Школьников будут допускать к урокам физкультуры с учетом состояния здоровья. Соответствующий законопроект в третьем чтении приняла Государственная Дума.
Согласно поправкам, которые вносятся в Федеральный закон «Об образовании в РФ», дети будут допускаться к занятиям физкультурой «на основании сведений, содержащихся в заключении медицинской организации, выданном по результатам проведенных профилактических медицинских осмотров обучающихся». Кроме того, образовательные учреждения должны будут обеспечивать организацию оказания первой помощи ученикам в период их пребывания в учебном заведении. При этом первую помощь в школах смогут оказывать педагогические работники и иные лица при наличии необходимой подготовки и навыков.
О том, какие сложности могут возникнуть с реализацией новых законодательных норм, размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Вопрос контроля детского здоровья, своевременной и квалифицированной медицинской помощи в школах поднимался еще на форуме ОНФ в 2015 году. Мы настаивали на возвращении медицинских работников в штаты образовательных организаций, поскольку закон об образовании и закон об охране здоровья граждан изменили ситуацию со школьной медициной. Медицинские работники находятся в штате поликлиники, и всю медицинскую поддержку осуществляет поликлиника. Министерство здравоохранения разработало специальные регламенты и нормы, согласно которым медработник появляется в школе 2-3 раза в неделю. Леонид Рошаль, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, неоднократно подчеркивал, что необходимо восстановить практику создания в поликлиниках школьных и дошкольных отделений, которые координировали работу врачей в учебных заведениях.
Законопроект о статусе школьной медицины был внесен в Госдуму еще в 2018 году. Дискуссии были весьма бурными: педагог не заменит врача, но и врач в школу не пойдет, ему не идет медстаж. Три года назад для решения этой проблемы Минздрав разработал и утвердил профстандарт «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях». Обсуждался целый спектр мер по созданию здоровьесберегающего учебного процесса. Но в итоге в закон вошло только то, что первую помощь обучающимся оказывает организация, осуществляющая образовательную деятельность. Поиск и прием на работу медработника окончательно переложили на школу. С учетом того, что школа испытывает голод даже в части педагогических кадров, назвать принятый законопроект решением проблемы охраны здоровья детей в образовательных учреждениях нельзя. Тем более что вопросы оснащения медкабинетов и изменения статуса школьного медицинского работника решения так и не нашли.
Иван ФИЛАТОВ, учитель истории и обществознания школы №15, Казань:
– Сложности, которые могут возникнуть, в первую очередь связаны с подготовкой и медицинскими навыками учителей. Конечно, учитель будет стараться сделать все возможное для оказания помощи ребенку, но он педагог, а не врач.
Вторая сложность – наличие оборудования для сложных угроз здоровью обучающихся. Конечно, есть бинты, таблетки. А вот прибора для проведения закрытого массажа сердца при сердечно-легочной реанимации, думаю, не будет, а даже если появится, им нужно уметь пользоваться.
А самое тяжелое – это моральная нагрузка учителей, которые будут думать о том, смогут ли они помочь ребенку, если с ним что-то произойдет.
Николай САВОЧКИН, учитель физической культуры, почетный работник общего образования РФ, с. Токмово, Ковылкинский район, Республика Мордовия:
– В нашей малокомплектной Токмовской школе больных детей практически нет. 96% учеников имеют основную группу для занятий на уроках физкультуры. Ежегодно в начале учебного года в школу приезжают врачи общей практики и узкие специалисты для проведения профосмотра и по его итогам дают заключение о состоянии здоровья детей. Наши ребята с удовольствием занимаются различными видами спорта, принимают участие в районных спортивных соревнованиях, где занимают призовые места.
В штатном расписании школы медицинского работника нет. Нас обслуживают местный ФАП и участковая больница соседнего села, что в трех километрах от нас. При острой необходимости первую помощь детям могут оказать педагоги, так как все классные руководители прошли курсы по оказанию первой помощи. Считаю, что особых сложностей при реализации новых законодательных норм у нас в школе не возникнет.
Александр ХОХЛОВ, учитель физкультуры, Воронеж:
– Не совсем понимаю, о каких нововведениях идет речь, поскольку в школе всегда допускали детей к урокам физкультуры с учетом медицинских показателей. И всегда были освобожденные от сложных физических нагрузок, есть медицинские группы, к которым относятся ребята с теми или иными заболеваниями. Все учителя физкультуры это знают и учитывают, предлагая детям упражнения различной сложности. Поэтому не совсем понимаю, что еще тут нужно менять. А вот с оказанием медицинской помощи намного сложнее. Если произошел несчастный случай, то оказывать первую помощь должен врач, в крайнем случае медсестра, а от учителей требуется вызвать скорую помощь и поставить в известность родителей ребенка. Если учитель должен будет оказывать первую доврачебную помощь, его надо этому научить и периодически тренировать, чтобы навыки не забылись. Кто и как это будет делать, остается неясным.
Екатерина РЕУТОВА, директор средней школы №8 имени Н.Г.Варламова, Петрозаводск:
– В реализации закона все будет зависеть от коммуникации с родителями. Если школа будет получать информацию от пап и мам, законных представителей детей, то станет понятно, как выстраивать работу, исходя из рекомендаций медиков. Стоит понимать, что сегодня профилактические осмотры проводятся только с разрешения родителей. Проходят их не все. Что и говорить, иногда дети приходят в образовательную организацию и вовсе без медкарты. Уже сегодня я понимаю, что первое родительское собрание в августе посвятим этой теме.
В нашей школе дети идут на физкультуру с радостью. Многие из учеников занимаются легкой атлетикой, при этом учитель видит возможности и ограничения каждого ребенка.
По поводу оказания первой помощи ученикам хочу отметить, что педагоги проходят курсы уже не первый год и могут оказать помощь до прибытия профессиональных медиков.
Дина УТЛАНЦЕВА, учитель начальных классов, учитель-логопед школы №16, Киров:
– Согласна с данным законом. Уроки физкультуры нужно проводить с дифференцированными заданиями и упражнениями. У всех детей здоровье разное, и нужно их делить на группы подготовки. Сложности могут быть с построением урока, с тем, что на подготовку к нему потребуется больше времени, так как нужно соблюдать требования дифференциации. Либо проводить уроки малыми группами, больше набирать в штат учителей физкультуры.
Татьяна Т., учитель, Великий Новгород:
– Оказывать медицинскую помощь в школе должен только медик! В советских школах обязательно весь день на посту была штатная медсестра. Сейчас ситуация другая, я, например, работала в гимназии областного центра, сейчас тружусь в обычной школе, и в обоих учреждениях дети по полдня, а то и целые дни остаются без медика. В нашу школу лишь иногда приходит медсестра из поликлиники, работающая здесь на полставки. Нам, учителям, в педагогическом институте давали некоторые навыки первой помощи, но ведь это не наше профильное образование, и может произойти такой случай, когда непрофессиональная помощь повредит больному или даже его убьет. В школы должны вернуться медсестры на полную ставку! Согласитесь, никому ведь не придет в голову требовать от медсестры заменить учителя и вести вместо него уроки. А замена учителем медработника может привести к гораздо более пагубным последствиям.
Виктор В., директор школы, Нижегородская область:
– Сложностей с тем, чтобы обучить педагогов навыкам первой помощи, нет. У нас, например, больше половины коллектива прошли курсы, причем добровольно, не по указанию. Я вижу сложности в том, что родители сами будут перестраховываться и начнут добывать освобождения от уроков физкультуры и группы с ослабленной нагрузкой даже тем, кто здоров.
Алена КУСКОВА, студентка факультета журналистики Московского политехнического университета:
– В высших учебных заведениях уже давно существует такая система, перед новым учебным годом студенты делают справки, проходят обследование, по итогам которого определяется группа здоровья. И преподаватель физической культуры определяет дисциплину, которой может заниматься студент, с какой нагрузкой. В моем вузе не менее 20 преподавателей физкультуры с разной направленностью, кто-то занимается аэробикой со студентами основной группы здоровья, кто-то – настольным теннисом и скандинавской ходьбой с теми, у кого есть противопоказания.
Возможно, в школах, особенно небольших, где по одному-два учителя физкультуры, это будет реализовать сложнее. Для детей с ограниченными физическими возможностями надо создать отдельные группы, это или дополнительные часы для уже работающих учителей, или новые ставки. Также, если это крупная школа, где много классов, может понадобиться дополнительная площадка для занятий.
Комментарии