назад разговор об использовании мобильных телефонов на уроке вызвал бы недоумение со стороны преподавателей и радость учеников. Ведь официальная позиция учителя заключалась в том, что мобильник на уроке – это раздражитель, который отвлекает от изучения предмета, нарушает дисциплину и порядок. Однако позиция ученика заметно отличается: телефон дает возможность контактировать с другом, если урок не состоялся в содержательном плане, позволяет незаметно списать, используя заранее тщательно отобранные, сфотографированные материалы, получить помощь товарищей даже на самом страшном выпуском экзамене. Кроме того, это способ прогуляться по Интернету в поисках нужной информации и еще многое другое весьма полезное.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Две принципиально разные точки зрения – извечное противостояние отцов и детей. А ведь в подходе современных школьников к использованию стильных гаджетов есть много рационального, ибо это исходит из стремления выжить в условиях строгой и беспристрастной аттестации, самоподготовки и совершенствования знаний по отдельным предметам. Вот здесь как раз и проходит одна из тропинок, идя по которой, дети получают возможность учиться, рационально используя технические ресурсы информационного общества. Другими словами, увлечение ребят вполне можно использовать во благо образованию.
В мире уже есть практика использования мобильных телефонов и соответствующего программного обеспечения с целью обучения студентов, сотрудников компаний, изучения иностранных языков, получения справочной, правовой и другой информации.
Российский рынок, правда, пока еще не насыщен ориентированными на среднюю школу образовательными продуктами для мобильных телефонов. Однако и здесь есть свои, отечественные разработки*. В частности, неплохим решением можно считать продукт издательства «Дрофа», пользоваться которым можно будет уже совсем скоро – с начала нового учебного года. Он представляет собой разработанные модули для изучения иностранных языков, а также тренинговые задания по различным предметам, которые изучаются в средней школе. Все это может быть с успехом использовано для подготовки учеников к аттестации, в том числе в формате ЕГЭ, при самоподготовке, отработке и закреплении навыков. Сфера применения программ – не только при самообучении, но и в классно-урочной системе.
Каков же алгоритм изучения иностранного языка, заложенный в этой разработке?
Ученик регистрируется на сайте компании, получает доступ к системе, проходит стартовое тестирование, что позволяет определить начальный уровень знаний, и выбирает интересующий его курс. Уникальность подхода заключается в том, что каждый может выбрать тот вариант связи, который ему удобнее – либо через мобильный телефон, либо через домашний или школьный компьютер. Затем пользователь получает задание, например, текст, в котором отмечены слова, которые ему предстоит выучить. По мере изучения слов можно выполнить контрольные задания по их переводу, прослушать произношение.
В процессе виртуального взаимодействия ученика и учителя строится индивидуальный график для каждого пользователя. Фактически реализуется индивидуальная схема обучения – в зависимости от стартовых возможностей подбирается курс, происходит фиксирование результатов, скорость продвижения определяется индивидуально. Само собой, что привязки к какому-либо конкретному месту обучения здесь не существует. Получив порцию новой информации, можно работать далее в автономном режиме.
Примеры вариантов тестовых заданий приведены на рис. 1-2 (картинки даны для мобильного интерфейса).
Как можно убедиться, это достаточно стандартный тест, где необходимо выбрать правильный ответ. Таких заданий немало в ЕГЭ, поэтому отработка навыков решения традиционных тестов немаловажна. В нижней части экрана можно видеть статику прохождения курса, представленную в виде столбчатой диаграммы. При желании пользователь может использовать дополнительную информацию (рис. 3-4).
Таким образом, происходит не просто проверка знаний, но и обучение, повторение, запоминание в процессе подготовки к аттестации или просто к уроку.
Отмечу характерные особенности, присущие новому образовательному продукту.
Безусловно, эта программа позволяет обучаться в режиме самообразования каждому человеку в любое удобное время и в удобном темпе, где бы он ни находился (при условии, разумеется, наличия у него Интернета или мобильного телефона). И учиться можно столько, сколько ему потребуется для освоения курса.
При использовании продукта в классно-урочной системе в него можно закладывать различные блоки заданий по различным темам, с различным сочетанием вариантов. Возможна разработка межпредметных и профильных модулей, например, «История культуры страны, говорящей на изучаемом языке», «Литература» и так далее. Здесь происходит настройка обучающей среды на особенности детей или их группы, а также выбор каждым учеником индивидуальной траектории обучения.
В режиме самообразования можно обучаться нескольким языкам, совершенствовать знания по различным предметам. При этом удаленность учеников от школы и преподавателей не влияет на эффективность образовательного процесса и не является ограничением для использования продукта. Это бесценное преимущество для тех, кто в силу состояния здоровья и иных причин не может принять участия в традиционном процессе обучения. И ученик, и учитель работают по удобному для каждого из них расписанию, что в свою очередь дает возможность реально изменить роль педагога и школьника в соответствии с требованиями современного этапа развития образования.
Ольга МАСЛЕНИКОВА, доцент Московского государственного института электроники и математики
Комментарии